(27 воскресенье рядового времени (Мф 21, 33-43)
Сегодняшнее евангельское чтение снова посвящено винограднику. Мы слышим о том, как некто насаждает его, обустраивает, а потом сдает в аренду неким людям, умеющим возделывать лозу, но непорядочным и не желающим считаться с хозяином. Именно с одним из этих людей, виноградарем, нарушившим договор и убившим сына хозяина, решил побеседовать Данилка.
— Почему вы не хотели отдавать хозяину арендную плату? Что побудило Вас и Ваших товарищей к невыполнению условий договора?
— Мне бы хотелось ответить, что мы слишком много трудились, чтобы так просто расстаться с результатами наших трудов. Но теперь у меня достаточно, даже слишком много времени, чтобы подумать об этом.
Ты, наверняка знаешь, что виноградник – древний символ Израиля. И тогда получается, что мы, обрабатывающие виноградник, это первосвященники и фарисеи времен Иисуса. Бог посылает Своих слуг в Свой виноградник, пророков. А мы изгоняем их. И, наконец, Он посылает к нам Своего Сына… Такое толкование нашей истории ты можешь найти в любом учебнике. Хотя мне кажется, что не все так просто.
Виноградник ведь еще и символ отношений души с Богом. Ведь народ состоит из конкретных личностей, к каждой из которых обращается Господь. Тогда и мы, злые виноградари, становимся частью Божьего народа. И нам тоже есть что сказать в защиту своего противоправного поведения!
Начну очень издалека. Что мы знаем о Ное после потопных времен? В первую очередь на ум приходит странная история с его сыном Хамом, насмехавшимся над отцом. С чего началась эта история? Правильно, с виноградника! Ной посадил виноградник. И сделал при этом все то же самое, что делает наш хозяин. Поставил ограду, чтобы звери не забредали и не портили виноградные лозы. Скорее всего, башню поставил. Ему не надо было охранять свой надел, но башня служила и для хранения, и для обработки урожая. У Ноя не было никаких работников или арендаторов. Он все сделал сам. И грех вошел от рук его. Ной напивается до такого состояния, что засыпает в совершенно непотребном виде. Разве он не знал, что вино пьянит столь сильно? Или же не знал, что его поведение может нанести вред моральному состоянию семьи? Да не думал он о таких вещах! Просто пил, потому что вкусно! Его беспечность и во многом эгоизм привели к тому, что грех снова распространился среди людей.
А что такое грех в нашем понимании? С одной стороны, это нарушение заповедей. Но были ли у Ноя заповеди? Какое предписание он конкретно нарушил? А какое предписание нарушил Хам? Ведь нет еще 10 заповедей, и вдруг он ничего не знал о необходимости почитать отца. Вырос-то он в погрязшем в разврате мире, смытом водами потопа. С другой стороны, грех – это некое отклонение от цели, промах в отношениях с Богом. И в этом смысле Ной несомненно согрешил. Ведь он проявил глупость и легкомыслие.
А теперь вспомни обо мне и моих товарищах. Мы получили от хозяина виноградник, обнесенный стеной, с башней по середине. Виноградные лозы были еще молоды и требовали много труда по выращиванию и сохранению. О чем мы договорились с хозяином? В наши времена хозяин виноградника забирал либо часть плодов, либо часть вина. Мы же ни о чем не договаривались. Нигде ни слова нет о наших договоренностях. Получается, что мы вполне могли отказать хозяину и прогнать его слуг. Что они хотели от нас? Мы ж не на что не подписывались! В этом смысле мы, как Ной и Хам, чисты.
Согрешили ли мы? Да, мы совершили промах. Не надо было поступать так жестоко. Но разве нет у нас оправдания?
— Получается, что вы со всех сторон правы. Неужели среди вас не было сомнений? Неужели никто не выступил против?
— Конечно, мы правы! Хотя были и те, кто не соглашался сначала. Но они слабаки! Вот один все вспоминал слова пророка Исайи. «Он вскопал и расчистил поле, виноград посадил отборный, он башню в поле построил, надеясь, что будет хороший расти виноград. Но весь виноград был плохим» (Ис 5,2). Когда 70 мудрецов переводили эти слова на греческий, то использовали те же слова, которые потом прозвучат в Евангелии от Матфея. Получается, что наша история – это просто калька какая-то с песни любви пророка Исайи.
«Виноградник, принадлежащий Всемогущему Господу, это народ Израиля, а Муж Иудейский — возлюбленное растение Его. Ожидал Господь справедливости, но было только кровопролитие. Ожидал Господь честности, но был только плач незаслуженно обиженных» (Ис 5,7). Знаем, знаем эти слова о грядущем суде! Только не боимся мы гнева хозяина. Когда придет он с мечом, мы сможем за себя постоять. Мы отстаиваем то, что заработали честным трудом. Вот отцы наши во всем уповали на Господа, и Он подчинил их иноземцам, римлянам. А мы совсем иные. Мы умеем добиваться всего сами.
— Все равно я не понимаю, зачем было проявлять такую жестокость?
— Жестоки мы были только, когда пришел хозяйский сын! Он ведь пришел, чтобы показать, кто в винограднике хозяин. Только мы-то знаем, что не он обрабатывал виноградник, не он собирал плоды, не он ногами давил спелые ягоды…
— Но почему вы решили, что убийство сына сделает вас хозяевами виноградника?
— Отец опечалится смертью сына, болезнь настигнет его. В таких случаях имущество быстро утекает из рук. Скажу тебе еще раз: никакого четкого договора между нами не было. Так что и спросить другим наследникам будет нечего.
Виноградник – это символ земли Израиля, Земли Обетованной. Вот пророк Исайя, которого так любил цитировать один из наших, когда писал о винограднике, использовал слова и символы из Песни Песней. Здесь виноградник – символ невесты. Получается, что мы получили в пользование саму Землю Обетования. Невесту, сестричку, без которой нет народа Откровения. (Пленила ты сердце мое, сестра моя, невеста! пленила ты сердце мое одним взглядом очей твоих, одним ожерельем на шее твоей (Песн Песн 4,9) Зачем же нам отдавать ее хозяину или его сыну? Без этой земли нет нашего народа! Как же нам согласиться со слугами, приходящими от Хозяина и говорящими нам о скорой расплате? Как же нам принять Сына, Который идет, чтобы судить нас и выставлять нам счета?
— И Вы думаете, что Бог вас простит?
— А вот это нехороший вопрос. Для прощения нужно раскаяние. Сложная штука! У нас это называется словом «тшува». За этим понятием скрываются не только слезы покаяния, разорванные одежды, а конкретные действия. Наши мудрецы говорят о четырех ступенях тшувы: признание своей неправоты, чувство вины, исправление последствий. И самое сложное, сердцевина тшувы: оказавшись в подобной ситуации, нужно больше так не поступать.
Помнишь историю Иосифа и его братьев? Когда братья пришли в Египет, Иосиф мудро провел их через все эти ступени и в довершении, когда он попросил их отдать младшего брата, Вениамина, практически они оказывались в той же ситуации, что и много лет назад, когда продали самого Иосифа в рабство. Как ты помнишь, братьям хватило мужества не повторить печальный опыт.
Только эта история не про нас. Каждый раз, когда можно было не повторить свой поступок, мы его намеренно повторяли: изгоняли слуг, а потом убили хозяйского сына. Мы знаем, что «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Ис 34,6-7). Мы читаем эту молитву, которую в твое время будут называть молитвою Тринадцати качеств милосердия, каждый год. Но нужно ли нам это милосердие? Нет, нам нужен виноградник и его плоды.
Мы, люди, все одинаковые. Тебе же тоже хочется такой виноградник и его плоды: крутой телефон, как у всех ребят, или рюкзак такой, чтобы непременно выделяться. А еще хочется, чтобы все тебя непременно уважали и прислушивались к твоему мнению. В этой картине мира совсем не места Богу. Помнишь, чем заканчивается притча? Рассказом о камне, который отвергли строители и который стал главою угла. Вот ты нас осудил и вопросы свысока задавал. Но разве для тебя Бог и Его воля стоят во главе угла? Разве твое сердце не такой же виноградник Божий, где Он хозяин, а ты только работник? И почему же ты тогда не пускаешь Его на «свою» территорию?
Анна Гольдина и Данилка
Изображение: chh.by