Христианское распознавание: о чем речь?

«Когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: «дождь будет», и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: «зной будет», и бывает. Лицемеры! лицо земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?  Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно? (Лк 12:54-57)

Этот эпизод в Евангелии от Луки – лишь одно из наставлений Христа, где Он призывает своих последователей распознавать, уметь в правильном духовном свете видеть, оценивать и соответственно реагировать на происходящее внутри них и в окружающем мире.

Подобный призыв в последнее время мы нередко слышим от Папы Франциска, или, вернее сказать, весь его стиль как главы Церкви проникнут отношением, в основе которого лежит этот духовный дар. Второй Ватиканский Собор воспринял необходимость «различать знамения времён и истолковывать их в свете Евангелия, чтобы она [Церковь] могла дать каждому поколению подобающий ответ на вечные вопросы людей о смысле нынешней и будущей жизни» (GS 4). Что же имеется в виду под «распознаванием» («различением»), какова его суть, цель, механизм? Над этими вопросами мы и поразмышляем.

Основанием и вдохновением нам послужат слова Священного Писания, духовная традиция, сформулированная ещё в первые века христианства, а также правила, собранные в «Духовных Упражнениях» св. Игнатия Лойолы, который по праву считается великим знатоком в этой сфере.

«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире», – побуждает своих адресатов св. Иоанн Евангелист (1Ин 4,1). В жизни отдельного человека, в общинах и в Церкви в целом действуют разные «духи». К вопросу о том, что подразумевается под «духами», мы обратимся ниже, а пока стоит отметить, что эти различные влияния противопоставлены: одни исходят от Бога, иные же являются действием лжи, уводящим с верного пути. В жизни отдалявшихся от мира отцов-пустынников, состоящей по большей части в «духовном делании», одной из основных задач было «просеивание» помыслов, т.е. надлежащая оценка того или иного внутреннего движения (мысли, эмоции, побуждения) как душеспасительного или вражеского. Следующим шагом было соответственно их принятие или отвержение. По-своему подобную «духовную брань» должен вести и каждый ученик Христа, пребывающий «в миру», и в этой зачастую нелегкой битве очень поможет опыт тех, кто предшествовал нам в следовании за Христом. Их советы на основании наблюдаемых закономерностей в духовной жизни, конечно, должны быть адаптированы к новым обстоятельствам; тем не менее, большинство из этих указаний не теряют актуальности сегодня, когда бесконечный поток импульсов, позывов, предложений атакует наши умы и сердца со всех сторон.

Распознавание не является самоцелью: оно лишь предваряет конкретные решения и действия тех, кто стремится исполнять волю Небесного Отца и таким образом стать братом, сестрой и матерью Христу (ср. Мк 3,35). Цель распознавания – не просто остаться на орбите заповедей Божьих, но стремиться идти «путем превосходнейшим» (1Кор 12,31), всё сильнее любя Христа и совершеннее следуя Ему (ср. Духовные Упражнения [ДУ], 104) в тех конкретных обстоятельствах, в которые мы поставлены. Таким образом, это духовное действие вплетено в динамику наших отношений с Богом и предполагает активную молитвенную жизнь, где мы не просто выполняем некое «молитвенное правило», но раскрываем Богу всё, что с нами происходит, и стремимся услышать Божье слово для нашей жизни. В таком интенсивном общении с Богом очень полезно знать некоторые общие правила, действующие в сфере духа – в противном случае мы можем «топтаться на месте» в духовном плане долгие месяцы, а то и годы просто потому, что не знаем законов жизни в Духе или не умеем применить их к себе. Наше представление о Боге и о собственном положении в Его глазах может быть сильно искажено неверными стереотипами или предубеждениями, поэтому нашу задачу можно сравнить, используя образ св. Иоанна Кассиана (IV-V вв.), с трудом опытного менялы денег, который должен отличить настоящую монету от фальшивой, даже если они внешне очень похожи.

В процессе распознавания рано или поздно христианин сталкивается с реальностью сопротивления со стороны «ветхого человека», т.е. всего того в себе, что мешает услышать Божий призыв и принять в полноте Божье спасение в своей жизни. Св. Игнатий, следуя традиции, указывает на необходимость избавления от неупорядоченных привязанностей – тех наших предпочтений, привычных действий и реакций, способа мышления и внутренних установок, которые «связывают» наш духовный рост, в худшем случае приводя к существованию вдали от Бога и Церкви. Явно или неявно эти нездоровые привязанности потакают эгоистическому отношению к собственной жизни и всей окружающей реальности и показывают необходимость нашего постоянного обращения к Христову Евангелию.

В одной из своих книг иезуит Билл Бэрри приводит пример из собственного опыта: в течение некоторого времени он «получал сигналы» – и внешние, и внутренние – о том, что его употребление алкоголя вредило его состоянию и физическому, и духовному. Он пишет, что первое время резко реагировал, когда кто-то смел указывать ему на это, и перед самим собой оправдывал своё «право» выпивать – ведь формально это не запрещено. Однако исследуя свои реакции при помощи правил распознавания, он постепенно осознал, что «добрый дух» подталкивал его к честному признанию истинного положения вещей, в то время как его «ветхий человек», поддаваясь логике «злого духа», предпочитал и дальше искать удовлетворения и утешения в нездоровом пристрастии.

Этот пример показывает, как практика распознавания помогает идти путем истинной христианской свободы – не той свободы, которая на самом деле является своеволием, или в лучшем случае ребяческой спонтанностью, но свободы, дарованной Христом, чтобы мы могли совершать дела любви (ср. Гал 5,1.13). Именно в ключе таким образом понятой свободы стоит воспринимать термин «бесстрастие», который часто используется духовными авторами, но еще чаще неправильно интерпретируется теми, кто его слышит: речь идет не об эмоциональной холодности, отрешенности или безразличии к происходящему вокруг, а о способности не поддаваться импульсам и предпочтениям, которые противоречат истинному благу и становятся препятствием в том, чтобы слышать Божий призыв в своей жизни.

Согласно христианскому видению, в человеческом сердце заложено желание Бога, и ничто сотворенное не в состоянии удовлетворить эту жажду. Эта истина прекрасно запечатлена в знаменитых словах св. Августина: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Упражнение распознавания подразумевает возможность и нужду ощутить, услышать устремление человеческого сердца к Богу, источнику жизни вечной, за всеми другими устремлениями и целями, которыми полна наша повседневность. И, повторимся, распознавание не ограничивается этой целью: следующий шаг – это позволить, чтобы стремление к Богу упорядочило все остальные наши намерения. Это касается как самых важных решений в жизни – например, выбора призвания, так и того множества деталей повседневности, в которых заключается суть нашей верности избранному пути. Св. Игнатий Лойола оставил целую методику для совершения выбора перед Богом и удостоверения, что принятое решение благоугодно Богу – об этом также пойдёт отдельный разговор в будущем.

С точки зрения «духовной педагогики» полезно обрести навык распознавания для начала в относительно простых ситуациях, чтобы постепенно быть готовыми верно реагировать также и в более сложных случаях – например, таких, где вовлечена наша ответственность за других людей. Особенно на начальных этапах очень важно иметь обратную связь опытного советчика или духовника, это не позволит впасть в заблуждение. Стоит упомянуть некоторые другие примеры того, что может стать предметом распознавания: интерпретация Священного Писания, которое иногда содержит противоречивые указания; образ Бога, который явно или неявно присутствует в различных утверждениях касательно веры; моральный выбор, когда два или более принципов вступают в конфликт… В бесконечном множестве таких случаев мы призваны воплотить тот ответ, который наиболее соответствует нашей сущности как детей Божьих и учеников Христа и принести плоды, достойные славы Царствия Божьего.

«Искать и находить Бога во всём» – один из девизов св. Игнатия. Поиск Бога в наших реалиях подразумевает прежде всего веру в Божье присутствие и внимание к Его действию, как во внешних обстоятельствах, так и во внутренних движениях души. Таким образом, необходимой предпосылкой для действенного распознавания является практика осознанного внимания, при помощи Божьей благодати, к важным с точки зрения нашей жизни в Боге процессам и событиям. Основным «пространством» для такой осознанности является молитвенный просмотр дня – практика, традиционно известная как «испытание совести», но по-разному называемая у современных авторов, принадлежащих к игнатианской традиции: «молитва любящего внимания», «15 минут искренности» и др. Этому духовному инструменту будет посвящена отдельная статья. Теперь же мы хотим обратиться к одному очень щекотливому вопросу.

Распознавание… духов? Вы серьёзно?

В христианской традиции слово «распознавание» (или различение) часто сочетается с другим словом – «духов». У нас, людей XXI века, далеких от «примитивного» способа объяснения событий в нашей жизни или окружающем мире действием невидимых потусторонних сил, такое словосочетание может вызвать ироничную улыбку. С другой стороны, слишком крайняя позитивистская установка может сильно мешать правильно воспринимать природу человека, в которой соединяются телесное, психическое и духовное, тесно взаимодействующие между собой.

Основной вопрос касательно сути «злых духов» сводится к тому, стоит ли понимать силы зла в качестве персонифицированных субъектов, или же речь о них как неких сущностях является метафорой, объясняющей определенные явления в жизни индивидуальных личностей, человеческого общества или даже всей вселенной. Подобная формулировка касается и определения «добрых духов»: являются ли они «ангелами», разумными личностями, или же они — олицетворение благого божественного действия. На основании Евангелий можно сделать вывод о том, что Господь Иисус воспринимал существование ангелов и бесов как реальное, и в этом Его представления отображали верования большинства Его современников-иудеев. Даже некоторые физические заболевания приписывались действию нечистых духов, однако, сложно указать чёткий критерий для подобной идентификации на основании данных Нового Завета.

Вопрос о реальном существовании «духов» и переносном значении этого слова великолепно освещен К. С. Льюисом в предисловии к его «Письмам Баламута». Само это произведение настоятельно рекомендуем к (пере)прочтению, здесь же процитируем несколько его мыслей.

«Есть два равносильных и противоположных заблуждения относительно бесов, – пишет Льюис. – Одни не верят в них, другие верят и питают к ним ненужный и нездоровый интерес. Сами бесы рады обеим ошибкам и с одинаковым восторгом приветствуют и материалиста, и любителя черной магии». Свои размышления на эту тему великий христианский апологет XX века подытоживает таким образом: «Для тех, кто читает «Баламута», не так уж важно, что я думаю о бесах. Те, кто в них верит, примут мой символ как реальность; те, кто не верит, – как олицетворение понятий, и книга будет аллегорией. Но это почти безразлично. Я хотел не гадать о жизни бесов, а увидеть под новым углом человеческую жизнь».

В похожей форме обобщает свои выводы Кейс Ваайман в труде «Духовность», переведенном на русский язык: «Важен не столько вопрос о существовании дьявола и демонов (их реальном существовании и признаках), сколько методы проявления их поведения, их приемы и воздействие на мышление, волю и поступки людей». Другими словами, здесь – как и в сфере распознавания вообще – важен принцип «плодов»: к чему ведет и каковы последствия того или иного воздействия в жизни человека (или общины), независимо от того, исходит оно из тайных глубин подсознания человека или навеяно извне. Св. Иоанн Кассиан пишет, что есть «три источника наших помыслов: Бог, диавол и мы сами». Человек как благое Божье творение, однако, пораженное грехом, может производить «помыслы» или просто нейтральные с точки зрения спасения, или же те, которые в конечном счете ведут к жизни или к смерти. Различные импульсы, желания, мысли, рождающиеся в нашей внутренности, часто восходят к тем влияниям, которые мы усвоили на разных этапах нашей жизни от значимых людей и от культуры в целом – все они в не меньшей степени нуждаются в распознавании, просеивании и очищении в Божьем свете, чем то, что можно охарактеризовать как влияние извне. Слово «дух» для описания источника внутренних движений в этой картине может быть просто данью традиции, которая всегда нуждается в новом переосмыслении со стороны каждого поколения.

Это краткое введение в тему распознавания стоит закончить в духе св. Игнатия: в духовной жизни нужно «упражняться» подобно тому, как мы это делаем в других сферах. Читателей, которые захотят проникнуться стилем Игнатия, приглашаю постараться – сегодня, а может быть, и в ближайшие дни – назвать тех «духов», чьё влияние вы ощущаете в разные моменты своей повседневности, стараясь проследить направление, в котором они ведут вас, и конечный плод. Можно совершать это упражнение письменно, делая пометки в своём дневнике. Достаточно выбрать одну или несколько значимых ситуаций и осознать сопутствующие им реакции, слова, мысли. Каковы их предпосылки? Какой «внутренний вкус» остается после них? Каково их логическое продолжение и завершение? (Здесь можно обратиться к спискам «дел плоти» и «плодов духа» в Гал 5, 19-23.)  Можно даже выписать ваши заключения в таблицу, согласно поставленным вопросам. Не нужно спешить оценивать ваше поведение с моральной точки зрения. Вместо этого стоит обратиться с тем, что вы осознаете, к Богу.

В следующий раз мы обратимся к молитве просмотра дня – ежедневной практике осознания Божьего действия в нашей жизни и возможности окунаться ежедневно в Божье милосердие и новую надежду.

о. Виктор Жук, SJ