10 вещей, от которых стоит отказаться в Великий пост

В начале Великого поста самой популярной темой для обсуждения среди католиков становятся личные постановления на этот период. Католическая Церковь даёт большой простор не только для ограничений в пище, но и для личных духовных практик.

Одни на время поста отказываются от социальных сетей, другие — от походов в кафе и рестораны, третьи — от прослушивания музыки, четвертые — от покупок сверх минимума, необходимого для жизни. Гастрономические постановления обычно также связаны с отказом от того, что вызывает у нас наибольшую зависимость: шоколад, фастфуд, алкоголь, кофе — каждому своё.

При этом надо сказать, что далеко не все постановления связаны с воздержанием от чего-то — многие католики предпочитают взять на себя дополнительные обязательства из сферы молитвы, духовного чтения и дел милосердия. Вариантов масса. Главное помнить, что мы делаем это не затем, чтобы что-то доказать себе или собратьям по вере. Мы делаем это, чтобы стать ближе ко Христу, чтобы Он по-настоящему стал для нас Путём, Истиной и Жизнью.

Лично я, честно глядя на свою жизнь, в этот Великий пост хотела бы отказаться от многих вещей, если не отделяющих, то уж точно назойливо отвлекающих меня от Христа. Попытаюсь поделиться хотя бы частью из них, в надежде, что и вам этот список пригодится в начале 40-дневного поста.

1. От апатии

Это состояние отрешенности полностью противоположно вовлеченности, которую предполагает христианский взгляд на мир. Если мы проживаем всё, что приносит нам новый день, как реальное отношение со Христом, то есть отвечая Тому, Кто даёт нам этот день и всё, что его наполняет, мы просто не можем оставаться отрешенными. Но остаёмся. Меня порой преследует чувство, что я отсутствую в собственной жизни. Делаю работу, потому что должна. Еду на Мессу, потому что воскресенье. Иду на ужин с друзьями, потому что пригласили. Но где в этом я и движение моей свободы? Я нуждаюсь в том, что каждый день заново открывать, почему я делаю всё это, почему я хочу делать всё это. Жизнь слишком коротка, чтобы прожить её невсерьёз.

2. От самодостаточности

Забавно, я ввела это слово в поисковик, чтобы уточнить все возможные его значения, и первое, что он выдал — мотивирующие видео о том, как стать самодостаточной. То есть весь менталитет современного мира убежден в том, что счастье человека связано со степенью его независимости от других. Этот менталитет окружает меня со всех сторон и он так силен, что, спустя 12 лет в Церкви, я всё ещё поддаюсь ему. Дело не только в стремлении всё делать самой, не принимая помощи от окружающих. Самая суть проблемы раскрывается в стремлении мерить всё собой, считая, что моё суждение и мой опыт — достаточное основание для жизни. В этом смысле я благодарна Богу за каждое поражение, каждое предательство, за каждый крах моих представлений, планов, проектов, потому что именно они становятся освобождением. Сидя на руинах собственных мер и проектов, я могу с облегчением признать, что не я творю реальность, но, как сказал апостол Павел, «всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп 4:13).

3. От неблагодарности

Когда мне везёт открыть, что не я творю реальность и не от меня зависит судьба мира (даже судьба моей работы, в конце концов), во мне рождается изумление, а от него — вопрос: кто Ты, что даёшь мне всё это? Я люблю рассказывать историю о том, как совет знакомого мусульманина помог мне выйти из глубочайшего духовного кризиса. А совет был простой: вспомни, кто даёт тебе всё, и начни благодарить Бога каждый день. Я тогда завела тетрадочку, куда в конце каждого дня выписывала всё, за что могу поблагодарить Бога сегодня. И чем дольше я её вела, тем больше моментов для благодарности замечала. Кстати, вот отличная практика на Великий пост: заведите тетрадь с благодарностями и заполняйте её каждый вечер. Обещаю, этот простой жест поможет вам признать близость и нежность Бога, даже если сейчас вы переживаете глубочайшую оставленность.

4. От тревоги

Признание своей зависимости от Бога и благодарность Ему ведут к освобождению ещё от одной патологии ХХI века — от чувства тревоги. Не знаю, как вы, а я, в попытках всё контролировать и ничего не упустить, пишу списки: дела на день, дела на неделю, покупки, звонки — я фиксирую всё и методично вычеркиваю по мере выполнения. Разумеется, часто я не успеваю сделать всё, дела копятся, переходят с одного дня на другой, и моя тревога нарастает. В конце концов, я уже не могу думать ни о чём, кроме незаконченных дел и горящих дедлайнов, а ещё о друзьях, которые обижаются на то, что я не звоню, и о том, стоит ли купить марлевые маски на случай, если коронавирус дойдёт до Москвы. Можно растить этот ком тревог и переживаний вплоть до нервного срыва, а можно со всей простотой признать факт: да, я ничего не контролирую, зато контролирует Бог. И довериться Ему.

В качестве великопостной практики это признание и доверие могут выражаться в ежедневном посвящении своей работы Богу. Можно даже жертвовать Ему свои труды в конкретной интенции, за людей, которые просили о молитве, или, как мы знаем, нуждаются в ней.

5. От ожиданий

Ну вот, если Бог всё контролирует, то самое время встать на колени и зачитать Ему полный список моих желаний: дом на берегу моря (не меньше двух комнат, лучше три, нет, четыре — сделаю кабинет), выйти замуж до конца года (мне, пожалуйста, умного, красивого, успешного, верного, с чувством юмора, ну, и католика, само собой), индексацию заработной платы (можно в три раза — тогда десятину буду отдавать Церкви), здоровья для родителей, есть, не толстея, и чтобы никто не умирал…

Всё это может звучать забавно, но, на самом деле, все мы хотим очень простых вещей и порой предъявляем Богу этот список именно в таком виде. У нас есть представления о том, как выглядит наше счастье, и, конечно, мы ожидаем от Бога сотрудничества в деле воплощения наших представлений в жизнь (ведь Он желает нам счастья, так?). Но дело в том, что Его мысли – не наши мысли, не наши пути – пути Его (Ис 55:8). Только Господь знает, что сделает нас по-настоящему счастливыми. Я говорю не о сиюминутной эмоции, а о свершении нашей судьбы, нашего призвания, того, для чего мы сотворены.

Как-то один священник рассказал мне, что в юности он здорово играл в футбол, и у него была мечта: играть за любимый футбольный клуб, разбогатеть, прославиться и жениться на Николь Кидман. В итоге, он стал священником и провёл несколько лет в миссии в Азии. Но когда он рассказывает о своей жизни, моё сердце замирает, потому что я вижу нечто гораздо более истинное и полное, чем мечты детства.

В общем, в этот Великий пост я хотела бы пореже предъявлять Богу мои ожидания и мечты, и почаще обращаться к Нему с вопросом: «А чего Ты хочешь для меня?»

6. От нетерпения

Мы, люди, хотим не только множества разных вещей — мы хотим их немедленно. Или, по крайней мере, вовремя — с нашей человеческой точки зрения. Мы хотим выздороветь сейчас, а не через неделю. Мы хотим выиграть в лотерею сегодня, а не после выхода на пенсию. Мы хотим, чтобы друг позвал нас в кино сейчас, когда нам одиноко, а не тогда, когда у нас будет занятие получше. Почему? Потому что мы уверены, что знаем, что лучше для нас. Но есть Тот, Кто знает нас лучше и делает всё для нашего счастья.

Когда я начинала долгий путь проверки призвания и подготовки к браку, я была уверена, что не нуждаюсь в нём, что уже всё знаю и только теряю время. Однако это время оказалось самым плодотворным не только для отношений с моим женихом, но и для моих личных отношений с Богом. Это время было необходимо для того, чтобы учительство Церкви о браке стало не просто красивой теорией, а опытом моей жизни. Но я бы никогда не открыла этого, если бы отказалась от этого пути, спеша к алтарю.

Время Бога — идеальное время. Я желаю себе и вам чаще вспоминать об этом в этот Великий пост.

7. От злобы

У меня ужасный характер, просто отвратительный, как говорит один мой друг (ладно, даже не один). Я злюсь на несправедливость, глупость, безответственность. Я злюсь, если что-то происходит не так, как я хочу. И в этом состоянии могу быть очень резкой и категоричной. И когда это происходит, я сама не могу смотреть на себя, я сама себе противна. И единственное, что спасает меня в эти моменты, это чей-то любящий взгляд, будь то взгляд Христа в Таинстве Примирения или взгляд друга, который любит меня, даже когда я превращаюсь в злобную фурию (на самом деле, потому что эти два взгляда совпадают). В конце концов, только прощение способно побеждать мою злобу раз за разом. Поэтому в период поста стоило бы уделить особое внимание как примирению с Богом (в исповеди), так и примирению с ближними (если есть те, на кого я злюсь прямо сейчас).

8. От зависти

У наших ближних всегда есть что-то такое, чего мы сами отчаянно желаем, будь то новый айфон или суперспособность не засыпать во время Адорации. Смотреть на то, что есть у других, значит, смотреть на то, чего нет у нас. Почему бы вместо этого не посмотреть на то, что мы уже имеем, что нам уже дано? Мы можем благодарить Бога каждый день за крышу над головой, пищу на столе, любовь друзей и близких… Но даже если у нас нет всего этого, у нас есть главное — любовь Бога к нам. В осознании этой любви мне помогает чтение Святого Писания и размышления над ним. А особый подарок великопостного периода — возможность каждую пятницу участвовать в богослужениях Крестного пути, буквально созерцая, какую жертву принес Господь из любви к нам. Наполним время поста тем, что помогает нам открывать, что наше сокровище состоит не в том, что мы имеем, а в наших отношениях с Небесным Отцом.

9. От чувства вины

Как-то нам в редакцию прислали вопрос: «Что делать, если после исповеди я не чувствую себя прощенным?» Наверное, у каждого хотя бы раз возникало это чувство. Господь отпустил наши грехи, а мы продолжаем винить себя. С одной стороны, это естественно, ведь каждый грех имеет последствия, тяжесть которых переживаем мы сами и те, кого коснулся наш грех. Но с другой, если мы действительно верим в то, что в Таинстве Примирения Господь буквально стирает наши грехи, словно их никогда и не было, с какой радостью и с каким облегчением мы должны выходить из конфессионала! Господь меня любит, Он простил мои грехи. Сегодня новый день, и прошлое прошло. Хочу повторять это себе каждое утро на протяжении поста, чтобы проживать каждый день, как дочь Царя, иногда заблудшая, иногда падающая, но всегда — любимая дочь совершенного Отца.

10. От страха неудачи

Ни мне, ни вам не удастся её избежать. Это касается всего, включая и наши постановления на Великий пост. Что-то пойдёт не так, где-то мы упадём, поддадимся слабости или, по крайней мере, забудем, почему мы делаем определенные вещи. Но это не проблема для Бога, который продолжает ждать нас с раскрытыми объятиями, не ожидая от нас ничего, кроме любви в ответ на Его любовь.

Анастасия Орлова

Фото: www.goodfon.ru