Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. (Евангелие от Матфея, 2: 1-2)
В своём романе «Возвращение в Брайдсхед» Ивлин Во рассказывает историю Чарльза Райдера и семьи Марчмейн. Ближе к концу романа происходит пробуждение Райдера, озарение, когда он наблюдает за последним актом веры человека, который, как он думал, разделяет его амбивалентность в отношении католицизма. «Внезапно лорд Марчмейн зашевелился и медленно поднес руку ко лбу; у меня мелькнула мысль, что он почувствовал влагу елея и хочет его стереть. «О Бог, – молился я, – не дай ему это сделать!» Но мой страх был напрасен; так же медленно рука опустилась на грудь, потом передвинулась к плечу, и лорд Марчмейн осенил себя знаком креста. И тогда я понял, что просьба моя была совсем не о пустяке, не о попутном кивке узнавания, и мне припомнились слова из далеких времен моего детства о завесе, которая разодралась в храме надвое сверху донизу».
В античном мире эпифанией называлось видимое проявление бога или торжественное посещение правителем его земель. Празднование Богоявления (или эпифании) объединяет тихое откровение Чарльза Райдера с величием царского визита. Мы не пассивно вспоминаем путешествие волхвов. Празднуя Богоявление, мы празднуем искупление, полученное нами в дар, благодаря воплощению Христа.
Посещение волхвов, представляющих все народы мира, — это верный признак того, что новорожденный царь приносит спасение для всех времен и народов. Мыслители на протяжении веков видели путешествие волхвов как метафору путешествия веры, которое совершает каждый из нас.
Следуя вдохновению Божию, мы совершаем путь из тьмы сомнений и греха в свет и свободу детей Божьих. Это вдохновило Папу Бенедикта XVI, который писал в этот праздник: «Как важно, чтобы мы, христиане, были верны нашему призванию! Каждый истинный верующий совершает свой личный путь веры, и в то же время, с небольшим количеством света, который он несет в себе, приходит помощь тем, кто находится рядом с ним, и даже тем, кому так трудно найти путь ко Христу».
Небесный свет, который вёл волхвов к вифлеемской пещере, до сих пор сияет в Евангелии, которое продолжает сопровождать нас в пути. Дар великого праздника Рождества напоминает нам о том, что Церковь и мы, верующие, уже получили этот свет и призваны нести его в самые тёмные уголки этого мира в наших молитвах, словах и добрых делах: «Пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию» (Исайя 60: 1-3).
А какая «звезда» помогает вам открыть для себя Христа заново в это Рождество?
Какой подарок вы можете предложить Христу в бедных, больных, одиноких и тех, кто находится на периферии общества, как любит говорить Папа Франциск?
Как свидетельство вашей жизни помогает другим приближаться ко Христу?
Вот мудрые слова: «Мы приносим Господу золото, когда сияем в Его глазах светом небесной мудрости. Мы приносим Ему ладан, когда возносим чистую молитву перед Ним, и смирну — когда, умерщвляя нашу плоть с её пороками и страстями, несём крест вслед за Иисусом» (св. Бруно Астийский, проповедь на торжество Богоявления).
бр. Силас Хендерсон, SDS
Источник (англ.): aleteia.org