Я всегда любил Деяния Святых Апостолов и часто рекомендую их тем, кто читает Библию впервые. Наполненная красочными описаниями приключений, мученичества, преследований, путешествий по морю и т.д., эта книга является по-настоящему захватывающим чтением. Но я люблю её особенно потому, что она показывает нам взволнованность последователей Иисуса. Задолго до того, как появились приходы и епархии, Ватикан и другие институциональные структуры, была эта группа братьев и сестер, которые были так взволнованы, так потрясены фактом воскресения, что отправились проповедовать Слово Божие по всему миру, даже до собственной смерти.
Эта книга также включает замечательные примеры раннехристианской проповеди и доносит до нас самые ранние керигматические прокламации Апостолов. Если внимательно рассмотреть их, мы можем многое узнать о хорошей проповеди, а так же о самой природе христианства. Особенно прекрасным примером является проповедь Апостола Петра утром в день Пятидесятницы, описанная во второй главе Деяний Святых Апостолов. Мы слышим, что Петр встал с одиннадцатью и возвысил свой голос. Первый урок: всё законное христианское учение основывается на свидетельстве первых близких последователей Иисуса. Епископы имеют право проповедовать именно потому, что они являются преемниками апостолов; священники и диаконы уполномочены проповедовать епископами. Это должно гарантировать, что их проповедь является не просто частным мнением или плодом некоего культурного консенсуса, а опирается на опыт тех, кто знал Иисуса лично.
Так как же звучит апостольская проповедь? Пётр говорит: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли». Отметим, прежде всего, силу, уверенность и провокационность этого заявления. В нём нет ни тени колебаний или неуверенности. Проповедник не разделяет ваши сомнения и не упивается сложностью и многозначностью веры. Это человек, который громко говорит о том, в чём он абсолютно убежден. И в чём же он убеждён? В том, что «Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли». Christos — греческий термин, означающий Мессию — буквально переводится как «помазанник», что подразумевает нового Давида и означает исполнение ожидания Израиля. Хорошая проповедь всегда говорит о Христе в отношении с Израилем. Иисус, абстрагированный от истории Израиля, быстро превращается в простого религиозного учителя, преподавателя непреходящих духовных истин.
И Он не только Христос, Он также Kyrios (Господь). Во времена Петра и Иисуса это слово было одинаково понятно как евреям, так и римлянам. На еврейский язык оно переводится как Яхве, Бог Израиля, или Адонай — традиционно этим именем заменяется непроизносимый тетраграмматон YHWH. Павел, который постоянно называет Иисуса «Господом», говорит что Бог «дал Ему имя выше всякого имени», подразумевая под этим имя Бога. Поэтому проповедь, которая оставляет в тени или делает второстепенной божественность Иисуса, это не апостольская проповедь. Слово Kyrios имеет также римское значение, так как Цезарь назывался kyrios, в значении того, кому надлежит быть верным до конца. Вы видите, каким острым и подрывным было заявление, что Иисус есть Господь, а Цезарь — как следствие — нет? Понимаете, почему те, кто заявлял это, в конечном итоге оказывались в тюрьме или были убиты? Англиканский епископ XX века замечательно выразил суть этого следующим образом: «Когда проповедовал Павел, возникали мятежи; когда проповедую я, мне готовят чай».
Обратите внимание, что Пётр не играет со своими слушателями: «Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли». Он не смягчает удар, не пытается завоевать друзей или оказать влияние на людей. Он изобличает грех своих слушателей настолько прямо и ясно, насколько это возможно. И это именно то, что задевает их сердца. Поверьте, абстрактное изложение духовных ценностей, избитые фразы и непреходящие моральные истины не задевают человеческих сердец. А проповедь Петра заставляет их кричать: «Что нам делать?» Тогда Пётр продолжает: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов». Всякая подлинно евангельская проповедь должна быть призывом к покаянию, к обращению нашей жизни. Если же она не приводит к сокрушению о грехах и желанию измениться, значит, она не касается сердца. Имейте в виду, что привлекают не нравоучения, выданные в лоб, а послание Иисуса, такое ясное и притягательное, что люди ясно видят свою нужду и желают измениться.
Пётр заключает: «спасайтесь от рода сего развращенного». Последователи Иисуса являются народом святым, людьми избранными. Мы имеем обновлённые разум и волю и должны видеть наше отличие от мира. Если мы думаем и действуем, как все остальные, мы не приняли Евангелие. Также, если всё, что мы слышим с амвона, мы можем с таким же успехом услышать в ток-шоу или политических разговорах, мы слышим не Евангелие. Наконец, мы читаем в Деяниях, что «присоединилось в тот день душ около трех тысяч». Я знаю, что нам говорят не заботиться о количестве, и это на самом деле правда. Господь хочет, чтобы мы были не успешными, но верными, как говорила Мать Тереза. Однако, нравится нам это или нет, в Библии постоянно употребляются цифры. И хорошая, истинно евангельская проповедь, предназначена, чтобы привести людей в Церковь. И то, что сегодня столько людей предпочитают держаться подальше от Церкви, позвольте сказать, довольно негативно свидетельствует о качестве нашей проповеди.
Всем проповедникам я бы рекомендовал тщательно рассмотреть керигматические проповеди в Деяниях Святых Апостолов. Если вы проповедуете, как Пётр, возможно, ваши слушатели не предложат вам чай после проповеди, но они узнают, что это — быть пораженными в сердце.
Епископ Роберт Баррон
Источник (англ.): The Catholic World Report
Изображение: Wikimedia