Грех ли отказываться от защиты родины?

Вопрос: Что делать, когда перед тобой стоит выбор – отказаться от защиты родины или отправиться на фронт, где убийства нравственно допустимы? Грех ли отказываться от защиты родины?

Ответ:

Неверно думать, будто убийства могут быть нравственно допустимы, даже если речь идет о войне. Убивать на войне так же недопустимо, как и при любых других обстоятельствах.

Оборонительная война не может иметь целью уничтожение врага: единственная нравственно допустимая цель – это воспрепятствовать врагу совершать насилие. Для этого используются различные средства, главные из которых — переговоры и диалог. Всегда, в любых ситуациях, необходимо настаивать на этих средствах.

Если военнослужащий получает приказ убить врага, он стоит перед серьезным выбором совести. С нравственной точки зрения это недопустимо, и в этом случае необходимо отказаться от исполнения такого приказа, например, приказа бомбардировать города и мирное население с целью уничтожить врага.

Защита страны или сообщества людей является долгом. Поэтому в некоторых случаях можно говорить о грехе отказа от долга защиты. Обратимся к тексту Катехизиса Католической Церкви: «Законная самозащита может быть не только правом, но серьезным долгом для того, кто несет ответственность за жизнь других. Защита общего блага требует того, чтобы несправедливый агрессор оказался не в состоянии причинять вред. По этой причине те, кто обладает законной властью, также имеют право применять оружие с целью отражения агрессии против гражданского сообщества, за которое они ответственны» (2265). Однако это право применять оружие не означает права убивать. Например, правоохранительные органы также носят с собой оружие, но не для того, чтобы убивать. И если им приходится пользоваться этим оружием, целью является не лишение жизни преступника: с помощью оружия они должны сделать все возможное, чтобы остановить его и задержать.

Согласно социальному учению Католической Церкви, каждый, кто служит в вооруженных силах, призван защищать добро, истину и справедливость. При этом каждый военнослужащий имеет моральное обязательство сопротивляться приказам, требующим совершения преступлений против права народов и его универсальных принципов. Военные несут полную ответственность за действия, попирающие права личностей и народов или нормы международного гуманитарного права.

Таким образом, участие в оборонительных военных действиях является моральным долгом, но таким же моральным долгом является и отказ от выполнения приказов, противоречащих человеческому достоинству. Кроме того, допустим выбор альтернативной формы служения родине.

Читать полностью: Русская редакция Радио Ватикана

Фото: 5-sov.ru