У нас появился новый заступник на небесах, мученик, просиявший в американской земле, Стенли Франциск Ровер (Stanley Francis Rother).
Он родился 27 марта 1935 года на ферме своих родителей неподалеку от городка Оркач, штат Оклахома. Он был жестоко избит и расстрелян 28 июля 1981 года ультраправыми во дворе церкви, где он служил, в деревне Сантьяго Атилтан, в 50 километрах от столицы Гватемалы.
Он был фермером, электриком и сантехником, а также… выдающимся лингвистом. Но прежде всего, он был священником, отцом своих притесняемых прихожан, истинным пастырем.
C детства Стенли рос сильным и здоровым и во время учебы в школе работал на ферме своих родителей вместе с двумя братьями и двумя сестрами. Окончив школу, он решил стать священником, и родители одобрили его выбор.
Он поехал учиться в семинарию Успения Богородицы в Сан-Антонио, штат Техас, где не столько учился, сколько выполнял обязанности садовника, переплетчика и сантехника. Преподаватели считали его неспособным к учебе, причем особенно сложной оказалась латынь. Поэтому после почти шести лет, проведенных в семинарии, его оттуда выгнали. Но желание быть священником было огромным, поэтому Стенли обратился с своему епископу Виктору Риду (Victor Reed) и тот направил его в другую семинарию – Горы св. Марии в Эммитсбурге, штат Мериленд. Там он учился более прилежно, успешно окончил семинарию в 1963 году, и в том же году был рукоположен епископом Ридом. Затем он несколько лет служил викарным священником в церквях штата Оклахома, а в 1968 году узнал, что требуется священник для миссии в Гватемалу — служить племени местных индейцев, именуемых цутухил, в деревню Сантьяго Атилтан в горах на юго-западе Гватемалы.
Для этого о. Стенли Франциску пришлось учить не только испанский, но и язык индейцев цутухил, причем последний даже не имел своей письменности, но лишь несколько конспектов записей звучания слов, сделанных другими миссионерами. И тут сельский паренек, неспособный к латыни, проявил себя тонким лингвистом: работая в приходе, он не только в совершенстве выучил язык цутухил, но и перевел на него Миссал и Новый Завет, тем самым дав этому народу письменность.
Более того, он сам учил свою паству читать и писать на их родном языке (эти индейцы были неграмотными), а чтобы расширить образовательную деятельность, он организовал в своем приходе радиостанцию, где передавались уроки цутухил, испанского и арифметики.
Он также не забывал о том, что он фермер: о. Стенли Франциск показывал местному населению, как лучше обрабатывать землю или обращаться со скотом. Иногда он целый день проводил за штурвалом бульдозера, расчищая поля прихожан, и прерывался только на Мессу.
Удивительно, но отец Стенли к тому же организовал небольшой госпиталь, поскольку местное население не имело доступа к медицинскому обслуживанию. Когда возможностей местного госпиталя не хватало, он сам отвозил больных в столицу.
Гватемала — не самая демократическая страна. Там постоянно сменяли друг друга диктаторы, а с конца 1950-х там шла гражданская война. В начале 1980-х, помимо мирного населения, репрессии также направлялись против священников и монашествующих. Многие были убиты или взяты в заложники. В 1981 о. Стенли Франциск узнал о том, что он находится в «списке на уничтожение». Он уехал на родину в США, но его сердце было неспокойно. Он хотел находиться рядом со своими прихожанами, которые также подвергались преследованиям. Радиостанция в его приходе была разгромлена, ее главный редактор убит. Убивали и мучали катехизаторов. И вопреки здравому смыслу, отец Стенли через короткое время возвращается в Гватемалу…
По синякам на его теле было ясно, что перед смертью его избивали. Ему было 46 лет. В тот же день, 28 июля 1981 года в небольшой деревне Сантьяго Атилтан в горах на юго-западе Гватемалы было убито еще 13 и ранено 24 человека. Трое гватемальцев были арестованы и даже признались в его убийстве, но было ясно, что убийцы — не они. Правительство Гватемалы объявило США, что о. Стенли Франциск сам виноват, невиновных арестованных отпустили, а виновных искать не стали.
Тело отца Стенли было отправлено в Оклахому, но его сердце разрешили оставить в Гватемале, в его приходе. Перед признанием его мучеником за веру среди других 78 убитых в Гватемале мучеников (1 декабря 2016), реликвалий с сердцем открыли, и оказалось, что его кровь до сих пор не свернулась, сердце верного пастыря до сих пор кровоточит.
23 сентября 2017 года он был беатифицирован Папой Франциском.
День памяти — 28 июля.
Святой Стенли Франциск Ровер, молись о нас!
Светлана Шишкина
Фото: www.archokc.org