История Францисканского Ордена нередко представляется как череда великих святых, хотя были в ней распри, расколы, непонимание. Были в ней и мистификации. Одна из них связана с именем испанской монахини-клариссы, которую почитали святой, а оказалось, что она – невеста дьявола. И, что интересно, на костре ее не сожгли!
Магдалена родилась в 1487 году в Кордове (Испания) в скромной семье ремесленника. Прелестная кудрявая испанская девочка, отличавшаяся особыми духовными дарованиями. С пяти лет она стала переживать экстазы, о которых рассказывала родителям, а потом и приходскому священнику ни с чем не сравнимым детским языком. И всем казалось, что в этих историях нет места фальши. Вот ей является на ступенях храма белокурый мужчина, который предрекает великое будущее и множество чудес. Никто не сомневается, что это Сам Иисус посетил прелестного ребенка.
В день Первого Причастия Магдалены она впадает в экстаз прямо во время Пресуществления. Девушка громко вскрикивает и падает на пол. Потом она говорит, что Сам Господь преподал ей Таинство. С этого момента она не приступает к Причастию вместе со всеми. Магдалене Святые Тайны приносят ангелы.
Ни у кого не вызвало удивления, когда девушка решает поступить в монастырь кларисс. Дочери св. Клары основывают свою обитель в Кордове в 1491 году и называют ее в честь св. Елизаветы. К ним поступает множество девушек из знатных семей, но именно Магдалена, не блиставшая происхождением, сразу обращает на себя внимание. Всему городу известно о том, что она активно придается покаянию, используя самые жесткие практики. Она не ограничивается самобичеванием и ношением на поясе жёсткого ремня, ранящего кожу. За полгода до поступления в монастырь Магдалена пытается себя распять. Она пробивает ноги и одну руку, но, не сдерживается и кричит от боли. Обеспокоенная мать врывается к ней в комнату и застает дочь всю в крови, потерявшую сознание. Дальнейшие события не менее удивительны. Раны на теле девушки заживают практически мгновенно. Уже через пару дней нет никаких следов распятия.
Едва Магдалена переступает порог монастыря, как появляются группы ее поклонников и противников. Среди почитателей начинающей святой множество молодых женщин. Постепенно к их лагерю присоединяются и представители духовенства. В день вечных обетов сестры Магдалены Креста (имя должно было напоминать о ее попытке самораспятия) епископ вместо напутственного слова склоняется к молодой монахине и просит ее молитвенного заступничества за свою епархию и за себя.
Жители Кордовы убеждены: в их городе обитает великая святая. И только несколько кларисс из обители святой Елизаветы смущены странным поведением Магдалены Креста. Пожилая настоятельница тоже пребывает в недоумении. Особенно трудно ей понять, почему же сестра никогда не причащается и не приступает к исповеди. У молодой монахини есть ответ о небесном Причастии и особом покаянии, который все принимают на веру. Кроме того, ее имя и слава привлекают невероятный поток пожертвований. Епископу нужно перестраивать кафедральный собор и львиную долю денег собирает именно смиренная кларисса. Внимания и молитв Магдалены ищут даже короли. Пожилая королева Изабелла Кастильская шлет ей свой портрет, прося о молитве и благословении. А император Священной Римской империи Карл V просит прислать ему часть плаща «святой», чтобы завернуть в него своего новорожденного сына Филиппа, будущего короля Испании.
Скромная кларисса состоит в переписке со множеством знатных и влиятельных людей своего времени. Она дает советы, духовно наставляет и нередко предсказывает будущее. В Кордову устремляются многочисленные паломники, жаждущие увидеть «великую святую Испании». Сохранились свидетельства нескольких исцелений, совершенных Магдаленой.
25 марта 1518 года в обители святой Елизаветы происходит еще одно «чудесное» событие. Сестра Магдалена Креста сообщает настоятельнице, что ей явился ангел, она ждет ребенка от Бога. Сначала это известие всех повергает в шок. Через пару месяцев, когда живот известной монахини уже не может скрыть мешковатая одежда, епископ направляет к Магдалене Креста повитух. И те в один голос подтверждают беременность и непорочное зачатие.
В наши дни довольно много известно о ложной беременности и о психологических, а порой и психиатрических причинах ее появления. Повивальные бабки того времени могли только констатировать увеличение живота и попытаться прослушать сердцебиение плода, которое легко можно было перепутать с пульсом самой «беременной». Как бы там ни было, живот у благочестивой клариссы рос и в конце декабря она предупредила настоятельницу, что собирается рожать. Ей отвели небольшой домик в саду. Рожать «святая» собиралась в полном одиночестве, чтобы страдать за грехи, не имея помощи ближних. В то время, когда все насельницы монастыря отправились на Мессу, Магдалена заперлась в своем домике. Снова ее увидели через три дня. Она сообщила, что родила прелестного мальчика, который, едва появившись на свет, покинул ее. В первые часы, чтобы укрыть малютку от холода, на голове монахини стали расти белокурые волосы, из которых она сплела колыбельку. А потом чудо-прическа исчезла, и кларисса снова стала жгучей брюнеткой.
Волшебная история быстро проникла за монастырские стены и придала Магдалене Креста еще большую популярность.
И тут, очень кстати, пришло время монастырских выборов. На роль настоятельницы претендовала разумная и спокойная Елизавета Святой Троицы. Но сестры выбрали Магдалену. Вместе с новой настоятельницей в обитель святой Елизаветы пришли и новые порядки. Уже при завершении капитула среди монахинь возникла небольшая потасовка, приведшая к избиению Елизаветы Святой Троицы и нескольких поддержавших ее сестер.
Едва придя к власти, настоятельница вводит строгие покаянные практики. Она внушает клариссам, что их мелкие грехи ничто перед Господом и нужно больше времени уделять глубокому и внимательному изучению себя, а также ужесточить пост и молитву. На первый взгляд эти заявления не содержат в себе ничего предосудительного, но на практике это привело к тому, что провинившиеся сестры, особенно из числа «оппозиции», должны были проползти на животе через трапезную и языком нарисовать знак креста на ногах всех присутствующих. Кроме того, сестер обязали носить под одеждой власяницы и даже вериги. Магдалена Креста строго следила за выполнением своих указаний. И, наконец, было введено публичное покаяние. Речь не шла о нарушении предписаний, связанных с таинством исповеди, но только о покаянных практиках. До этого насельницы монастыря св. Елизаветы собирались в затемненной зале, чтобы совместно предаваться покаянию. Каждая могла выбрать способ молитвы или умерщвления плоти по своему усмотрению. Большинство монахинь, следуя распространенной в то время благочестивой традиции, использовали самобичевание. Новая настоятельница приняла решение ужесточить условия. Теперь вверенные ей сестры должны были обнажаться по пояс и бить себя непременно до крови. Поощрялось так же бичевание не только себя, но и других монахинь. Все это происходило теперь при свете. В зал вносилось множество свечей. Легко себе представить, во что превращались подобные мероприятия. Многие монахини впадали, как им казалось, в экстатические состояния. Их тела странным образом извивались, а члены наполнялись сладостной негой.
Старшие сестры приходили в ужас от всего происходящего, но ничего не могли поделать со «святой», любимой всем городом. Тем не менее, слухи о происходящем в монастыре стали постепенно просачиваться за высокие стены. Больше всего от притеснений Магдалены Креста страдали девушки, происходившие из еврейских семей, принявших христианство. Именно эти семьи и забили первыми тревогу. Они были самыми крупными жертвователями и при этом хотели, чтобы к их дочерям относились соответственно. Родители были не против бедности, трудов милосердия и умерщвления плоти, но публичные порки и другие подобные наказания воспринимались ими как унизительные. Начались тихие, но постоянные протесты. Епископа просили вмешаться.
В течение девяти лет Магдалена Креста руководит монастырем св. Елизаветы. И, вероятно, все протесты не возымели бы действия, если бы она не стала реформировать Устав. Как утверждала «святая», ей явился сам св. Франциск и приказал ослабить многие пункты францисканских правил. Самое большое изумление и непонимание у всех, особенно у духовенства, вызвала попытка заставить сестер общаться со священником во время исповеди не через решетку, а лицом к лицу. По тем временам это было делом неслыханным, не помог даже авторитет Ассизского Бедняка, на который ссылалась настоятельница.
Новые выборы Магдалене выиграть не удалось. Настоятельницей стала Елизавета Святой Троицы. В первый же день она приказала своей обидчице нарисовать языком столько знаков креста, сколько плиточек в трапезной. Как обычно и случалось в подобных ситуациях, Магдалена Креста впала в экстаз. Впервые с момента ее появления в монастыре никто не поднял ее на руки и не понес в келью. Ночь она провела одна, запертая в трапезной, а утром сама вернулась в свою комнатку. У Елизаветы Святой Троицы, вероятно, накопилось множество вопросов к своей предшественнице. Она провела обыск в келье, и обнаружилось, что там есть тайное окошечко из кухни, через которое одна из сестер под покровом величайшей тайны передавала еду монахине, утверждавшей, что она неделями питается только Святым Причастием. Между прочим, никто никогда не видел Магдалену причащающейся. Она всегда утверждала, что ее причащают ангелы. Въедливая мать Елизавета и тут решила все проверить. В келье «святой» неотлучно стали дежурить монахини. И тогда она стала впадать в постоянные экстазы.
Дело дошло до самых обычных голодных обмороков. Было принято решение пригласить врача. Но состояние монахини все ухудшается. Кажется, что она умирает. Но когда к умирающей приходит священник, начинают происходить совсем странные вещи. «Великая святая» бьется в конвульсиях и не дает к себе приблизиться. Потом из ее уст вылетают странные предсказания и богохульства. Все это побуждает настоятельницу обратиться за помощью к экзорцисту.
Дон Хуан из Кордовы. Все, что мы знаем о нем. Представитель инквизиции. Он не применяет пыток, никого не бьет. Спокойно и ласково он беседует с Магдаленой Креста. Молится над ней и требует, чтобы дьявол покинул ее. Дальнейшие события подойдут для голливудского фильма. Странные телодвижения, полеты по келье, падения предметов – все было в наличии. Оказалось, что «святая» уже более сорока лет назад, еще в юности, заключила договор с дьяволом, который обещал ей истинное величие. Два демона управляли ей… До сих пор в архивах испанской инквизиции хранятся записи признаний Магдалены Креста. В них она подробно рассказывает и о своем браке с дьяволом, и о своей беременности, и о родах, когда после продолжительных схваток из нее выползли жуки, о чудесах и сексуальной подоплеке введенных ею в монастыре покаянных практик.
Монахиня молит инквизиторов о смерти. Просит, сама просит сжечь ее на костре, чтобы избежать вечного осуждения и адских мук. Но суд принимает решение сохранить ей жизнь. Мало того, вопрос о костре даже не поднимается страшными инквизиторами. Бывшую святую до конца дней запирают в келье, где в посте и покаянии она проживет пару добрых десятков лет. Магдалена Креста умирает в возрасте 74 лет в тюрьме Алькасар.
Сейчас имя этой женщины известно только узким специалистам. А во времена Терезы Авильской ее слава еще не утихла. И становятся понятны все упреки, которые обращали к св. Терезе. Ее красота, ум, многочисленные экстазы, проводимые ей реформы, направленные на ужесточение кармелитского Устава, напоминали о ложной святой, очаровавшей множество людей. Инквизиция интересуется рукописями Терезы Авильской, боясь повторения истории, а не потому, что там обязательно должна была обнаружиться крамола.
«Эффект» Магдалены Креста в наши дни стал темой диссертаций нескольких психиатров. Ложная мистика, которая на первый взгляд кажется столь похожей на видения великих католических святых, притягивает специалистов. Ну а простых верующих вполне может предостеречь от излишнего увлечения «христианскими» ясновидцами.
Анна Гольдина