Энцо Бьянки: 10 мыслей о милосердии и молитве

После 52 лет настоятельства основатель монашеской общины Бозе Энцо Бьянки оставил должность приора, передав полномочия новоизбранному Лучано Маникарди, — сообщает Радио Ватикана. Чтобы вспомнить духовное наследие, которое оставляет общине и всей Церкви брат Энцо, публикуем десять ярких цитат о милосердии и молитве из его статей, проповедей и интервью.

О милосердии

1) Сегодня термин «сочувствие, сострадание» обесценился. Кажется, что это неподходящее чувство, обижающее достоинство другого человека. Но в действительности, в языке Библии, «сочувствие» означает «страдать вместе, сострадать». Иисус сжалился, Бог милосерд – не будем забывать об этом – ибо это один из атрибутов Бога нашего, открытый Моисею, означающий способность Бога познать чувства человека, чувства страдания и боли. Бог близок к нам и разделяет нашу немощь, чтобы утешать и освобождать нас.

2) Только милосердие направляет Его [Иисуса] и определяет Его действия. Это огромный урок для нас: в каждом нашем решении, в каждом нашем выборе решающий голос должен принадлежать милосердию. Если наши решения и наши действия не подчиняются милосердию, то нет в нас «тех же чувствований, какие во Христе Иисусе» (Флп 2, 5): чувств, которые являются человеческими, но в глубине своей – Божьими, чувств того, кто свят и являет свою святость среди народа через сострадание, и в чьем сердце милосердие выше справедливости.

3) Милосердие именно делается: да, нужно увидеть, приблизиться, почувствовать милосердие и сострадание, и это присуще каждому человеку. Но потом надо приступить к действию, потому что милосердие – это стиль, образ действий, труд, проделанный всей нашей личностью для другого человека. Оно не может быть просто духовным и тем более сводиться к словам.

4) Без всякого сомнения, Закон очень важен в качестве откровения человеческого призвания по Замыслу Божьему. Но как только грех нарушает Закон, Богу остается применять только милосердие, об этом нас учит Иисус! Никакого осуждения, только милосердие: в нём заключено величие и уникальность Иисуса. В самом деле, каждый раз, встречая грешника, Христос отпускал ему грехи и никогда не применял карательного правосудия. Он также произносил «Горе!» при виде суда, но никогда не наказывал никого, потому что Иисус прекрасно умеет различать между осуждением греха и милосердием к грешнику.

5) Мы, в нашей христианской жизни, порой думаем: о, если б нам встретить того, кто воскрешает мертвых!, о, если б нам увидеть чудо! Отцы пустыни говорят, что самое великое чудо — познать, что ты грешник. Мы — мытари, мы — проститутки. Пред Богом грех одинаков; пред нами, людьми, разница только в том, что один его показывает публично, другой не показывает. Бог хочет всех нас объять Своим милосердием. Но не забывайте: если мы признаем наш грех, мы более велики, чем те, что воскрешают мертвых.

О молитве

1) Сердце сотворено для Слова, а Слово — для сердца: помоги веселию, воспетому в Пс 118:111, где Его Слово становится твоим и сердце твое поет, ибо становится Его сердцем.

2) Та молитва, что изливается из молитвенного чтения, откровенна, мощна и могуча. У христианина нет более надежного способа настоящей молитвы, чем тот, что предлагается литургической мудростью Соборной Церкви. В самом деле, при чтении вслух и ответном повторе она совершает ни что иное, как побуждает верных молиться библейскими словами.

3) Созерцание — это не то, чего можно добиться собственными усилиями, не какое-то состояние, нежданно приходящее извне, но естественный зрелый плод того зерна, которое есть наше молитвенное чтение.

4) Говори с Богом, отвечай Ему, отвечай на Его приглашения, призывы, внушения, требования, на ту весть, которая открылась тебе в Слове, понятом через Духа Святого. Или ты не видишь, что принят в троичный круг, в неизреченную беседу между Отцом, Сыном и Духом? Не замыкайся отныне в размышлении, но вступай в диалог и говори, как друг говорит с другом своим (ср. Втор 34:10). Не ищи больше, как согласовать с Его помыслами свои, но ищи Его Самого. <…> Но не занимайся мелочной духовной болтовней: говори с Ним прямо, доверительно и без страха, избегая бросать взгляд на самого себя, но поглощенный Его ликом, явившимся из текста в Господе нашем Христе.

5) Только тот, кто прилежен в общении со Словом, знает, что Бог не изменяет, что Он непременно даст найти Себя и будет говорить в сердце, знает, что бывают дни, когда Слово Господне редко (1Цар 3:1), но за ними следует откровение Слова; знает, что такие тяжкие дни беспокойства, духовного бесплодия — это благодать, напоминающая о том, сколь далеки мы еще от полного познания Бога.

По материалам из открытых источников
Фото: VolontariatOggi.info