Упреждающая система воспитания Дона Боско

Достаточно того, что вы молоды,
чтобы я вас сильно любил.
св. Иоанн Боско

“В том, что оборачивается во благо молодежи, подвергающейся опасности, или служит завоеванию душ для Бога, я стремлюсь вперед даже с безрассудством” [1]

— так писал итальянский священник Джованни Боско, причисленный Римско-католической Церковью к лику святых. Благодаря этому высказыванию можно понять два базовых принципа, на которых была основана его упреждающая (или упредительная) система воспитания, —  Евангелие и помощь детям и подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, коих были тысячи в Италии XIX века, когда Дон Боско вел свою пастырскую и педагогическую деятельность.

Промышленная революция подтолкнула множество семей и одиноких молодых людей покинуть родные деревни и в поисках заработка отправиться в итальянские города, где их ожидали тяжелые бытовые и трудовые условия, голод и побои [2]. Сотни подростков оказывались в тюрьмах за совершение жестоких преступлений, преимущественно кражи: “Но как же я был ошеломлен и изумлен, узнав, что многих из тех, кто вышел оттуда с твердым намерением начать лучшую жизнь, спустя всего несколько дней после освобождения препровождали обратно в место заключения. Именно тогда я понял, что многие возвращаются туда потому, что предоставлены самим себе” [3].

Так началась история “Оратория” (лат. oratorium — «молельня», молитвенный дом, место для молитвы) [4] — места, в котором с зимы 1842 года Дон Боско собирал “трудных” детей, отдавая предпочтение, в первую очередь, юношам, вышедшим из тюрем. Чтобы заложить основание дисциплины и нравственности и иметь постоянную поддержку и хороший пример для столь сложной публики, он пригласил в Ораторий несколько образованных и порядочных мальчиков. В целом Ораторий состоял из деревенских ребят, которые работали в Турине каменщиками, резчиками, плиточниками, малярами и пр., не имели семьи, друзей и товарищей в городе, не относились к какому-либо церковному приходу, поэтому по выходным не ходили в храм, не имели каких-либо занятий и бесцельно болтались по улицам, рискуя попасть в неприятности.

В Оратории Дон Боско и помогавшие ему священники подготавливали молодежь к принятию Таинств, проводили с ними подвижные игры, организовывали праздники. Джованни Боско посещал членов своего “маленького отряда” в будние дни во время их работы в мастерских. Обычно это нравилось хозяевам, которые охотно держали у себя подростков, зная, что за ними присматривают на неделе и в выходные. Также Джованни Боско инициировал заключение трудовых договоров с несовершеннолетними, чтобы обезопасить их от произвола работодателей и нищеты.

Постепенно численность детей, опекаемых Доном Боско, росла, и к его смерти достигла более тысячи человек, каждого из которых он знал по имени. [5]

Деятельность Джованни Боско в течение почти всего его жизненного пути имела противоречивые оценки и вызывала неодобрение у многих окружающих: его Ораторий называли “рассадником безнравственности” и стараниями горожан и высокопоставленных особ переселяли из одного района Турина в другой, самого священника обвиняли в безумии и пытались поместить в дом скорби. Собрания Оратория запрещались городскими властями, а после слушаний, проводимых Коллегией правосудия, были разрешены только при условии постоянного наблюдения за ними агентами муниципалитета. [6]

“Еще в храме Св. Франциска Ассизского я убедился, что ребят нужно обучать. Некоторые из них, уже взрослые, были совершенно несведущи в истинах веры” [7] — так, для решения своих пастырских задач, Дон Боско отправляет своих подопечных на занятия в воскресной школе, методика которых могла бы получить сегодня название “экспресс-курсов”: в течение одно-двух занятий повторялись или изучались азбука и чтение по слогам, далее юноши учились читать по малому катехизису: “Тем самым за восемь воскресений я смог добиться того, что некоторые стали самостоятельно читать и изучать целые страницы катехизиса. Это позволяло существенно сэкономить время, иначе самым старшим приходилось годами осваивать катехизис, прежде чем в достаточной степени приготовиться хотя бы к Исповеди” [8].

В последствии Дон Боско вводит вечерние занятия чтением (“у некоторых ум был настолько неповоротлив, что они забывали все выученное в прошлое воскресенье” [9]), а проблему нехватки учителей решает следующим способом: помогает городским студентам с изучением арифметики и языков в обмен на то, что они преподают чтение и катехизис в его вечерней и воскресной школах. Вскоре к нему присоединяются образованные жители Турина, и таким образом формируется состав наставников.

Столкнувшись с проблемой отсутствия книг, по которым можно обучать молодежь чтению (это было связано, преимущественно, со сложностью изложения существовавшей литературы), Дон Боско берется за составление пособия по Священной истории, которое представляло бы собой “легкое чтение в доступном стиле” [10]. Это пособие станет первым в серии книг, “приспособленных к требованиям времени” [11], изданных священником для молодежи. Впоследствии именно фактор соответствия педагогической деятельности салезианцев “социальному контексту и трудовому миру” станет основополагающим в работе последователей Джованни Боско. [12]

После нескольких месяцев занятий в вечерней и воскресной школах, ученики Дона Боско выдержали открытое испытание по Священной истории и географии перед комиссией из богословов и ученых. Успехи, продемонстрированные юношами, удивили и вдохновили как состав жюри, так и наставников, поэтому было решено дополнить учебную программу уроками арифметики и рисования. Подобные занятия для представителей простого народа в Турине проводились впервые и стали предметом всеобщего обсуждения. Муниципалитет города собрал особую комиссию, призванную проверить реальность успехов вечерней школы Джованни Боско. Результаты этой проверки привели к назначению ежегодной премии для школы и открытию вечерних школ по ее образцу в главных городах Пьемонта.

В конце 1840-х гг. Дон Боско получает помещение под Ораторий в районе Вальдокко, в среднем каждый вечер его школы собирают триста учеников [13]. Это приводит к разработке основных правил Оратория, составивших основу упреждающей системы воспитания.

“В чем заключается упреждающая система и почему ее стоит предпочесть” [14]: правила обителей

Дон Боско выделял две противоположные системы воспитания молодежи: репрессивную и упреждающую. Первая заключается в ознакомлении учеников с правилами, строгим надзором за их соблюдением и справедливым наказанием тех, кто правила нарушает. Наставники и директора таких школ должны внушать ученикам страх и благоговение и держать дистанцию со своими подопечными.

Упреждающая же система построена таким образом, что воспитанники находятся под постоянным наблюдением наставников, которые их направляют и с любовью корректируют их поведение, предупреждая промахи и ошибки учеников. Такая система “целиком опирается на разум, веру и доброжелательность” [15] и неукоснительно соблюдает следующие принципы:

1. “У подростков наказанием является то, что им кажется наказанием” [16] — телесные наказания исключаются, а легкие сводятся к минимуму. Наставник должен заслужить расположение и дружбу своего воспитанника, поэтому его советы и предупреждения не воспринимаются в штыки, а в качестве самого наказания выступает выражение наставником неодобрения или суровый взгляд. Любые замечания нельзя высказывать публично, только наедине, прилагая усилия к тому, чтобы воспитанник действительно осознал свою вину.

2. Директор школы всецело отдает себя воспитанникам, постоянно находясь среди них и общаясь с ними, а также сразу знакомит их с правилами обители.

3. Преподаватели и наставники должны отличаться высокой нравственностью и не демонстрировать особого расположения к кому-либо из учеников.

4. Воспитанники никогда не должны оставаться одни, а постоянно заниматься чем-либо в присутствии учителей и их помощников.

5. Ученикам предоставляется полная свобода в активных занятиях, дозволяется бегать, прыгать и шуметь. “Душой” перемены становится наставник, который полностью разделяет желание учеников участвовать в подвижных играх: “Пусть они полюбят то, что нравится ребятам, тогда ребята полюбят то, что нравится им” [17]. Этот принцип можно наблюдать и сегодня в представителях салезианских монашеских конгрегаций, когда облаченные в сутаны или хабиты духовные лица поют под гитару с детьми в электричках, танцуют в окружении молодежи на праздниках, увлеченно играют в настольные игры и кричат “Уно!” и пр.

6. В качестве лучших средств поддержания дисциплины применяются гимнастика, музыка, театр, декламации и прогулки. Это продолжает тему так называемого веселья, которую с молодости пропагандировал Дон Боско: “Нужно лишь следить за тем, чтобы ни в содержании самих увеселений, ни в поведении выступающих, ни в разговорах не было ничего предосудительного. “Делайте все, что хотите”, — говорил большой друг молодежи св. Филиппо Нери, — “с меня достаточно, чтобы вы не грешили”” [18].

7. “Хорошо выбранный привратник – сокровище для воспитательного учреждения” [19] — так Дон Боско требовал, чтобы в школу не проникали книги и люди, ведущие “скверные разговоры” [20].

8. Каждый учебный день должен заканчиваться коротким (две-три минуты) выступлением директора или заменяющего лица, содержащим какой-то совет по итогам событий прошедшего дня. Это выступление обычно называется “словом” и обязательно во всех салезианских учебных заведениях.

Важно понимать, что, как указывалось автором выше, упреждающая система, разработанная Джованни Боско, была неразрывно связана с христианским учением и содержала участие воспитанников в богослужениях и Таинствах Церкви при соблюдении правила: “Никогда не следует обязывать подростков часто прибегать к святым Таинствам, нужно лишь поощрять их и предоставлять им возможность пользоваться ими” [21].

Успешность выбранной Доном Боско стратегии общения с подростками подтверждалась не только тем фактом, что многие его воспитанники получали хорошее образование, становились священниками, торговцами, ремесленниками и другими достойными гражданами. Так, например, описан случай, когда Джованни Боско, постоянно посещавший тюрьмы Турина с пастырскими визитами, попросил власти отпустить группу малолетних преступников на прогулку с ним. Убедив всех в необходимости этого мероприятия, он взял на себя ответственность за то, что ни один заключенный не сбежит, а когда он с тяжелым сердцем вернул всех подростков в тюрьму по списку, на недоумение ее начальника ответил: “… государственные власти только приказывают и наказывают. Я же люблю этих ребят” [22].

Когда количество ораториев, основанных Доном Боско, увеличилось, а директорами и наставниками в них стали его последователи, он обращался к ним с настойчивой просьбой о соблюдении этих принципов: “-А знаешь ли ты какое-нибудь безошибочное средство, чтобы восторжествовала такая близость, такая любовь и доверие? — Точное соблюдение правил обители. — И всего лишь? — Лучше всего, когда на обед подают хорошее настроение” [23].

“Если вы любили меня в прошлом, то продолжайте любить меня и в будущем, точно соблюдая наш Устав” [24]: Салезианская семья и оратории сегодня

В 1850 году Дон Боско открывает первый интернат для подростков, а через несколько лет – шесть мастерских при Оратории, в которых юноши могли трудиться в благоприятных для них условиях, и книжное издательство.

В 1854 году он создает монашеское Общество Святого Франциска Сальского, после – женскую монашескую конгрегацию Дочерей Марии Помощницы христиан и Общество салезианских помощников – мирян, оказывающих содействие монахам и монахиням в деле воспитания молодежи. Так к моменту его смерти формируется Салезианская семья, которая и сегодня продолжает начинания своего основателя [25].

Согласно уставу Салезианцев Дона Боско (SDB), они несут свое служение молодежи, которой сложно добиться успеха из-за финансового или культурного происхождения, детям, обделенным вниманием и находящимся, как сейчас говорят, “в группе риска” [26].

Задачами, которые ставят перед собой салезианцы, остаются социализация, образование и нравственное воспитание молодежи.

В отличие от развивающихся стран, где салезианцы не только несут миссионерскую служение, но и занимаются образованием детей и подростков, в развитых странах их деятельность ввиду наличия обязательного среднего образования трансформировалась преимущественно в содержание детских центров и ораториев, расположенных при католических храмах. Руководствуясь принципами упреждающей системы воспитания, монашествующие при поддержке мирян открывают пансионы (интернаты) для детей, семьи которых оказались в сложной жизненной ситуации. Так, например, в Москве с 1996 года на благотворительные средства существует Воспитательный центр им. Иоанна Боско, подопечные которого получают полное среднее образование в обычной московской школе. В центр попадают дети из неблагоплучных и неполных семей, где одному из родителей необходима помощь в заботе над ребенком. Это учреждение позволяет родителям не отказываться от детей в то время, пока они пытаются решить финансовые или бытовые проблемы [27].

Тем не менее, в США и странах Европы действуют салезианские католические школы и профессиональные учебные заведения. В России они представлены Салезианским техникумом им. Дона Боско и курсами профессиональной подготовки для безработных граждан [28] в Гатчине (Ленинградская область).

Современные оратории похожи на клубы, в которых подросток может проводить свободное время в будни и по выходным, общаться со сверстниками, играть, заниматься танцами, пением, театром, участвовать в молитвах, чтениях и пр. под наблюдением и при обязательной вовлеченности в любой процесс монахов и салезианцев-сотрудников. Оратории устраивают  походы, пикники, экскурсии и паломничества по святым местам, помогая родителям и педагогам организовать детский досуг.

Как и во времена Дона Боско, сегодня салезианские молодежные учреждения не имеют какого-то специального обустройства или внешнего вида, так как располагаются преимущественно в помещениях, выделенных католическими монастырями и приходами, но обязательно имеют место для молитвы, библиотеку с духовной литературой и, пусть самые скромные, угощения в виде печенья, сладостей, чая и пр., подтверждая данное основателем движения названия “обители” — домашнего, семейного места.

Также не изменилась и главная цель этих обителей – “воспитание честных граждан и благочестивых христиан” [29], то есть на первом плане стоят катехизация подростка, обучение его какой-либо профессии, приобщение к труду и развитие навыков общения с окружающими. Иными словами, успешность работы наставников нельзя оценивать карьерными достижениями воспитанников или только ими, что, очевидно, не соответствует требованиям, предъявляемым современным секуляризованным обществом к образованию детей и молодежи, но импонирует христианским семьям в качестве опции дополнительного, внешкольного и внедомашнего воспитательного процесса.

Отдала бы я своего ребенка в такую школу? Да, вне зависимости от его характера, потому что это система воспитания, в основе которой лежит любовь.

Дарья Косовец

Изображения: www.donboscomor.org

Примечания:

[1]     Общество Святого Франциска Сальского. Устав и общие правила. Гатчина, 1998. С. 26.

[2]     Подробнее см.: Мизиано К.Ф. Итальянское рабочее движение на рубеже XIX-XX вв. М., 1976. С. 33-34, 43.

[3]     Боско Дж. Воспоминания об оратории Святого Франциска Сальского с 1815 по 1855 гг. Гатчина, 2012. С.62-63.

[4]     Русско-латинский словарь // Oratorium

[5]     Боско Дж. Воспоминания об оратории Святого Франциска Сальского с 1815 по 1855 гг. Гатчина, 2012. С.63-67.

[6]     Боско Дж. Воспоминания об оратории Святого Франциска Сальского с 1815 по 1855 гг. Гатчина, 2012. С. 91-93.

[7]     Там же. С. 93.

[8]     Там же. С.94.

[9]     Там же.

[10]   Там же. С. 95.

[11]   Там же. С.98.

[12]   Общество Святого Франциска Сальского. Устав и общие правила. Гатчина, 1998. С. 123.

[13]   Боско Дж. Воспоминания об оратории Святого Франциска Сальского с 1815 по 1855 гг. Гатчина, 2012. С. 100-101.

[14]   Боско Дж. Упреждающая система в воспитании молодежи / Общество Святого Франциска Сальского. Устав и общие правила. Гатчина, 1998. С. 242.

[15]   Там же. С. 243.

[16]   Там же. С. 248.

[17]   Боско Дж. Письмо из Рима / Общество Святого Франциска Сальского. Устав и общие правила. Гатчина, 1998. С. 254.

[18]   Боско Дж. Упреждающая система в воспитании молодежи / Общество Святого Франциска Сальского. Устав и общие правила. Гатчина, 1998. С. 245.

[19]   Там же. С. 246.

[20]   Там же.

[21]   Боско Дж. Упреждающая система в воспитании молодежи / Общество Святого Франциска Сальского. Устав и общие правила. Гатчина, 1998. С. 246.

[22]   Боско Т. Сон сбылся. Гатчина, 2003. С. 133.

[23]   Боско Дж. Письмо из Рима / Общество Святого Франциска Сальского. Устав и общие правила. Гатчина, 1998. С. 256.

[24]   Общество Святого Франциска Сальского. Устав и общие правила. Гатчина, 1998. С. 11.

[25]   Подробнее см.: www.sdb.org

[26]   Общество Святого Франциска Сальского. Устав и общие правила. Гатчина, 1998. С. 132.

[27]   Подробнее см.: Дом Боско. Детско-юношеский воспитательный центр

[28]   Салезианский центр им. Дона Боско

[29]   Боско Дж. Упреждающая система в воспитании молодежи / Общество Святого Франциска Сальского. Устав и общие правила. Гатчина, 1998. С. 249.