Проповедь в День всех усопших верных

В начале этого месяца мы празднуем одну из фундаментальных и самых утешительных истин католицизма — общение святых. Вчера был день всех святых — Церковь торжествующая, сегодня день всех усопших верных — Церковь страдающая. Когда мы говорим о Церкви страдающей, мы подразумеваем Чистилище.

Существует ли оно? Протестанты отрицают существование Чистилища. Но они молятся об усопших, что означает, что оно всё-таки есть. Формально они верят только в Рай и Ад, но последний для них носит только временный характер, а именно это мы и называем Чистилищем. Поэтому можно сказать, что они верят в Рай и Чистилище, но не в Ад.

Так или иначе, есть веские причины для существования Чистилища. Мы знаем, что мы недостаточно совершенны для Неба, но также и не настолько нечестивые, чтобы отправиться прямиком в Ад. Так что должно быть какое-то промежуточное состояние для очищения. Согласно новому Катехизису Католической Церкви, «те, кто умирает в благодати и дружбе Божией, но не совершенно очищенными, хотя им и обеспечено вечное спасение, после смерти претерпевают очищение, чтобы обрести святость, необходимую для вступления в радость небесную» (ККЦ 1030).

Традиция свидетельствует, что христиане с самого начала молились за умерших. А молитва за умерших предполагает существование Чистилища, потому что тем, кто уже в Небе, молитвы не нужны, а душам, находящимся в Аду, никакие молитвы уже не помогут.

Чистилище нигде не упоминается в Писании явно, однако косвенное указание на его существование мы встречаем в 12 главе Второй Книги Маккавейской. Но из протестантской Библии эта книга исключена.

Так что же такое Чистилище? Это место большой радости, потому что души, находящиеся там, понимают, что уже одержали победу, и готовятся к Небу — именно там они хотят оказаться. Они хотят очиститься, прежде чем увидят Бога. Это также место великого страдания. Они не могут помочь себе, потому что время наших заслуг заканчивается с нашей смертью. Это боль влюбленного, отделенного от своей возлюбленной. Огонь — это метафора огня очищающей любви. Святой Фома называет это нетерпением, святой Августин — беспокойством.

Как много людей отправляется в Чистилище? Сколько времени они там пребывают? Это известно только Богу. Я думаю, в Чистилище отправляется куда меньше людей, чем принято считать. Большинство имеет «прямой рейс первым классом». Задолго до того, как священник говорит на похоронах «Пусть ангелы приведут тебя в Рай…», они уже там. Жизнь сама по себе представляет собой процесс ежедневного очищения, бескровного повседневного мученичества, монотонной молотилки. «Кресты» и болезни мы принимаем с готовностью, особенно, на пороге смерти. Поскольку, когда мы чувствуем, как все вещи, к которым мы относились с такой нежностью, удаляются от нас, мы осознаем — возможно, в первый раз — что они не Бог.

Каждого участника общения святых мы вспоминаем и молимся за них в Святой Мессе. Какое утешение знать, что задолго после того, как мы умрем и будем забыты всеми, Церковь будет продолжать молиться о нас. В мире существует 24 часовых пояса, а значит, в каждую минуту каждого дня, где-то служится Святая Месса, в которой Церковь молится об умерших.

Осознавая всё это, мы видим, какой это удивительный дар быть католиком и участником общения святых.

о. Родни Киссинджер, SJ

Источник (англ.): www.frksj.org