В завершение Юбилейного года милосердия епископ Клеменс Пиккель, ординарий епархии святого Климента в Саратове, принимающей у себя в эти дни Всероссийский Конгресс Милосердия, рассказал, что значит милосердие для него, и о том, как воспитать в молодёжи бескорыстную любовь и великодушие.
— Владыка Клеменс, что такое милосердие для вас?
— Милосердие для меня, если говорить совсем коротко, это то же самое, что любовь, любовь в христианском смысле. Любовь не как поиск выгоды или наслаждения. Любовь – это всегда больше, всегда глубже. Это Сам Бог, а Бог милосерден. Эти слова взаимозаменяемы. И в этом Юбилейном году милосердия Церковь дала нам шанс глубже осознать эту тайну. Милосердие – это не снисхождение, не благие чувства начальника к подчиненным. Милосердие – это призвание, это счастье, это благодать.
— Сейчас самое время подводить итоги. Что изменил этот год?
— Когда я оглядываюсь назад, я вижу, что в призыве милосердия Бог всегда первый. Мы можем быть милосердны друг к другу, только потому что Он милосерден к нам. Осознание этого помогло мне углубить радость христианского призвания. Моё «я» должно смиренно выразить благодарность Богу за то, что Он призвал меня верить в Него. Потому что это не заслуга, это не результат учебы, а только Его благодать. И в этой благодати сейчас я заново открываю милосердие Бога в отношении ко мне. И всё это не случайно – случайно ничего не бывает – время, которое мы переживаем, непростое. Папа даже говорит, смутное время, и это правда. И именно в это время нам дана такая радость… Может, это будет слишком смелое сравнение, но вы помните, когда Иисус взял с собой учеников на гору Фавор, и этот светлый момент очень помог им на пути веры. А у нас есть этот светлый год.
— Как вы думаете, как приобщить молодёжь к делам милосердия, научить бескорыстию и великодушию в эпоху, когда всех волнуют только деньги и материальные блага?
— Глядя на молодёжь, за воспитание и формацию которой я от имени Конференции епископов отвечаю, я должен об этом думать. И в первую очередь я ощущаю огромную благодарность за них, потому что наша молодёжь совсем не плохая, не надо начинать с нуля. Молодёжь, которая приходит в храм – это люди, которые где-то в своём сердце уже понимают, что значит быть одним из тех, кто подражает Христу. У молодёжи часто больше идеализма, чем у так называемых взрослых, и на это, я думаю, в первую очередь нужно смотреть. Если я хочу помочь молодёжи, я им не должен диктовать какие-то мои выдумки, а помогать им развивать то, что уже есть. Видеть в молодёжи эти добрые ростки – это очень важная часть моего призвания. Помочь им открыть радость, и даже больше… Они хотят быть не просто радостными, они хотят быть счастливыми, и они хорошо понимают, что счастье не в каком-то чувстве или мгновении. Они жаждут Счастья! И поэтому очень важно открыть их взгляд и слух для Слова Божьего, помочь найти им место, где их не обманывают, помочь найти Бога в личной встрече. Не Бога, о котором говорят или написано много умных книг, а Того, с Кем я могу общаться, как с близким другом. Я думаю, это то направление, в котором нужно вести нашу молодёжь. Потому что, если мы будем говорить только о каких-то правилах, которые нужно соблюдать, чтобы тебя считали хорошим человеком, этого недостаточно. Возможно, этого было достаточно 200 лет назад, когда себя все считали верующими, а сегодня мы часто вынуждены плыть против течения. Поэтому мы должны внушать им эту отвагу, это желание быть не «таким как все», а «таким как Христос». Но, возможно, они ещё не так хорошо знают Христа. Поэтому им нужны друзья, которые показывают им Его в своей жизни. И это призыв к нам, священникам, епископам, монашествующим. Если они не найдут Христа в нас, то где они Его найдут?
— А если говорить конкретно о делах милосердия?
— На самом деле, наша молодёжь всегда готова к каким-то акциям. Ребятам из некоторых приходов нашей епархии, например, предлагали посетить детей в онкологической больнице. И они запросто идут туда в воскресенье и играют с этими детьми. Молодёжь готова дарить своё время бескорыстно. Нужны только аниматоры, которые побуждают их к конкретным добрым делам. И тоже хочу напомнить об этом священникам, работающим с молодёжью, как это важно пробуждать в ребятах те способности и добродетели, которые ещё спят в них. Потому что, возможно, дома или в школе они не имеют таких людей, которые помогли бы им открыть то, что Бог заложил в них. На самом деле, помогать молодёжи не трудно. Например, мой духовный отец, когда я был семинаристом, писал книги, и в одной из его книг была такая фраза: «Если ты хочешь делать добро человеку, в первую очередь, ты должен отдать ему время. Если ты даришь ему своё время, ты уже помогаешь ему».
— Чем христианское милосердие отличается от светского гуманизма, если делами милосердия занимаются приверженцы обоих этих учений?
— Внешне может показаться, что они имеют одну и ту же цель – помогать человеку. Но в глубине мотивация всё-таки другая. Яснее всего мы видим эту разницу, если смотрим на святую Мать Терезу, которая говорила: «Если тебя не любят и даже ненавидят, ты продолжай любить». То есть безвозмездно и безусловно. Каждый христианин призван являть лицо Бога в этом мире, и не важно, как на это реагируют. Здесь, в России, то есть, в бывшем Советском Союзе, где десятилетиями преследовали христиан, где заключали в тюрьмы священников, монашествующих, мирян, подвергали их пыткам в лагерях… Среди них есть святые, которые на всё это отвечали не злостью, не ненавистью к своим мучителям, а могли простить их, как Иисус на кресте. Это героизм, это святость. И в этом наше призвание. Если мы исходим из этого, мы никогда не попадём в тупик.
Беседовала с. Татьяна Авдокушина, MSC
Фото: ТВ Кана