Что говорит Церковь о глобализации?
Самой по себе глобализации нельзя дать однозначной оценки; это скорее термин, описывающий некую реальность в процессе ее становления. «Возникнув в экономически развитых странах, этот процесс в силу своей природы распространился на все экономические системы. Он стал главной движущей силой, позволившей целым регионам преодолеть отставание в развитии; сам по себе он – великая возможность. Однако, не руководимый любовью в истине, этот всемирный рывок может способствовать возникновению рисков, до сих пор неслыханных, и новых разделений в человеческой семье». (Бенедикт XVI, Энциклика Caritas in veritate).
Когда мы покупаем недорогие джинсы, нам не должно быть безразлично, в каких условиях они были произведены, получили ли люди, их изготовившие, справедливую зарплату или нет. Важна судьба каждого отдельного человека. Никакая человеческая беда не должна оставлять нас равнодушными. На уровне политики необходим «настоящий политический мировой авторитет», который заботится о достижении справедливого равновесия между людьми из богатых и развивающихся стран. Слишком часто последние не имеют доступа к благам экономической глобализации и вынуждены лишь переносить тяготы этого процесса.
* * *
«Кажется, что глобализированная экономика отдаёт предпочтение первому варианту, а именно договорному обмену, но прямо или косвенно она показывает, что нуждается и в двух других: в политической логике и в логике безвозмездного дара» (Бенедикт XVI, Энциклика Caritas in veritate).
Глобализация – это лишь политическая и экономическая задача?
Раньше существовала идея разделения труда: экономика должна была заниматься приумножением богатства, а политики следили за его справедливым распределением. В эпоху глобализации выгода достигается на глобальном уровне, тогда как политика ограничена национальными интересами государства. Поэтому сегодня важно не только укрепление надгосударственных политических структур, но и оказание поддержки инициативам отдельных людей и социальных групп, которые не ради выгоды, но в духе солидарности и любви занимаются экономической деятельностью в более бедных регионах мира. Наряду с рынком и государством нам необходимо и сильное гражданское общество.
В условиях рынка услуги и товары обмениваются на равноценное вознаграждение. Но во многих регионах земного шара люди настолько бедны, что им нечего предложить на обмен, и они становятся всё более и более зависимыми. Поэтому необходимы экономические инициативы, основанные не на «логике обмена», а на «логике безвозмездного дара» (Бенедикт XVI). Речь идёт не просто о милостыне, но о помощи и содействии в поисках своего пути к экономической свободе. Существуют христианские инициативы, как, например, проект движения Фоколяров «экономика общения», которая насчитывает по всему миру более 750 производств. Существуют также и нехристианские «социально ориентированные предприниматели» (social entrepreneurs), которые, хотя и заинтересованы в прибыли, но при этом работают в духе «культуры дарения», чтобы бороться с бедностью и маргинальностью.
* * *
«Общество, всё более глобализированное, делает нас соседями, но не братьями. Разум сам по себе способен постичь равенство людей и организовать гражданское сосуществование, но не может основать братство» (Бенедикт XVI, Энциклика Caritas in veritate).
Является ли бедность и экономическая отсталость неизбежным злом?
Бог доверил нам изобилие плодов земли, на которой достаточно ресурсов, чтобы всем живущим хватило пищи и места. Однако в некоторых регионах, странах и частях света люди не имеют самого необходимого для существования. Это разделение мира имеет сложные исторические причины, но оно не является непреодолимым. Моральный долг богатых стран – помочь развивающимся странам выйти из бедности, этому должны помочь содействие развитию и установление справедливых торговых и экономических отношений.
На нашей планете живёт более 1,4 миллиарда человек, вынужденных существовать менее чем на 1 евро в день. Они страдают от недостатка питания, а зачастую и чистой питьевой воды; они не имеют доступа к образованию и медицинской помощи. Ежедневно более 25 тысяч человек умирает в мире от недоедания. Значительную их долю составляют дети.
* * *
«Народы, которые голодают, настоятельно и страстно просят о помощи те народы, которые живут в достатке. Церковь содрогается от этого вопля страха и обращается к каждому в отдельности с просьбой ответить в любви на зов помощи своих братьев» (Папа Римский Павел VI, Энциклика Populorum progressio»).
* * *
«Экономика в обществе для того и возникла, чтобы однажды мы могли дать такой пример: народ, среди которого нет нуждающихся и бедных» (Кьяра Любич (1920–2008), основательница движения фоколяров).
Какое значение имеют бедные для христиан?
Любовь к бедным во все времена должна быть отличительной чертой христианства. Бедные нуждаются не только в милостыне: они имеют право на справедливость. Особый долг христиан – делиться своими благами с другими. Сам Христос дал нам пример любви к бедным.
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5, 3) Этими словами Иисус начинает Нагорную Проповедь. Существует бедность материальная, эмоциональная, интеллектуальная и духовная. Христиане должны заботиться о нуждающихся, проявляя глубокое понимание, любовь и упорство. Ни по одному другому критерию Христос не оценивает их так радикально, как по отношению к бедным: «Так как вы сделали это одному их братьев Моих сих меньших, то сделали Мне» (Мф 25, 40).
* * *
«Не делиться своим добром с бедными, значит обкрадывать их и отнимать у них жизнь. Не своим добром мы владеем, но их» (Святой Иоанн Златоуст).
«Ибо отдавая, мы получаем; забывая о себе – находим; прощая – обретаем прощение; умирая – воскресаем к жизни вечной» (Молитва французского миротворческого движения нач. XX в., иногда именуемая «Молитвой св. Франциска»).
«Отдай бедным, и ты станешь богат» (Арабская пословица).
* * *
См. также ККЦ 2442-2446