В воскресенье, 3 декабря, в Культурном центре «Покровские ворота» в Москве духовный театр «Слово» покажет моноспектакль «Оскар и Розовая Дама», поставленный по одноименному роману французского писателя Эрика-Эмманюэля Шмитта. Мы поговорили с режиссёром-постановщиком Мариной Перельман о том, что отличает их театр от других, и о близости этой истории российской аудитории.
— Марина, как родился театр «Слово», и почему вы выбрали именно такое название?
— Театр «Слово» родился в то время, когда в храме Святого Людовика было очень холодно. Мы с группой прихожан думали, чем можем помочь общему горю — замерзанию на Святых Мессах. И придумали сделать спектакль, чтобы показать его и собрать немного денег для отопления нашего общего с французским приходом Дома. Так родился пять лет назад первый спектакль. Мы тогда ещё играли в стенах родного храма. В субботу после молодёжной Мессы. «Гостиница моего сердца» — так назывался наш первый спектакль. Он прошёл на «ура». Думаю, ещё и потому, что люди, которые пришли по первому зову, они ведь пришли не стать актёрами, они пришли вместе молиться. Мы молились этим спектаклем и в курии, при храме Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, и в приходе Святой Ольги. Потом мы сделали спектакль «Кадиш» и с этим спектаклем мы решились ездить и в другие города: в Курск, в Пушкин (Царское Село), в Троицк. И везде мы встречали открытые к молитве сердца. Спектакль можно посмотреть в любом театре. У нас — и в этом я вижу большой и добрый знак Любви — ребята не играют, они молятся.
Почему «Слово»? Каждая история, которую мы проживаем вместе с людьми, пришедшими к нам на общую молитву, это в некотором смысле Слово, оставленное нам Господом. Я верю, что и в «Оскаре…», если кто-то чего-то недопонял на катехизации, в нашей молитве он найдёт ответы на главные вопросы. Ну, или хотя бы вновь поставит их перед собой. Так что именно слово, текст, мысль, интенция — есть суть каждого спектакля. Мы ведь встречаемся с нашим настоятелем отцом Игорем Ковалевским не просто, чтобы попить с ним чаю, хотя и это важно. Но именно потому, что к каждому новому спектаклю мы проговариваем с настоятелем те интенции, с которыми обращаемся к Господу.
— Роман Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама» хорошо известен российской аудитории, в том числе, по одноименному спектаклю Театра им. Ленсовета в Санкт-Петербурге, но также по другим постановкам небольших трупп в разных городах России. Как вы думаете, почему этот сюжет так близок современной российской аудитории?
— Роман этот действительно стал очень популярен в России. Нам кажется, что он попал в болевую точку. Про это «место боли» мы и говорим в нашем спектакле. Мы совсем не умеем принимать то, что нам придётся «уйти». А маленькому мальчику предстоит «уйти». Нежелание это принять, боль, страх, гнев, ярость и обида… Мы кричим от боли, но мы не умеем дать время и место Иисусу стать нашим Лекарем. Мы верим в Бога, но мы не верим Богу. Этот мальчик у нас на глазах проходит путь постижения и восхищения до самых высот веры. Это очень русская и очень всенациональная история. Она про каждого. Потому что каждый однажды останется один на один с Господом.
— В вашем спектакле задействованы не профессиональные актёры, а обычные прихожане. Как совместное творчество помогает им и вам в вашей духовной жизни и рассматриваете ли вы эту работу как форму свидетельства миру о Христе?
— Однажды в Петербурге ко мне подошла женщина после спектакля и спросила: «А где я могу посмотреть эту актрису ещё?» (актриса Татьяна Шикунова) Я улыбнулась: «Нигде». Это действительно так. У нас нет актёров и актрис. Мама Таня — так мы её называем — работает… просто мамой. Воспитывает двоих детей, чудесных и талантливых девчонок. Ещё четыре года назад она и не предполагала, что сможет поднять такой материал. Но её терпение, ум, талант, мир в душе (а мама Таня очень спокойный и рассудительный человек) и твёрдое желание молиться вот именно таким образом помогли нам всем вместе добраться до премьеры. На звуке работает-молится тоже мама — мама Инна (Инна Серёгина). И эта внимательная и тонкая женщина тоже не догадывалась о своих талантах. А Господь всё помог открыть и всему дал силу и рост. И конечно, ничего бы не было без искренней работы и вдохновения Татьяны Шевелёвой — нашего балетмейстера. Татьяна Яковлевна умеет так помочь взрослым уже людям начать двигаться, что каждый становится почти балетным актёром. Это чудо любви и молитвы.
Каждая репетиция начинается с молитвы. Мы верим, что Слово Божие, если оно живёт в наших сердцах, обязательно зазвучит в сердце другого человека. Ведь нашими поступками, нашими делами и нашими мыслями мы свидетельствуем о Его Любви. А «Оскар…» — лучик к сердцу другого. Приходите, посмотрите и помолитесь вместе с нами. Мы верим, что вместе мы можем очень много.
Подробнее о времени и месте проведения: Культурный центр «Покровские ворота»
Страница спектакля на Facebook: Моноспектакль «Оскар и Розовая Дама»