Вартимей, сын Тимеев – история Спасения

Когда выходил Иисус из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге. (Мк, 48 зач., 10, 46—52)

В этом отрывке из Евангелия от Марка содержится целый мир – мир Спасения. Но, чтобы увидеть его, нужно, как это часто бывает, не просто прочесть отрывок двадцать или сколько-то раз, не просто «понять» его дословно. Нужно переместиться туда, в Иерихон, во времена Христа, на ту самую дорогу.

Итак, Иисус, в окружении множества людей, вышел из Иерихона. Этот город некогда был проклят и восстановлен вопреки Божьей воле, ценою жизни старшего и младшего сыновей восстановителя (Иис.Н.6:25; 3Цар.16:34). Помимо этого, Иерихон является самым низкорасположенным городом мира (250-260м ниже уровня моря). Поэтому у Луки мы читаем, что Иисус «восходил» в Иерусалим. Он, во-первых, дословно поднимался вверх, а во-вторых, двигался из проклятого города в святой город Иерусалим – прообраз Небесного Иерусалима.

Вот мы видим, как движется Иисус в окружении толп людей и Его учеников, мы слышим шум, видим пыль. Представьте себе эту дорогу, полную людей. Стоит жара.

У дороги сидит слепой. Он не идет, не стоит, — он сидит на обочине дороги, чтобы не мешать проходящим, не быть затоптанным, но чтобы иметь возможность получить от проходящих подаяние и помощь. Представьте хотя бы на минуту, каково это – быть слепым. Даже сегодня в наше время – это не просто. А ведь у нас есть и социальные службы, и специальные учреждения, больницы, врачи, медикаменты и так далее.

Но в то время не было никаких социальных служб. Этот слепой у обочины – максимально беззащитен. Он – предел уязвимости. Он – на отшибе. Он каждый день борется за выживание. Его жизнь целиком и полностью зависит от милостыни!

И вот этот слепой слышит, что идет Иисус. Он слышит. Иисус не идет, как мы понимаем, выкрикивая Свое имя – вот Я иду. Нет. Значит, это толпа, следующая за Иисусом, говорит о Нем. Она обращается к Нему, обсуждает Его. И среди всего прочего шума на дороге слепой человек, сидящий на обочине слышит, что Иисус идет.

Что это значит для него? Он прекрасно понимает свою судьбу. Он знает, что не может быть зрячим, что должен влачить свое существование так до конца своих дней. Но в этот момент, в это мгновение, когда он слышит о том, что мимо проходит Иисус, он вдруг понимает, что у него появился шанс! Он понимает, что это единственный его шанс на исцеление. И здесь мы находим в Евангелии именно греческое слово «созо» — т. е. – «исцеление», которое в других отрывках Писания употребляется в еще одном значении – в значении «спасения» (Примеры, где греческое слово «созо» переведено в смысле «спасение»: Мф.10:22; 18:11; 19:25; Мк.10:26; Деян.2:47; Рим.10:13).

Слепой ухватывается за этот единственный шанс. Мы не знаем, не можем даже представить, что происходит в этот момент в его голове, в его душе. Мы не можем даже приблизиться к пониманию того, что переживал в тот момент этот человек, но по какой-то абсолютно мистической и благословенной причине, ему открывается истина. Он вдруг осознает, Кто идет мимо него. И слова вырываются криком из его уст! Он кричит! Он кричит во всю мочь, понимая, что вокруг толпы людей, он старается перекричать шум этой дороги – шум всего мира!

Этого слепого зовут Вартимей, сын Тимеев. Тимей – сокращенное от Тимофей, то есть «чтущий Бога». И вот толпа внезапно слышит крик оттуда, откуда совсем не ожидает его услышать – с обочины дороги. Крик исходит от сидящего слепого человека. И этот человек кричит: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.» Он кричит что есть мочи, используя свой единственный шанс. И взывает он к Мессии. «Сын Давидов» — одна из формул речи, обозначающих Мессию. Этот слепой, просящий милостыню на дороге из проклятого города узнает в Христе, даже не видя Его, спасителя! И он – первый, кто обращается к Евангелии от Марка ко Христу по имени! Он первый, который говорит, а точнее кричит «Иисус»! Что это значит для Иисуса? Он не мог не понимать, что ответ на этот вопль о помощи означал по сути признание себя как Спасителя перед лицом идущих с ним, перед лицом иудеев, наблюдающих за его последним путешествием в Иерусалим. И Христос откликается! Потому что Он – сын Давидов. Потому что он способен и желает исполнить то, о чем просит слепой, сидящий на запыленной дороге из Иерихона.

Парадокс заключается в том, что этот слепой «видит», Кто есть Иисус из Назарета. Он взывает: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Это не просто слова, это именование Мессии, как свидетельствует Евангелие, когда Господь приводит мнение книжников: «Как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?» (Мк. 12, 35).

И единственное моление, которое вырывается из уст Вартимея – «Помилуй меня». Буквально несколько стихов ранее, мы читаем в Евангелии от Марка, как преданные ученики Иисуса тоже просят Его. Но они просят его в иной формулировке. Они просят исполнить Его то, что им угодно. Но нет, этот слепой просит лишь о милости. Он даже не покидает свое место. Он продолжает сидеть, крича и прося о милости!

Представили себе это? И что же происходит дальше? Толпа начинает затыкать ему рот. Кто ты такой, Вартимей, сын Тимея, чтобы обращаться к Иисусу? Твое место на обочине! Иисусу нет до тебя дела – говорит толпа! Но он, понимая, что это его единственный шанс, несмотря ни на что продолжает кричать! Иисус, помилуй меня! Остановитесь на секунду и подумайте, то произошло бы, если бы Вартимей поддался на давление толпы и умолк? Остановился бы Иисус тогда? Мы не знаем. Мы знаем, что слепой, несмотря на агрессивную реакцию множества людей, которых он даже не способен увидеть – он не может представить себе их лица, их недовольные выражения – продолжает кричать.

И Иисус оборачивается, останавливается. И тут происходит тоже поразительная вещь. Иисус сам не подходит к слепому. И даже не зовет к себе Вартимея! Он просит толпу позвать Вартимея. Тех же людей, что только что заглушали слепца и затыкали ему рот – их он просит привести его к Себе. И вот они уже ведут себя совсем по-другому. Они подходят к Вартимею и говорят: «не бойся, вставай, зовет тебя».

И дальше происходит кульминация. Вартимей не раздумывает, он не сомневается ни секунды – «Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.» Напомним себе еще раз всю картину, которую мы так ярко описали выше, напомним себе, какова жизнь Вартимея, что она из себя представляет. Верхняя одежда – плащ – это все что у него есть! Сбросить его, оставить на земле валяться — значит потенциально рискнуть всем. Ведь его могут украсть, забрать. И тогда слепой лишится последнего, что у него есть в этой жизни! Плащ – его кров, его защита от холода. Он ставит этим самым на кон свою жизнь. И, тем не менее, он не колеблется, вместо этого он встает, решительно отбрасывает плащ в сторону и идет к Иисусу.

Нам трудно это понять, и мы часто проглатываем эти детали, читая Писание, но первые христиане отчетливо осознавали, что происходило тогда на этой дороге. Ветхий Завет придавал большое значение одежде бедняка. В Законе Моисеевом даже есть предписание, обязующее заимодавцев оставлять своим должникам, по крайне мере, верхнюю одежду на ночь (Исх. 22, 25—26).

Иисус задает слепому единственный вопрос. Он уже знает про слепого все. Поэтому он задает лишь один вопрос – «чего ты хочешь от Меня?». И Вартимей отвечает с готовностью. «Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.» Слепой просит о прозрении, используя свой единственный шанс. Учитель – «Раввуни». Это слово употребляет и Мария Магдалина, когда встречает воскресшего Христа (Ин.20:16). Раввуни – это не просто учитель, это сокращенная, ласкательная форма слова “равви” (учитель). Эту форму слова, фактически, можно перевести, как “мой учитель”. Это учитель, которого ученик не просто чтит и чьему учению следует, это учитель, которого ученик любит.

Как часто мы чувствуем, что находимся на дороге, и даже на обочине? Что мы зависли где-то посередине на пути к счастью – к Иерусалиму? Что мы никому не нужны? Что мы зависимы только от других людей? Что у нас ничего нет за душой? Что мы изранены физически или духовно? По дороге проходит множество людей, но все, что они могу дать – материальная помощь или хоть какая-то моральная поддержка. В то же время, с каждым из нас может произойти и другая встреча, точно, как с Вартимеем. Для нас тоже по дороге проходит Иисус. И от нас, нашей решимости, нашей веры зависит то, как мы отреагируем на Его приход, и то, как мы поступим. Рискнем ли мы всем ради исцеления, ради Спасения? История Вартимея, сына Тимеева – это история Спасения.

Слепой ждет ответа. И получает его. «Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.» Вера Вартимея исцелила его – «спасла» его. Он «прозрел». Физически и духовно. Он увидел ту истину, которая проникла в его сердце, когда он только заслышал о том, что мимо идет Иисус, направляясь в Иерусалим. И что же он делает? Он не уходит обратно, радуясь, он не падает в исступлении счастья, оставаясь на дороге, пока Иисус с учениками уходят дальше. Он даже не возвращается за своей одеждой. Он «тотчас» прозрел и пошел за Иисусом. Я даже не знаю, можно ли вообще представить себе более яркую, пронзительную и детальную историю о Спасении. Вартимей встречает Христа, принимает Его, верует в Него, осознавая всем сердцем, Кто перед ним. Он просит о милости Господа, несмотря на все препятствия со стороны людей, окружающих его во тьме слепоты. И получив Спасение от Него, следует за Христом. Это – путь каждого христианина.

И эта история Спасения – уникальна. В Евангелии от Марка она стоит, на мой взгляд, совершенно обособленно. Во-первых, уже потому, что Вартимей – первый, кто обратился к Иисусу по имени, о чем мы уже сказали. А во-вторых, что мы вообще знаем имя Вартимея. Вы обращали внимание, что обычно в историях с чудесами и исцелениями мы читаем о «муже», «женщине», «господине», «рабе», о ком-то, чье имя не называется! Но тут мы читаем полную историю Спасения конкретного человека с именем – прообраз наших историй спасения! И человек этот призывает Иисуса тоже по имени. И человек этот – Вартимей, сын Тимеев — спасается.

Николай Сыров