Среди работ Папы Пачелли мы находим сухой отчет о том, что он видел накануне провозглашения догмата об Успении Пресвятой Девы Марии в 1950 году: солнечный шар вращался так же, как это было во время последнего явления Богородицы в Португалии.
До последних лет это была известная история, не имевшая, однако, никакого документального подтверждения. В 1950 году, незадолго до провозглашения догмата о телесном вознесении Девы Марии на Небеса после смерти, последнего из догматов, провозглашенных Католической Церковью, Пий XII увидел необыкновенное явление. Когда он проходил через сады Ватикана, он видел несколько раз один и тот же феномен, повторяющий тот, который произошел 13 октября 1917 года, в конце явлений Божией Матери в Фатиме. Тогда толпа собралась рядом с тремя пастухами в дождливый день и вдруг увидела солнце, которое вращалось и приближалось: люди смотрели на этот необыкновенный «танец» солнца и не слепли.
Первым и единственным о «чуде», увиденном Папой, рассказал в проповеди кардинал Федерико Тедескини. И только девять лет назад в архиве семьи Пачелли была обнаружена записка Папы, рассказывающая об этом событии. Неопубликованный отчет об этом видении, записанный от руки карандашом на обратной стороне листа, содержит рассказ Пия XII о том, что с ним произошло. Сухой, почти юридический отчет, не содержащий и намёка на сенсационность. Папа записал его на уже использованном листе бумаги.
«Это произошло 30 октября 1950 года», за два дня до торжественного провозглашения догмы об Успении Девы Марии, говорит Папа. Он собирался провзгласить догмат веры, в котором Церковь была убеждена с первых веков: о телесном вознесении Девы Марии на Небеса в конце её земной жизни. Он сделал это после ряда обсуждений с мировым епископатом, который единодушно согласился: только 6 респондентов и 1181 высказали некоторые оговорки. Около четырёх часов после полудня он отправился на традиционную прогулку в сады Ватикана. Пачелли вспоминает, что, когда он поднялся от площади Лурдской Богоматери «на вершину холма, на дорогу, идущую между деревьев, после кирпичной стены», он поднял глаза вверх. «Я был поражен феноменом, который я никогда прежде не видел. Солнце, которое было еще достаточно высоко, выглядело как желтый непрозрачный шар, окруженный со всех сторон сияющим кругом, на который я мог смотреть без малейшего затруднения». «Этот непрозрачный шар, — продолжает Пий XII, — перемещался и поворачивался, двигаясь слева направо и наоборот».
Затем Папа засвидетельствовал, что видел то же явление и на следующий день, 31 октября, 1 ноября, в день, когда был провозглашен догмат, и ещё раз — 8 ноября. Больше это не повторялось. Он вспоминает также, что несколько раз стремился увидеть это явление в другие дни, при тех же погодных условиях, но тщетно: «Я не мог смотреть на солнце даже мгновение — оно тут же ослепляло меня».
Следует отметить, что Папа никогда не говорил о «чуде» и не бросался в возможные интерпретации. Однако он был безусловно поражен этим совпадением. В последующие дни Пий XII сообщил о том, что он видел, «небольшой группе приближенных кардиналов (возможно, четырем или пяти), среди которых был кардинал Тедескини». Позднее, в октябре следующего года, кардинал отправился в Фатиму, чтобы торжественного провозгласить закрытие Юбилейного года. Перед отъездом он просил у Папы разрешения процитировать его свидетельство об увиденном чуде, на что Папа ответил: «Оставь это. Это не тот случай». «Но он настаивал на публичном обнародовании, — пишет Пий XII, — и тогда я пошёл на разъяснение некоторых подробностей этого события». «Это, если говорить просто и коротко, читая правда», — заключает Папа Пачелли. Сестра-экономка папского дома Паскалина Ленерт свидетельствовала в то же время: «Пий XII был убежден в реальности чрезвычайного явления, свидетелем которого он стал четыре раза».
Пий XII был очень привязан к Фатиме: первое явление Девы Марии пастухам произошло 13 мая 1917 года, в тот же день, когда Пачелли был возведен в достоинство Архиепископа в Сикстинской капелле. Пий XII и одна из визионеров, сестра Лусия дос Сантуш, находились в контакте, и Понтифик в последний год своей жизни держал текст третьего секрета Фатимы в своей квартире. Поддерживать прямой контакт между Папой и сестрой Лусией помогала маркиза Ольга Морозини Кавадал, женщина, которая в 1977 году сопровождала Патриарха Венеции Альбино Лучиани во время визита к визионерке в монастыре в Коимбре. «Несколько раз, — сказала маркиза во время процесса беатификации Пачелли, — я передавала сообщения от Понтифика сестре Лусии и обратно, но, поскольку я обещала никогда не раскрывать их содержания кому бы то ни было, я чувствую себя не в праве делать этого и теперь».
Андреа Торньелли
Источник (англ.): Vatican Insider
Перевод: Анастасия Орлова