Человеческая природа определяется единством души и тела. Мы не просто души, запертые в теле в ожидании освобождения. Мы также не просто органы, разработанные с помощь функций головного мозга.
Церковь говорит о глубоком единстве души и тела. Дух и материя не едины по своей природе, но их объединение образует единую природу. Нужно подчеркнуть, что это учение крайне важно, и при этом мы часто понимаем его неправильно. Предлагаем посмотреть на 13 истин, следующих из единства души и тела.
1. Величие человека
«Что за мастерское создание — человек! — сказал Гамлет, герой знаменитой пьесы Шекспира. — Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на некоего бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!»
И это правда. Мы сочетаем в себе «животную» и «ангельскую» природу; мы сотворены из праха и мечтаем достигнуть звезд. Книга Бытия выражает это, рассказывая, как Господь сотворил нас из глины и вдохнул в нас жизнь. Если Церковь права, мы красивы и благородны. Если же Церковь заблуждается в этом вопросе, то мы не более чем высокоразвитые автономные сосуды для удовольствий.
2. Величие искусства
Создавая искусство, мы выражаем неосязаемые идеи через материю, которую мы можем осязать, видеть или слышать. Искусство обращается к нашим душам посредством чувств.
Если Церковь права в отношении души и тела, искусство является каналом к Красоте, которая превосходит нас. Если же Церковь не права, то искусство есть просто упражнение в изобретательности, в котором есть гораздо меньше, чем кажется на первый взгляд.
3. Боговоплощение возможно
Ранние христологические ереси пытались отделить божественную и человеческую природу Иисуса друг от друга. Было ли Его тело божественным, или только Его душа? Является ли Он в меньшей степени Богом, если имеет тело? Стал ли Он Богом, скажем, в Крещении? Единство души и тела опровергает все эти ереси: Он был тем, кто Он есть, с самого начала — полностью Богом и полностью человеком.
Если Церковь заблуждается в учении о душе и теле, Иисус не может быть Богом и мы не можем быть искуплены. Если Церковь права, наша вера не напрасна.
4. То, как выглядят наши церкви, очень важно
Если душа и тело не едины, не имеет никакого значения, как выглядят наши храмы, потому что только наши тела реагируют на что-то. Если же душа и тело едины, наши храмы должны свидетельствовать о Божьем величии.
5. Важно также и убранство храма
Без этого учения наши церкви должны представлять собой пустые геометрические формы, в которых ничто не отвлекало бы наши души от молитвы. Исходя же из этого учения, наши храмы украшены иконами и скульптурами, обращенными к нашей телесной природе.
6. Таинства необходимы
Без этого учения передача благодати через материю была бы невозможна.
Но если это учение верно, то мы, действительно, имеем доступ к безграничной благодати через самые обычные вещи, преображающиеся в руках священника: через воду, хлеб, вино, помазание рук.
7. Мария особенная
Без учения о единстве души и тела Мария была бы просто суррогатной матерью, выносившей тело Иисуса.
С этим учением она — Матерь Божия.
8. Значимость святых
Без этого учения мы отмечали бы лишь праздники, связанные с Тайной жизни Христа. Но благодаря ему, мы можем воспоминать многих святых мужчин и женщин, разделивших жизнь Христа в их собственной жизни.
9. Значимость дел милосердия
Без этого учения забота о нуждающихся является лишь проявлением социальной сознательности, а не делом милосердия. В свете же этого учения мы не просто удовлетворяем телесные потребности, а реальным образом выражаем любовь к другому человеку.
10. Значимость сексуальности
Если душа и тело не едины, секс является лишь формой развлечения, для которой количество партнеров и сама их личность не имеют значения.
Однако в свете этого учения сексуальность является средством выражения глубочайшей духовной связи мужчины и женщины, обретает достоинство и смысл.
11. Брак — это больше, чем юридическая конструкция
Без этого учения брак будет просто формой договора между группой из двух или более лиц, связанных взаимными чувствами и потребностями.
Но через это учение брак является союзом мужчины и женщины с конечной целью рождения и воспитания детей.
12. Нам следует больше упражняться…
Без этого учения забота о теле не имеет смысла, ведь оно не так важно, как душа, в конце концов. Но тот факт, что тело действительно является неотрывной частью нашей природы, означает, что мы должны относиться к нему с заботой.
13. …но не слишком много
Церковь отвергает неоязыческий культ тела, призывающий пожертвовать всем ради совершенства формы, боготворить тело и спортивные достижения.
Том Хупс
Источник (англ.): aleteia.org