Размышление о святом Иосифе

Большинство из нас предпочитает отдавать Богу свою жизнь по чайной ложке; я уж точно в числе таковых. Святой Иосиф, покровитель отцов, Вселенской Церкви и многих других, показывает пример жизни, целиком преданной служению Богу.  Он не соблюдал меры, посвящая жизнь любви и послушанию Богу, и именно в этом служит замечательным примером для подражания.

В этом году праздник св. Иосифа переносится на понедельник, 20 марта, хотя в Литургическом календаре он приходится на 19 марта. В этом году это воскресенье. Мы с семьёй отметим его на барбекю: испечём свиные рёбрышки по-корейски и поделимся этим угощением с другими семьями на встрече сообщества родителей. А в этой заметке я хотел бы поделиться выдержками из одной статьи, рассказывающей, почему фигура святого Иосифа так важна для нынешних мужчин и мужей.

Отец Жак Филипп в замечательной книжке «Внутренняя свобода» напоминает, что очень часто опыт подлинной свободы требует принятия тех обстоятельств, которые попросту невозможно изменить. Он называет это «парадоксальным законом человеческой жизни», который возникает на основе признания того, что «нельзя быть истинно свободным, не соглашаясь быть свободным не всегда». Иными словами, чаще всего, моменты нашего становления как личностей (а оно заключается в возрастании, так сказать, масштаба нашей святости) приходятся как раз на те периоды, когда у нас нет пространства для манёвра, и мы не владеем ситуацией. Но раз жизнь изначально – это дар, то так ли уж страшно, что не мы распоряжаемся ей?

Явственнее всего сила этого парадокса проявляется в жизни св. Иосифа. Мог ли он представить себя в такой внешне ограничивающей свободу ситуации, когда его наречённая должна была родить ребёнка, не принадлежащего ему? Подчиниться положению, которое не он создал? Играть в не им написанной пьесе? И нет другого выбора? О. Филипп пишет, что при столкновении с обстоятельствами, которые мы не выбирали, особенно если они выглядят опасными и неустранимыми, нам представляются три возможности. Прежде всего, есть возможность бунта или яростного отрицания и возмущения перед лицом вызова, на который не мы сами напросились и который не склонны принимать. Попытка отстраниться от стоящей перед нами действительности, пишет о. Филипп, – «это часто наша первая, непроизвольная реакция на трудности или страдания. Но она никогда ничего не решает».

Есть ещё позиция отказа от действий, которая сводится к «признанию своей беспомощности, что никуда  не ведёт. Этот этап бывает необходим, – добавляет автор, – но если на нём остановиться, то путь тоже окажется бесплодным».

Таким образом, остаётся третья возможность, заключающаяся в приятии и ведущая к подлинному и устойчивому согласию. «Реальности, которую первоначально рассматривали как негативную, мы говорим «да», осознавая, что из неё может произойти нечто позитивное». И та особенная надежда, что скрыта в этом душевном движении, подобная готовности Иосифа полностью предаться доверию, привлекает благодать, которая в конечном итоге и спасает. О. Филипп особенно настойчив в этом пункте, заверяя нас, что «самое важное в жизни не столько то, что мы можем сделать, сколько место, которое мы оставляем Богу, чтобы Он мог что-то сделать. Величайший секрет всей духовной работы и роста в том, чтобы научиться позволять Богу действовать».

Мне особенно нравится цитата в заключительном абзаце, принадлежащая  французскому писателю Жоржу Бернаносу (1888-1948): «Святой не живёт на проценты и даже с дохода; он живёт на капитал, он берёт в дело всю свою душу…  Вкладывать душу! О, это не просто художественный образ». Это вызывает во мне особый отклик, поскольку меня часто слишком беспокоит вопрос семейных инвестиций. Слова Бернаноса напоминают мне, что нечего быть скрягой, а стоит всего себя отдать на служение своей семье, а через неё – Богу.

Источник (англ.): www.keenforgod.com

Перевод: Константин Чарухин