В первые века христианства повседневная одежда священников ничем не отличалась от мирян. Они носили типичную для своего времени одежду и выделялись, только переодеваясь в специальные литургические облачения, чтобы служить Мессу.
Со временем тенденции моды менялись, а духовенство, вместо того, чтобы двигаться с остальным миром, сохранило свои прежние одеяния. В XII-XIII вв. римская сутана была распространена как часть повседневной одежды, отличающей духовенство от мирян. Вскоре после этого Церковь ввела ряд дополнительных предписаний, которые уже требовали от священников носить особую отличительную одежду.
Поначалу сутана представляла собой ряссу с запахом, подвязанную поясом на талии, без белого воротничка, который мы встречаем сегодня. Цвет сутаны стал регулироваться гораздо позже и, вероятно, был обусловлен легкодоступностью чёрного красителя. Исторически это был самый дешёвый краситель и потому как нельзя лучше подходил простому приходскому священнику. Некоторые представители духовенства носили облачения других цветов, чтобы отличить их ранг, а во времена Папы Пия V Папа начал носить белую сутану, подобную той, что мы видим на Римском Понтифике сегодня.
По сей день многие священники носят чёрную сутану, хотя большинство конференций епископов по всему миру разрешили заменить её чёрной рубашкой.
Символически чёрный цвет ассоциируется с простотой и смирением и напоминает священникам о необходимости воплощать эти добродетели в их жизни. Чёрный также ассоциируется со смертью и трауром и напоминает, что священник должен умереть для самого себя, смирив себя и возвысив Бога в своей жизни. Он призван нести крест нашего Господа каждый день, умереть для греха, чтобы воскреснуть в Его благодати.
Хотя это правда, что священники должны носить чёрный цвет, в жарких странах послабления позволяют носить более практичный для такой погоды белый.
Тем не менее, этот цвет отличает духовенство от мирян. Он напоминает нам об их миссии — служить другим, и сигнализирует об этом в толпе людей. Присутствие священника должно указывать нашим сердцам на Небо и приносить личность Христа каждому из нас. Цвет лишь подчеркивает эту реальность и становится своеобразной «мини-проповедью» всякий раз, когда мы видим священника.
Филип Кослоски
Источник (англ.): Aleteia
Фото: Catholic Stories