Катехеза 35. Содержание заповеди «не прелюбодействуй»

1. Анализ утверждения Христа из Нагорной проповеди, утверждения, касающегося «прелюбодеяния» и «вожделения», и о котором Он говорит «прелюбодействовал в сердце своем», необходимо провести, начиная с первых слов. Христос говорит: «Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй» (Мф 5:27). Он имеет ввиду Божью заповедь, шестую из Декалога, с той самой второй скрижали Закона, которую Моисей получил от Бога-Яхве.

Начнем прежде всего с точки зрения непосредственных слушателей Нагорной проповеди, тех, кто слышал слова Христа. Они сыны и дочери избранного народа, народа, который получил «Закон» от самого Бога Яхве, а также получил «пророков», которые постоянно на протяжении веков порицали как раз сохранившееся отношение к Закону, его многочисленные изменения. Также и Христос говорит о подобных нарушениях. Но еще больше Он говорит о такой человеческой интерпретации Закона, в которой отменяется и исчезает истинный смысл добра и зла, желанный Богу-Законодателю. Закон же – это прежде всего средство, средство, необходимое для того, чтобы «изобиловала правда» (Мф 5:20 в старом переводе). Христос хочет, чтобы праведность «превзошла праведность книжников и фарисеев».

Он не признает трактовки, которую на протяжении веков давали настоящему содержанию Закона, поскольку в некоторой мере предлагали такое содержание, т.е. план и волю Законодателя, разнообразным слабостям и границам человеческой воли, проистекающим как раз от трех похотей. Это была такая казуистическая интерпретация, которая наложилась на первоначальный взгляд на добро и зло и была связана с Законом Декалога. Если Христос склонялся к преобразованию этоса, Он это делает главным образом для того, чтобы перекрыть ясность интерпретации: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон и пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф 5:17). Условие исполнения – истинное понимание. Именно это, среди прочего, прикладывается к заповеди «не прелюбодействуй».

2. Тот, кто проследит на страницах Ветхого завета историю избранного народа от времен Авраама, найдет там изобильные факты, которые свидетельствуют о том, как эта заповедь была реализована на практике и как вследствие этой практики была выработана казуистическая интерпретация закона. Прежде всего известно, что история Ветхого завета – театр систематической защиты моногамии, которая для понимания запрета «не прелюбодействуй» должна была иметь основное значение. Стремление к моногамии, особенно во времена патриархов, было продиктовано нуждой в потомстве, многочисленном потомстве. Это желание было так сильно, а рождение потомства, как главная цель брака, так очевидно, что жены, которые любили своих мужей, когда были не в состоянии подарить им потомство, по собственной инициативе просили любящих их мужей о возможности «родить им на колени», т.е. принять детей, рожденных другой женщиной, например, служанкой, т.е. от рабыни. Так было в случае Сарры и Авраама (см. Быт 16:2) или в случае Рахили и Иакова (см. Быт 30:3).

Эти два рассказа отражают нравственный климат, в котором применялся Декалог. Они иллюстрируют тот образ, в котором израильский этос был подготовлен к принятию заповеди «не прелюбодействуй», и какое приложение находила эта заповедь в древней традиции этого народа. Фактически авторитет патриархов был самым высоким в Израиле и имел религиозный характер. Он был тесно связан с Заветом и Обещанием.

3. Заповедь «не прелюбодействуй» не изменила этой традиции. Все указывает на то, что ее последующее развитие не ограничивалось причинами (довольно исключительными), которыми руководствовались Авраам и Сарра или Иаков и Рахиль. Если мы возьмем в качестве примера наиболее ярких представителей Израиля после Моисея, царей израильских Давида и Соломона, описание их жизней свидетельствует об установлении действующей полигамии, и это, без сомнения, случилось из-за похоти.

В истории Давида, который все же был неоднократно женат, должно поражать не только то, что он взял в жены супругу своего подчиненного, но также и ясное осознание совершаемого прелюбодеяния. Этот факт, как и наказание царя, описаны очень детально и впечатляюще (см. 2 Цар 11:2-27). Под прелюбодеянием понимается только обладание чужой женой, в то же время им не является обладание другими женщинами как женами наравне с первой. Вся традиция Ветхого завета указывает на осознание последующими поколениями избранного народа, что их этоса не достигло фактическое требование соблюдать моногамию, основное и обязательное следствие заповеди «не прелюбодействуй».

4. На этом фоне необходимо также понимать: все усилия направлены на введение особого содержания заповеди «не прелюбодействуй» в картину обнародованного законодательства. Это подтверждают библейские книги, в которых широко отмечена совокупность ветхозаветного законодательства. Если принять во внимание букву этого закона, получается, что она решительно борется с прелюбодеянием, используя радикальные методы, включая смерть (см Лев 20:10; Втор 22:22).

Однако она это делает, поддерживая действующую полигамию, даже полностью легализуя ее, по крайней мере косвенно. Так прелюбодеяние побеждается только в определенных рамках и в сфере определяющих предпосылок, которые составляют основную форму ветхозаветного этоса.

Под прелюбодеянием здесь понимается прежде всего (и может быть исключительно) нарушение закона собственности человека в отношении женщины, которая является его законной женой (обычно одной из многих); но нет речи о прелюбодеянии, как окажется с точки зрения моногамии, утвержденной Творцом. Теперь мы знаем, что Христос сослался на «начало» именно в отношении этого аргумента (см. Мф 19:8).

5. Кроме того, многозначительно обстоятельство, при котором Христос сочувствует женщине, подозреваемой в прелюбодеянии, и защищает ее от побивания камнями. Он говорит обвинителям: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин 8:7). Когда они оставляют камни и удаляются, Он говорит женщине: «Иди и впредь не греши» (Ин 8:11). Итак, Христос ясно идентифицирует прелюбодеяние с грехом. Когда же Он обращается к тем, кто хотел побить прелюбодейку камнями, Он не ссылается на предписания израильского закона, но лишь на совесть. Различение добра и зла, вписанное в человеческую совесть, может показаться более глубоким и правильным, чем содержание закона.

Как мы увидели, история Народа Божьего в Ветхом завете (которую мы постарались проиллюстрировать лишь на нескольких примерах) в значительной мере разворачивается вне нормативного содержания, которое Бог заключил в заповеди «не прелюбодействуй»; она, так сказать, протекала рядом с ним. Христос хочет исправить эти заблуждения. Отсюда слова, произнесенные Им в Нагорной проповеди.

Источник (ит.): www.careware.it

Перевод: Мария Кедрова

Изображение: Wikimedia