ИГИЛ и угроза христианскому архитектурному наследию

В Сирии Исламское Государство (организация, запрещенная в РФ) становится причиной массового бегства религиозных меньшинств, которые стали объектом нападений, а также угрожает существованию древних христианских святынь.

Здесь приводится отрывок из статьи, опубликованной в Œuvre dOrient, № 781 (Октябрь-ноябрь-декабрь 2015), с. 335-343, которая разъясняет не только ситуацию, связанную с христианскими общинами в Сирии, которым угрожает Исламское Государство, но и опасное положение, в котором находятся религиозные сооружения и христианская архитектура в стране.

В Алеппо, втором по значимости городе Османской Империи после Стамбула, христианский район, созданный в 16 веке, приютил много церквей. Бомбежка, проведенная над этой частью города в 2011 г. и затем, еще более интенсивная, в апреле и мае 2015 г., нанесла серьезный ущерб Маронитской, Мелькитской, Армянской и Католической церквям и полностью разрушила Армянскую церковь Сорока Мучеников, в которой хранились прекрасные иконы.

Армянская церковь Сорока Мучеников в Алеппо. Фото ДО и ПОСЛЕ: armenianweekly.com
Армянская церковь Сорока Мучеников в Алеппо. Фото ДО и ПОСЛЕ: armenianweekly.com

Евангелистская церковь была разрушена во время взрывов. Многочисленные похищения граждан-христиан сократили количество людей в общинах на 50 тысяч человек. Нехалкедонский сирийский и православный греческий епископы были похищены два года назад вместе с сотнями прихожан. С тех пор не было никаких дальнейших сведений об их местонахождении или состоянии.

Хомс долго время был местом паломничества к мощам Св. Иоанна Крестителя. В Хомсе, до 4 в. нехалкедонские сирийцы владели церковью, в которой хранился пояс Пресвятой Богородицы, и в начале 20 в. резиденция патриарха находилась в Хомсе до ее перенесения в Дамаск. Церковь Пресвятой Богородицы была вновь возведена в 19 в. в сельджукском стиле, для которого характерен «аблак» – чередование черного и белого камней. К сожалению, базилика была разрушена из-за недавних бомбежек.

Церковь Пресвятой Богородицы в Хомсе. Фото ДО: www.panoramio.com Фото ПОСЛЕ: ar.qantara.de
Церковь Пресвятой Богородицы в Хомсе. Фото ДО: www.panoramio.com Фото ПОСЛЕ: ar.qantara.de

Активисты Джабхат ан-Нусра заняли Кассаб, небольшой горный город на северо-западе Сирии рядом с турецкой границей, где поселились армянские семьи и их потомки, пережившие геноцид 1915 г. Городское население бежало в Латакию. […]

В Маалюле в 55 км от Дамаска население смешано: две трети составляют христиане и треть – мусульмане. В Мелкитских монастырях Св. Георгия и Св. Бахуса, которые возвышаются над городом, хранятся алтарь 4 в. и некоторые ценные иконы; немного ниже находится православный монастырь св. Феклы – традиционное место паломничества всех арабоговорящих православных христиан. Активисты Джабхат ан-Нусра, занявшие Маалюлю с сентября 2013 г., разграбили 2 монастыря, снесли голову статуе Пресвятой Богородицы, похитили 18 монахинь и увезли их в Ябруд, монахини были освобождены только в марте 2014 г. в Ливане при условии последующего освобождения ста пятидесяти исламистских заключенных. Трое молодых христиан были казнены за отказ отречься от веры. Сирийская армия освободила город 11 сентября, и места поклонения были отстроены заново.

Вид храма в монастыре св. Феклы после освобождения поселка от боевиков. Фото: wikimedia.org
Вид храма в монастыре св. Феклы после освобождения поселка от боевиков. Фото: wikimedia.org

Рядом с Хомсом находится сирийский католический монастырь Св. Моисея Абиссинского. Монастырь был заброшен, пока иезуитский священник Паоло Даль’Ольо не вступил в должность его настоятеля в 1980 г. Он с помощью итальянских реставраторов показал свету великолепно расписанные фрески 6 в. Это дало толчок развитию общины, которая носит название аль-Халиль (Авраам) и преуспевает в поддержании мирного исламо-христианского диалога. К сожалению, после того, как о. Паоло Даль’Ольо исчез в Ракке в 2013 г. во время возможного обмена пленниками, община из-за незащищенности региона, была обречена на гибель. […]

Фрески в монастыре св. Моисея. Фото: wikimedia.org
Фрески в монастыре св. Моисея. Фото: wikimedia.org

Сайедная в 80 км к северу от Дамаска в Каламунской горной цепи долгое время была центром паломничества к Пресвятой Богородице, названная в честь Нее церковь хранит древнюю икону, недоступную для осмотра. Сюда приходили паломники из Сирии, Ливана, Иордании и Ирака. Православные монахини, также известные как “hajja», как и многие мусульмане, живущие в городе, приветствуют многих христианских и мусульманских паломников, которые приходят помолиться к Пресвятой Богородице. […]

В Средние века церковь св. Симеона была местом паломничества, посвященное чудотворцу Симеону, который жил на вершине столпа с 419 до 459 гг. Эта святыня, которая оставалась самой большой на Востоке до возведения Собора Св. Софии в Стамбуле, занимает территорию в 12 тысяч кв. м. В Путеводителе, созданном анонимным путником из Бордо в 5 в. говорится, что паломники с Запада, прежде чем достичь Иерусалима, приходили морем в Александрию, потом на Синай, а возвращались через церковь Св. Симеона. В ее здании находились три постоялых двора и знаменитая крестообразная церковь, построенная императором Зеноном вокруг основания колонны, на которой стоял святой столпник. Активисты Джабхат ан-Нусра заняли город и разграбили это место.

Церковь святого Симеона. Фото: www.arabchurch.com
Церковь святого Симеона. Фото: www.arabchurch.com

Ябруд, который долгое время был и остается местом рождения мелькитских мыслителей и ученых, являлся городом удивительных исторических церквей. Боевики ан-Нусра заняли город, сделав его своим центральным штабом, разогнав большую часть городского населения и нанеся значительный ущерб церквям и их внутреннему убранству. Иконы были отправлены в Дамаск для реставрации.

Церковь св. Марии в Ябруде после освобождения от джихадистов. Фото: www.bogoslov.ru
Церковь св. Марии в Ябруде после освобождения от джихадистов. Фото: www.bogoslov.ru

Население Восточной Сирии, захваченной ИГИЛ, в нечеловеческих условиях бежало в Турцию и Западную Сирию. Религиозные памятники были разграблены, если не полностью уничтожены.

22 сентября 2014 г. в Дайр-эз-Заур военные ИГИЛ взорвали монументальную гробницу Мемориала армянского геноцида (…).

Разрушенный армянский мемориал в Дайр-эз-Заур. Фото: armenianweekly.com
Разрушенный армянский мемориал в Дайр-эз-Заур. Фото: armenianweekly.com

Эль-Хасака на протяжении многих месяцев был осажден в попытке «очистить город от христиан», об этом ежедневно по громкоговорителям заявляли наемники ИГИЛ. Жителями города являются потомки ассирийских иракцев, с которыми зверски расправлялась иракская армия в 1993 г. и которые нашли прибежище в Сирии благодаря французским генералам. Для этих целей были созданы два города: Эль-Хасака и Эль-Камышлы.

34 ассирийских деревни, находящихся по соседству, вдоль рек Евфрат и Хабур, были брошены их жителями из-за опасности, исходящей от джихадистов. Турция закрыла границу для беженцев-христиан, усложняя их побег. […]

Христианам в Ракке запрещено звонить в колокола на храмах, и они вынуждены платить джизью, равную 17 граммам золота за человека для состоятельных людей и 4,5 граммам золота для бедных. В отличие от христиан в Мосуле, христиане в Ракке не были изгнаны из страны и, кажется, сохранили свое имущество.

Источник (англ.): OASIS

Перевод: Дарья Жуковская

Фото: iNEWS