С 4 по 6 ноября в Новосибирске пройдет первая епархиальная встреча семей. Организаторы рассчитывают, что в ней примут участие около 70 человек из разных городов епархии. В преддверии встречи мы поговорили с ответственным за работу с семьями в Преображенской епархии, отцом Анджеем Легечем, CSsR.
— Отец Анджей, как родилась идея такой встречи?
— Идея впервые родилась в позапрошлом году, чтобы работу с семьями проводить по принципу работы с молодежью. То есть, есть всемирные встречи семей раз в три года, и на встрече ответственных за пастырскую работу с семьями мы подумали, что между ними хорошо было бы проводить всероссийские встречи семей и на уровне епархии. Поэтому в этом году будет первая такая встреча в Преображенской епархии.
— Каковы цели данной встречи?
— Главная цель ноябрьской встречи – чтобы семейные пары встретились друг с другом.
Когда была всемирная встреча семей в Милане, один кардинал, приветствуя Папу Бенедикта, сказал: говорят, семьи сегодня переживают кризис, но посмотрите, сколько семей здесь собралось! И мы тоже хотим показать, что семьи есть и это хорошо.
Второй момент – чтобы эти семьи с чем-то вернулись домой, в свои приходы. В рамках встречи прозвучат разные доклады и свидетельства, будут представлены разные движения. Чтобы наши семьи увидели, что в Католической Церкви есть какие-то предложения для них. Что мы не только детей и молодёжь окормляем.
— А какие инициативы уже существуют? Например, в вашем приходе?
— Именно в моём приходе, в Кемерово, у нас пока не получилось сделать каких-то регулярных встреч. Но довольно часто мои приходские семьи посещают мероприятия в других городах. Например, в прошлом году у нас был большой семейный праздник в приходе Святого Семейства в Яшкино. На престольный праздник собрались семьи из разных приходов, и был большой праздник.
Недавно у нас была очень интересная встреча «Супружеские диалоги» — это церковное движение, которое родилось в Польше по инициативе тогда ещё Архиепископа Кракова Кароля Войтылы. Сейчас это движение имеет уже официальную структуру и Папский устав. Ответственные за это движение – супруги из Риги Улдис и Дайана Зурило. Они были на этой встрече. И ещё две супружеские пары выступали в качестве аниматоров. Во встрече приняли участие 11 супружеских пар и два священника как сопровождающие.
Так что некоторые инициативы уже существуют. Мы понимаем, насколько важна пастырская работа с семьями, причем именно в формате форумов и встреч. Это особенно важно для маленьких приходов, где немного супружеских пар, и они нуждаются в возможности увидеть, что они не одни такие.
Также наши семьи принимали участие во Всероссийском Конгрессе семей в Казани. В прошлом году мы принимали участие во встрече семей в Иркутске.
— А на уровне епархии?
— В епархии тоже есть много разных предложений. Раньше постоянной площадкой для супружеских встреч и духовных упражнений был приход в Томске – каждый год летом там проходили духовные упражнения для супругов. В прошлом году мы провели такие реколлекции на епархиальном уровне, в Омске. Также два-три раза в год у нас бывают небольшие встречи на выходные. Они проходят в разных местах: в Челябинске, Екатеринбурге, Новосибирске…
Также это движение, о котором я говорил, «Супружеские диалоги», делает регулярные встречи для влюбленных в Латвии, и нам хотелось бы перенять этот опыт и организовать нечто подобное в нашей епархии. Потому что я вижу пары, которые вроде бы уже думают о супружестве, но боятся начать движение в сторону венчания.
— Кстати, о движении в сторону венчания… На последних двух Синодах о семье поднимали тему подготовки к браку и предлагали удлинить срок между обручением и венчанием. Не чтобы усложнить, но углубить этот путь. Что вы об этом думаете? Насколько это необходимо?
— Я думаю, что это очень важно. Я вспоминаю разговоры с родителями и с другими людьми, которые готовились к венчанию ещё до войны… Тогда не было никакой особенной подготовки. Просто пришли к настоятелю и договорились о венчании. Да, тогда люди были немного по-другому настроены, знали, что супружество – это раз и навсегда. Но всё же, чем больше мы знаем, чем лучше мы подготовлены, тем лучше. С другой стороны, нельзя излишне затягивать этот процесс. Это две крайности, которых следует избегать. Я думаю, что шесть месяцев интенсивной подготовки, которые предлагал Папа Бенедикт XVI, это нормально. Хорошо бы, чтобы молодые люди, которые думают в перспективе о супружестве, немного раньше думали о таком курсе. Потому что когда у них уже намечена дата государственной регистрации брака и гости приглашены на банкет, зачастую времени для серьёзной подготовки к церковному браку уже не остаётся. Поэтому этот вопрос важен, и нам как Церкви следует уделить ему внимание.
Мы несколько раз затрагивали этот вопрос в диалоге с Конференцией католических епископов России. Была также идея сделать совместно со студией «Кана» какие-то видеоролики, связанные с подготовкой к браку. Конечно, наши ресурсы ограничены, но желание есть.
— Ещё один вопрос о Синоде. Читая о темах, которые в ходе него поднимались, многие верующие в нашей стране говорили, что, может быть, это не самые актуальные темы для наших реалий. Вы имеете большой пастырский опыт в России. На ваш взгляд, насколько затронутые на Синоде темы соответствуют тем проблемам, с которыми вы реально сталкиваетесь?
— Я думаю, важно осознать один нюанс. Средства массовой информации, освещая Синод, часто подчеркивали одни аспекты, оставляя в тени другие, и шум вокруг некоторых тем был создан абсолютно искусственно.
С другой стороны, верно, что у нас опыт немного другой. Для наших семей здесь, в Сибири, самые главные проблемы какие… Во-первых, это коммуникация между супругами, чтобы был диалог, иногда не хватает каких-то инструментов, чтобы развивать взаимопонимание. Иногда нужно просто подсказать, как посмотреть на ситуацию с другой стороны. Во-вторых, воспитание детей. Дети наших прихожан, то есть дети, которые растут в христианских, католических семьях, ходят в светские школы, где они окружены людьми практически неверующими, по крайней мере, далекими от христианской морали. Поэтому возникает вопрос, как помочь детям жить согласно вере родителей. Также мы обращаем внимание на естественное планирование семьи, но не думаю, что это самый главный вызов, потому что если люди действительно верующие, для них самих это становится чем-то естественным.
Другая проблема – воспитание молодёжи. Необходимость показать им, что стоит рискнуть, что не нужно терять лучшие годы своей жизни на то, чтобы «пробовать» то с одним, то с другим, чтобы понять, кто тебе подходит. Необходима подготовка, чтобы молодые люди знали, что такое супружество. Иногда именно в процессе этой подготовки они осознают, что нет, всё-таки мы не подходим друг другу. И лучше, если это происходит до совместной жизни, потому что если девушка с парнем начинают жить вместе, это уже не то же самое, что сходить вместе на пиццу. Это уже оставляет след. Даже если человек говорит: «ну, я посмотрю, попробую», всё же в перспективе он думает построить свою жизнь на серьёзном фундаменте.
Поэтому те темы, которые были подняты на Синоде, конечно, тоже важны для нас. Например, вопрос пастырства второбрачных был одним из центральных. Мы зачастую тоже сталкиваемся с этой проблемой. Правда, несколько в другой перспективе, потому что большинство таких людей, находясь в первом браке, были ещё неверующими или не воцерковленными. Или одна сторона приходит к желанию повенчаться, а другая говорит: «а зачем мне это надо?»
— Как вы думаете, чему свидетельство жизни христианских семей может научить мир сегодня?
— Недавно у нас была встреча священнослужителей с Архиепископом Павлом Пецци, там также были православные. И мы разговаривали о будущем христианства в Европе и в России. И он тогда напомнил слова Йозефа Ратцингера (тогда ещё епископа Мюнхена), который говорил, что будущее христианства – это маленькие, но зрелые общины, которые живут своей верой и зажигают ею других, подобно первым христианам. Я думаю, что именно такова сегодня роль наших католических семей.
Могу привести конкретный пример. У нас была встреча в рамках «Супружеских диалогов», о которых я говорил. В тот раз в ней принимало участие четыре пары из нашей епархии. И одни из них, когда мы готовили уже следующую встречу, спросили, могут ли они пригласить на неё своих родственников, которые были не воцерковленные. И им, в итоге, было очень интересно принять участие и они были довольны этой встречей. Это такой маленький пример. Эти люди не стали католиками, и возможно, никогда не станут – это не важно. А важно, чтобы свои отношения в семье они строили на христианских принципах, а тут нет существенного различия между католическим, православным или протестантским подходами.
— И последний вопрос. Как лично вас меняет работа с христианскими семьями? Что вы для себя открыли за эти годы?
— Я думаю, это очень важный опыт для нас, священников. Когда разговариваешь с семьями, видишь их проблемы и радости, их ритм жизни, отличающийся от нашего, восхищаешься тем, как они живут, находят силы и время друг для друга, на воспитание детей, на какую-то общественную деятельность и помощь в приходах. И благодаря им, я вырабатываю более реальный подход в подготовке проповедей и катехизации, потому что уже более ясно понимаю, что для людей важно, чем они живут и дышат. Я многому учусь у них.
— Спасибо, отец Анджей, и плодотворной вам встречи!
Беседовала Анастасия Орлова