Часто ли Вы читаете Писание? Сколько раз Вы его прочитывали полностью? Впрочем, суть вопроса не в этом. Есть в нем места, которые поражают. И происходит это по-разному, в разных обстоятельствах, для каждого – по-своему.
И есть истории, поражающие любого христианина, который действительно открывает свое сердце и разум не только Богу, но и сомнениям.
Сколько раз в своей жизни мы задавались вопросами:
— Я всего лишь маленький человек, как мне достичь Царства Небесного? Как защититься от окружающего?
— Бог столь велик, а я столь мал и беззащитен. Разве я не обречен на провал?
— Я так много грешу, куда мне до Христа, куда мне до Папы Римского, до всех святых?
Наверняка такие вопросы витали у Вас в голове. Думаю, даже неоднократно. И мне в голову они тоже приходили. Так вот, у меня есть радостная новость: я нашел ответы на эти вопросы. По крайней мере, для себя. Хочу поделиться ими с Вами, но, на самом деле, они всегда и у всех под носом, потому что они уже есть в Писании. Просто иногда, читая Слово Божие, мы стараемся понять, что хочет сказать нам Бог, какова общая перспектива, мы ищем образное понимание, везде выискиваем притчу, аллегорию, скрытый смысл. Но иногда Слово Божие – это просто то, что написано.
Итак, недавно, читая одну книгу про Адвент, я наткнулся на рассуждения автора о Младенце Иисусе. Я отложил книжку и решил помолиться и помедитировать над образом Младенца. И внезапно я осознал очень простую, банальную вещь, которая, открывшись мне, ошеломила меня, поразила и сбила с ног.
Господь всемогущ. Он мог прийти на землю в любом обличии. Он мог прийти туда, куда хотел, и так, как того захотел бы. Ну, чтобы Вы понимали, о чем я… Он мог прийти великаном с броней танка. Он мог бы явиться с армией телохранителей. Он мог бы прийти УЖЕ ВЗРОСЛЫМ человеком. Откуда такие мысли, спросите Вы меня? Все просто. Христос пришел на землю младенцем, родившись от Девы Марии. Женщина выносила плод, родила Сына Божьего. Я всегда воспринимал это как само собой разумеющееся. Но что же это значило? Господь решил прийти на землю в самом – подчеркиваю это – САМОМ беззащитном, подверженном опасностям обличии. Беременность, да еще и в те времена – в сотни раз более опасное время, чем сегодня. Роды – вообще говорить не о чем. Смертность при родах в те времена была огромна. Наконец, жизнь младенца две тысячи лет назад – это жизнь на волоске. Просто представьте себе тот мир, где нет даже лекарств от простуды и гриппа! Антисанитария и эпидемии! Голод и нужна, холода, от которых спасает не центральное отопление, а только огонь! Иисус выбрал самый опасный, самый незащищенный путь явления Себя миру. Как появиться две тысячи лет назад в пустыне, так чтобы сразу попасть в категорию тех, кто максимально подвержен риску умереть? — Родиться!
Но зачем Он так сделал? Если оставить все аллегории и богословские рассуждения в стороне, то самый простой ответ – чтобы мы перестали задавать себе вопросы про свою малость, свою беззащитность, про свои страхи, про то, что мы проигрываем миру. «В дуэли с миром, будь секундантом мира», — говорил Кафка. Нет, нет и еще раз нет. Господь показал своим примером, что беззащитность, страхи, малость – это путь, точка зрения, эпоха, но не качества человека, которые нельзя убрать. Отец был в Нем, а Он был в Отце. Пройдя Свой путь, Иисус даровал нам ту же способность. Во мне Отец. Во мне Господь. Так чего же мне бояться?
А что же с грехом? Я так много грешу! Куда мне до Христа, куда мне до Папы Римского, до всех святых?
И снова на помощь приходит Писание. Вы знаете, что есть лишь один человек, о котором из Писания точно известно, что он попал в рай первым? Знаете, кто это? Разбойник. Грешник. «Плохой» человек. Он был распят вместе Иисусом. И Иисус спас его. За его веру и за покаяние. Разбойника и грешника, который обратился в последние секунды своей наверняка ужасной жизни, полной отвратительного греха. И именно он попал в рай первым. И это не зря! Это не просто так! Господь говорит с нами через Писание. И Он говорит: смотри, Я спас его. Он был недостоин, но Я помиловал его, и теперь он со Мной в раю.
В Евангелие от Луки говорится: «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:39-41).
Разве после этого можно бить себя в грудь автоматически и инертно, на самом деле, лишь жалея себя? Как после этого можно не знать наверняка, что Господь милостив? Нет ничего плохого в том, чтобы стремиться к святости, желать быть, как святые, но это не гонка. И в ней нет проигравших. Проигравшим оказывается только тот, кто забывает о милости Господа, которая всегда объективна и безусловна. Забывать об этом – все равно, что вытаскивать фундамент целиком из-под строения вашей христианской жизни. Здание это рано или поздно пойдет трещинами, а когда упадет – что уже часто показывала история – может быть, накроет обломками не только вас, но и других. Пыль и мусор после таких падений наполняет воздух и не оседает еще долгое время.
Ожидая приближение Адвента, я все чаще и чаще думаю о Младенце Иисусе, а также о последнем часе жизни Иисуса на кресте и о спасении разбойника. Земные Начало и Конец, которые не имели начала и никогда не будут иметь конца в Царстве Небесном. Две точки, которые наполняют сегодня мое сердце благодарностью и покоем. Надеюсь, они смогут наполнить тем же и ваши сердца. Попробуйте!
Николай Сыров
Изображение: theartistinme.us