8 октября в московском культурном центре “Покровские ворота” состоялась встреча “Семья — приглашение к милосердию”, которая продолжила цикл мероприятий под общим названием “Милосердие и социальное учение”, приуроченных к Юбилейному Году Милосердия. Центральной темой встречи стала презентация Послесинодального апостольского обращения Папы Франциска “О любви в семье” Amoris Laetitia (“Радость любви”), русский перевод которого вышел в Издательстве Францисканцев.
Открывая встречу, Апостольский нунций в России архиепископ Челестино Мильоре вспомнил слова историка о том, что “соборы собираются людьми, движутся вперед дьяволом и завершаются Святым Духом”. “Мы можем смело сказать, — подчеркнул представитель Святого Престола, — что этот Синод несомненно был завершен Святым Духом”. Синод преодолел искушение свести дискуссию к патологии семьи и поиску средств и выходов из иррегулярных состояний. Вместо этого Воззвание вновь рассматривает пастырство брака и семьи как единое целое, всесторонне анализируя их в свете “радости любви””, — подчеркнул папский дипломат.
Генеральный викарий Архиепархии монс. Сергей Тимашов представил обзор документа и комментарий к нему. Он прежде всего отметил отраженное в нем важное изменение подхода к теме семьи: “Обращение Франциска, будучи целиком верным предшествующему учительству, переворачивает точку зрения: в его центре — не задача или миссия семьи, но любовь в семье, семья как место присутствия и действия Бога, общение семьи в любви как живая икона Пресвятой Троицы”.
Центральное место в структуре документа занимает 4-я глава, представляющая собой экзегетическое размышление над Гимном любви Апостола Павла (1 Кор 13, 4-7). Папа показывает красоту супружеской любви и то, каким образом конкретная повседневная жизнь каждой семьи может реализовывать в себе эту любовь. “Эта красота включает в себя эмоции и страсти, сексуальную жизнь супругов. Папа Франциск прямо говорит об эротическом измерении любви, которое, будучи возвышенным любовью, восхищающейся достоинством другого человека, становится полным и кристально чистым утверждением любви», — заметил о. Сергей.
Еще один важный акцент документа — это то, что сопровождение семей является задачей не только священников, но всей церковной общины: “Папа настаивает на первенстве самих семей в служении семьям, в том, чтобы помочь осознать семейную жизнь как призвание, требующее твердого и реалистичного решения вместе преодолевать любые испытания и проблемы”. Это касается особым образом сопровождения пар, готовящихся к браку, молодых семей, но также и людей после разрыва или развода, семей, в которых присутствуют лица с гомосексуальными наклонностями.
Ведущий встречи директор центра “Покровские ворота” Жан-Франсуа Тири заметил, что обычно католики читают документы Церкви, чтобы получить готовый ответ, но этот документ явно исходит из того, что сама христианская жизнь является путем, внутри которого рождаются ответы на важнейшие вопросы.
О. Андрей Лоргус, ректор Института христианской психологии, признав сходство проблем, стоящих в этой сфере перед католиками и православными, поделился впечатлением, что этот документ “очень теплый и человечный, он идет о канонов к человеку, тогда как православные документы чаще наоборот — от человеческих проблем возвышаются до святоотеческих норм”. Православный священник отметил принципиальную трудность, стоящую сегодня перед людьми на пути следования к идеалу семейной жизни: “Христианство поставило такую высокую планку в понимании любви и брака, которую достигнуть крайне трудно, а многие люди чувствуют себя до этой планки недоросшими, думают, что это возможно только для святых”. Реакцией становится попытка жить по Ветхому Завету, не претендуя на новозаветный идеал.
О. Андрей рассказал о современной канонической и пастырской ситуации семей в православной Церкви и отметил, что несмотря на растущее давление на Церковь со стороны общества с требованием изменить учение о браке в соответствии с “духом времени”, “первичной для человека является семья, а не общество. Общество является производным от семьи. Пройдет еще тысяча лет, общество снова изменится, а семья останется семьей”.
Вечер продолжили свидетельства семей. Две пары, православные и католики, рассказали о своем пути к Богу и о глубоко личном и практическом опыте преодоления реальных жизненных проблем.
Читать полностью: Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве
Фото: Наталья Гилева