Фигура Целестина V, этого романтического чудотворца, монаха-отшельника, Папы-святого без способностей правителя, отказавшегося в конце концов от Святого Престола, — явление совершенно необычайное и исключительное. Данте в своей «Божественной комедии» поместил несчастного Папу в пространство между вратами Ада и Ахеронтом, туда, где толпятся души людей, которые ничего не совершили в земной жизни и не заслужили ни адских мучений, ни райского блаженства. Они обречены вечно бегать по кругу, страдая от жалящих их до крови слепней и ос. Данте высказался о Целестине так: «тот, кто в малодушии своем великий дар отверг». Он усмотрел в отречении Папы не только грех против Бога, но и преступление против общества. А вот Петрарка, напротив, посчитал этот поступок Целестина V актом неподражаемого смирения.
Решение отшельника, прожившего долгие годы в горах, привыкшего к общению со звездами и с природой, взять на себя вместе с папской короной всю тяжесть решения мировых проблем, вызывает, по меньшей мере, недоумение. Что же заставило человека, отказавшегося от всего мирского и на протяжении 60-ти лет посвящавшего себя Богу, вдруг очутиться на высшем из земных престолов и стать вершителем судеб мира? На этот вопрос история не дала ответа. Возможно, Целестин V принял на себя этот крест как испытание, но папская тиара оказалась для него невыносимым бременем.
Пьетро Анджелари да Морроне (1209 или 1215 — 19 мая 1296) родился в простой крестьянской семье в провинции Изерния региона Молизе. В 12 лет он вступил в орден бенедиктинцев и жил в монастыре Санта Мария ди Файфоли (Молизе). В 1239 году, решив стать отшельником и вести аскетический образ жизни, он удалился на гору Морроне возле Сульмоны (Абруццо) и жил там в одиночестве в разных гротах. Скоро к странному анахорету, апостолу нищеты присоединились единомышленники. На горе Маелла он основал монастырь, объединивший отшельников гор Абруццо. А в 1264 году Папа Урбан IVучредил новый орден отшельников святого Дамиана, который впоследствии стал называться орденом целестинцев. Молва о святости пустынника из Абруццо, о чудесах и исцелениях, творимых им, распространилась по всей Италии. «Должно быть, анахорет в самом деле был необыкновенным человеком, — пишет историк Фердинанд Грегоровиус, — если он мог на глазах у Папы (Григория X) повесить в воздухе свою монашескую рясу на солнечном луче». Дело в том, что Пьетро да Морроне в 1274 году самолично отправился в Лион на Второй Лионский собор, на котором Папа Григорий Xсобирался ликвидировать вновь образовавшиеся монашеские общины. Святой отшельник тогда смог добиться у Папы утверждения своего ордена.
Пьетро да Морроне, будучи духовным лидером ордена, составил устав общины, который базировался на уставе святого Бенедикта, но предписывал монахам строгий аскетический образ жизни по принципу евангелической бедности. Монахов ордена сначала называли «морронитами» (от названия горы Морроне) или «отшельниками святого Дамиана». Название «целестинцев» за ними закрепилось уже после смерти Целестина. В XIII — XIV веках в Италии было создано около 100 монастырей целестинцев. Появились одиночные монастыри целестинцев во Франции и в Германии. Орден целестинцев просуществовал до начала XIX века. В ходе наполеоновских войн эти монастыри были ликвидированы и не возродились вновь.
В 1292 году умирает Папа Римский Николай IV. Кардиналам в течение двух лет не удается достичь компромисса и избрать нового Папу. На ход выборов влияли два могущественных римских рода — Орсини и Колонна, соперничавших друг с другом. Кардиналы разделились на две фракции. Одна группа представляла интересы семьи Колонна, другая — интересы семьи Орсини. Этот затянувшийся процесс выборов привел к полной анархии и смуте. В конце концов кардиналы решили пойти на отчаянный шаг — призвать на Святой Престол монаха-отшельника и дать Церкви «ангельского Папу». Считается, что важную роль в этом сыграл король Неаполя Карл II Анжуйский, который представил монаха из Абруццо в качестве кандидата на трон Святого Петра. Историк Фердинанд Грегоровиус называет также имя кардинала Латинуса, который, зная и почитая благочестивого отшельника, предложил его выбрать Папой. «Это предложение могло бы показаться шуткой, — как пишет Грегоровиус, — однако с ним серьезно согласились, и беспомощные кардиналы, хватавшиеся за соломинку, единогласно избрали Папой этого пустынника». Решение кардиналов, надо сказать, вызвало одобрение францисканцев, которые ожидали наступления эры победы христианского учения, торжества бедности над алчностью.
В хрониках записано, что, когда посланники с декретом об избрании Папой явились к отшельнику в его скит, они увидели перед собой человека с всклокоченной бородой, с бледным изнуренным лицом, закутанным в рясу, который испуганно смотрел на пришедших. Говорят, что бедный отшельник даже пытался бежать, когда узнал, что привело к нему этих господ. И только горячие просьбы заставили его согласиться принять возложенную на него миссию.
В результате на Святом Престоле оказался святой подвижник Пьетро да Морроне. 5 июля 1294 года Пьетро да Морроне был избран Папой под именем Целестина V. 29 августа 1294 года в Аквиле в базилике Санта Мария ди Коллемаджо отшельник был коронован папской тиарой.
Считается, что избрание Пьетро да Морроне Римским Папой имело чисто практический характер. Папой был избран человек, которому на тот момент уже исполнилось 79 лет (по другим источникам — 85 лет). Поэтому можно было рассчитывать на его скорую кончину. Кроме того, это был настолько невинный и наивный персонаж, что кардиналы осмелились предположить возможность легкой манипуляции его действиями во время понтификата.
Однако Целестин V сразу подписал несколько актов, которые вызвали бурное негодование кардиналов. Прежде всего, он впервые за всю историю понтификата переместил папскую резиденцию из Рима в Неаполь, оказавшись тем самым под полным контролем Карла II Анжуйского. Вследствие этого кардиналы вынуждены были получать разрешение у неаполитанского короля на встречу с Папой. Кроме того, Папа избрал 12 новых кардиналов (из которых 7 были французами), тем самым ослабив влияние прежних. Пользуясь своим положением, он также стал усердно продвигать свой орден целестинцев. И даже собирался удалить из Монтекассино бенедиктинцев, заменив их на своих братьев-монахов.
Трудно понять, как такой человек, как Пьетро да Морроне, проживший всю свою жизнь в одиночестве, согласился стать Понтификом. Еще сложнее представить себе внутренние переживания смиренного отшельника, взвалившего на себя вместе с папской короной тяжесть решения мировых проблем, вынужденного общаться с тысячами других людей и оказавшегося в лабиринте интриг и заговоров. Целестин вполне осознавал свою несостоятельность в решении административных и дипломатических вопросов церкви, страдал от этого и говорил: «Боже мой, властвуя над душами других, я теряю свою». 13 декабря 1294 года, по совету кардинала Бенедетто Каэтани, Целестин подписал акт об отречении от Папского престола, став таким образом первым в истории Папой, добровольно отказавшимся от папского служения. История церкви знает и другие отречения — Климента I, Понтиана, Сильверия, Бенедикта IX, Григория XII. Однако там были совершенно другие обстоятельства, и речь не шла о добровольном отказе от папства.
Пьетро да Морроне хотел было удалиться снова на свою гору и вернуться к прежнему отшельническому образу жизни. Но отрекшийся Папа не имел уже права быть свободным.
Новый конклав избирает Папой Бенедетто Каэтани под именем Бонифация VIII. Новый Понтифик оказывается перед лицом весьма щекотливой ситуации. В Риме ходила поговорка: «Умер Папа. Да здравствует новый Папа!» В данном случае эта формула не работала. Присутствие Целестина Vявлялось живым доказательством сомнительной законности его преемника. Бонифаций VIII всерьез опасался, что кто-то воспользуется ситуацией и попытается сделать Пьетро да Морроне антипапой.
Таким образом своим отречением от Святого Престола Целестин V подписал себе и смертный приговор. В августе 1295 года новый Папа Бонифаций VIII решает заточить Целестина V в замок Фумоне, который в то время служил тюрьмой строгого режима Папского государства, где содержались политические преступники. В замке Фумоне святой отшельник и умер 19 мая 1296 года при весьма загадочных обстоятельствах.
Поговаривали, что он был коварно убит своим преемником, что, якобы, Бонифаций избавился от Целестина как возможного орудия в руках оппозиции. Целестинцы распространяли мрачные слухи и даже показывали в качестве реликвии 10-сантиметровый гвоздь, который, будто бы по приказанию Бонифация, был вколочен в голову несчастного старца. Как бы то ни было, умер ли он своей смертью или был убит, однако тесная мрачная камера в замке Фумоне, в которой в течение 10 месяцев томился узник, и сейчас вызывает чувство сострадания к мучениям, которые выпали на долю уже далеко не молодого человека. Рассказывали, что, несмотря на жесткие условия содержания, несмотря на то, что ему приходилось спать на каменном холодном полу, в тесном помещении со стенами, покрытыми плесенью от постоянной сырости, Целестин не проронил ни слова жалобы.
Существует предание, что в час смерти Целестина V над входом в его темницу появился огненный крест, который продержался в воздухе 36 часов. Это чудесное явление, свидетелями которого были тюремщики, явилось главным поводом скорой канонизации Целестина V. Он был причислен к лику святых в 1313 году Папой Климентом V.
Целестина похоронили в Ферентино, но впоследствии его тело было перенесено в базилику Санта Мария ди Коллемаджо в Аквиле, в которой он был коронован на папство.
Скит святого Онуфрия в коммуне Сульмона на горе Морроне Национального парка Майеллы на высоте 620 метров — то самое место, где пребывал Пьетро Анджелари в тот момент, когда к нему пришла процессия с призванием его на Святой Престол. Этот скит был основан святым отшельником за несколько лет до папства. Там сохранился крест, перед которым, по легенде, узнав о своем избрании, Целестин произнес слова: «Помоги мне, Господи, вынести этот тяжкий груз». Сюда же, в этот скит, Целестин вернулся сразу после отречения, но, как оказалось, ненадолго.
К скиту ведет тропа и лестница, вырубленная в скале. На протяжении последующих столетий в этой обители на горе Морроне обитали целестинцы. Покинули они этот скит в 1807 году, и уже навсегда (орден целестинцев не выдержал испытания временем). С тех самых пор в нем жили разные отшельники. Во время Второй мировой войны скит серьезно пострадал, и был восстановлен только в 1970-е годы. Однако в церкви сохранилась фреска XIII века с изображением Распятия, которая приписывается современнику Пьетро да Морроне — мастеру Джентиле да Рокка. Также на стенах можно увидеть уцелевшие фрагменты росписей, относящихся к XIVвеку, — в том числе изображение Пьетро да Морроне в образе Папы Целестина V с пальмовой ветвью мученика.
На протяжении столетий многочисленные паломники приходили в этот скит. И сейчас сюда тянутся потоки людей. Вода, которая стекает по стенам пещеры, в которой молился Пьетро да Морроне, считается целебной. На самом деле, чудес и необычных явлений, связанных с Целестином V, было задокументировано немало. Перед канонизацией Папы было собрано 320 свидетельских показаний. Кроме огненного креста, появившегося в воздухе в час смерти перед камерой несчастного узника, Церковью официально было признано около 100 чудес, в числе которых было целое множество исцелений от разных болезней, совершенных святым Папой.
Можно по-разному относиться к решению отшельника Пьетро да Морроне согласиться взойти на папский престол, а потом добровольно от него отречься. Однако следует признать, что фигура этого Папы, сохранявшего верность христианским заповедям, считавшего единственной миссией Церкви спасение душ, и по сей день является символом удивительного смирения, кротости, скромности и презрения к власти.
Библиография:
Грегоровиус Ф., История города Рима в Средние века (от Vдо XVIстолетия), Москва, Издательство Альфа-книга, 2008
Burani M., Celestino V. Papa, eremita e santo, Città Nuova. 1993
D’Ambra M., San Celestino V papa, Elledici, 2014
Romagnoli A., Celestino V il papa eremita, Abbazia San Benedetto, 2005