Св. Франциск и Рождество Христово

Папа Бенедикт XVI говорил, что первые христиане находили свою индивидуальность в том, что соблюдали не шабат, а первый день недели – день воскресения Христа. Можно даже сказать, что первые христиане были людьми Пасхи или людьми воскресенья, потому что каждое воскресенье – это Пасха в миниатюре. Из этого и происходит первосходство Пасхи над Рождеством Христовым.

Изменение в восприятии этого Торжества произошло в Средневековье; в этом сыграл свою роль св. Франциск. В 1223 г. он организовал первую инсценировку Рождества Христова, от которой берет начало традиция установления рождественского вертепа. Это событие описал Фома Челанский, первый биограф святого из Ассизи. Это произошло в Греччо, в небольшом местечке в Умбрии. На склоне горы, примерно в 750 м над уровнем моря, жил как отшельник бедняк из Ассизи. Святой Франциск очень любил это место из-за его природной красоты и местного населения. Там жили простые и бедные люди. Франциск часто приходил туда, чтобы отдохнуть после миссионерского труда и в тишине размышлять о Боге. Это место подарил ему богатый дворянин по имени Иоанн.

Джотто ди Бондоне, "Рождество Христово в Греччо", сцена из цикла, посвященного св. Франциску из базилики, построенной в его честь в Ассизи. Источник: logos.com
Джотто ди Бондоне, «Рождество Христово в Греччо». Источник: logos.com

Именно его и позвал св. Франциск и попросил приготовить первые ясли в гроте на склоне горы. Священник отслужил Святую Мессу, а Франциск, который был дьяконом, прочитал Евангелие и произнес проповедь. По окончанию Торжества участники Мессы радостные вернулись домой.

Бог дал познать, что случилось этой ночью, добродетельному мужчине, имя которого Фома не упоминает. Он получил видение от Бога, которое осталось запечатлено на этой картине Джотто.

Этот благочестивый человек увидел в яслях Младенца, лежащего без жизни, но, когда Божий святой приблизился к Нему и взял в руки, Младенец «как будто ожил и проснулся». Фома Челанский так истолковал это видение: святой Франциск обновил во многих сердцах память о Младенце Иисусе.

Вот именно. Думаю, нам надо задержаться на этом месте. Потому что здесь говорится о том, что является целью Рождества Христова. Целью является возвращение к жизни Младенца Иисуса, если Он «умер» в нас; пробуждение Его ото сна, если Он спал, или напоминание себе о Нем, если мы о Нем забыли. В этом заключается суть празднования Рождества Христова.

Здесь хочу поделиться словами кард. Ратцингера, который в размышлении о Рождестве Христовом напоминает нам, что Иисус Христос стал Младенцем, а его наивысший титул – Сын – Сын Божий. Это значит, что Его младенчество соединено с божественностью; то, что Он является Младенцем, соединяется с тем, что Он является Богом. Это также значит, что и для нас дорогой к Богу является дорога младенчества. «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мт. 18,3). Мы стали детьми Божьими в момент Крещения, чтобы жить как дети Божьи. Что значит быть ребенком по отношению к Богу? Безгранично доверять Ему. Этот пример дал нам сам Господь. На кресте как человек Он почувствовал себя оставленным. Он сказал: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мт. 27,46). Но это не сломило Его упования, потому что Его последние слова были: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23,46). Упование Христа можно выразить такими словами: «Даже если меня убьют, Я буду доверять Тебе». Необходимо, чтобы и наше упование на Бога было таким же. Вот идеал, к которому надо стремится. Нужно, чтобы мы были детьми по отношению к Богу и взрослыми по отношению к миру. Потому что, если мы являемся взрослыми по отношению к Богу, если недостаточно Ему доверяем, то тогда становимся детьми по отношению к миру, и как дети беспрекословно принимаем как свое все, что нам предлагает мир, светский образ мышления и его ценности.

Но вернемся к Греччо. За 15 дней до Рождества Христова того памятного года, как пишет Фома Челанский, св. Франциск позвал к себе Иоанна и сказал ему:

«Если хочешь, чтобы в Греччо праздновали Рождество, выполни все, что я тебе скажу. Потому что я хочу сделать фигурки Младенца, который родился в Вифлееме. Хочу показать то, в чем Он нуждался, когда Его положили в ясли и как он лежал на сене, а рядом были вол и осел».

Так миниатюрные вол и осел стали соседями Младенца в пещере. Так они изображаются в одной из церквей в Каталонии, в Италии, со времени св. Франциска (см. основное фото).

Возникает вопрос: Зачем Франциску понадобились вол и осел? Эхо его мысли находим в одной из польских колядок „Nowy Rok bieży” (дословно «Новый год приходит»): «Вол, осел зевают, семью согревают». Если обратиться к евангельским текстам, то мы не найдем в них упоминания о том, что при рождении Христа присутствовали вол и осел. Может быть, они вымышлены? На этом примере можно показать, что человеческая набожность – это что-то большее, чем результат человеческого воображения.

В книге пророка Исайи читаем: «Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1,3). Вол и осел узнают своего господина и хозяина, и поэтому они оказываются мудрее сынов Израиля, которые не всегда видели в Боге своего Господа. Однако в таком представлении вола и осла при яслях Искупителя не идет речь о противопоставлении евреев и неверующих, потому что и те, и другие пришли к Новорожденному. Здесь имеется ввиду что-то другое. Вол и осел изображают как сынов Израиля, так и неверующих. Речь идет о том, что Младенец Иисус, лежащий в яслях, открыл глаза и тем, и другим, чтобы они могли увидеть Бога. Когда присмотримся к этому образу, то увидим, что у вола и осла широко открыты глаза. Они смотрят на Младенца. И что еще делают? Об этом и говорится в польской колядке: «Вол, осел зевают, семью согревают». Как? «На колени становятся, падают ниц, восхваляют Бога в яслях». Они согревают Младенца, но, что важно, поклоняясь Ему и воздавая Ему славу. Вот мы и добрались до сути. Это послание для нас.

Нужно, чтобы и мы позволили Ему открыть наши глаза, чтобы узнали Христа и воздали Ему славу. Мы можем по-разному встретить Его. Он присутствует в добрых помыслах, которые разными способами появляются в нас; Он присутствует в другом человеке, который особенно нуждается в нашей помощи; Он присутствует в общине Церкви, особенно, во время молитвы. Он присутствует в Слове Божьем, когда Его читают или произносят; особенным образом Он присутствует в Евхаристии: во время каждой Святой Мессы рождается для нас и жертвует Себя Богу Отцу на алтаре; в полноте своего божественного и человеческого начала находится среди нас под видом хлеба и вина. Когда с верой участвуем в Мессе и с чистым сердцем принимаем Святое Причастие, тогда Рождество Христово обновляется в каждом из нас.

Источник (пл.): www.fronda.pl

Перевод: Дарья Жуковская

Основное фото: Деталь передней части алтаря, Каталония, XII-XIII в., Solson, епархиальный музей. Источник: logos.com