Прощение — условие всех отношений

Мать Анжелика, итальянская монахиня, однажды сказала: «Если бы не люди, мы все могли бы быть святыми». И это правда. Кто из нас хотя бы раз не думал, что путь к святости был бы намного проще, если бы не тот или иной человек, который является настоящей занозой для нас?

Отношения могут быть беспорядочными, чреватыми недоразумениями, а иногда и нередко — реальным источником беспокойства. Люди могут возмущать нас своей грубостью и быть совершенно нечувствительными к нашим потребностям. Они могут раздражать нас своим ершистым характером или расстраивать нас своим упрямством и отсутствием гибкости. Могут возникать обиды. Могут вспыхивать эмоции и звучать горячие слова.

Иногда эти обиды воспринимаются как простое недоразумение. В других случаях жестокость и нанесенные нам раны могут быть очень реальными, и наша боль — оправданной. Люди несовершенны, и, как бы мы ни стремились к поддержанию мира, в какой-то момент происходит столкновение нашей точки зрения и позиции другого. Это неизбежно, как восход солнца. Вот почему не будет преувеличением сказать, что прощение — это условие всех отношений. Вы просто не можете находиться  отношениях с другими, не прощая их в той или иной степени, потому что они будут для вас неправы.

Необходимость прощения

Нашему Господу борьба была не чужда. Его не только преследовали религиозные лидеры Его времени (вплоть до жестокой казни через распятие на кресте) — Его также презирали и издевались многие люди, которые были призваны стать Его последователями. Даже Его ученики всё время спорили из-за мелочей, и хотя они были взрослыми мужчинами, часто вели себя, как ссорящиеся дети.

Несмотря на сумбурность всех этих отношений, Христос простил с терпением и любовью. Даже когда Его пригвождали ко кресту, Он взывал к Отцу, умоляя простить своих палачей.  Его прощение было бесконечным тогда и сейчас.

Подобным образом Он учил и своих учеников подражать Ему в прощении. Одним из Его самых сильных высказываний была заповедь прощать. Даже святому Петру было трудно принять её. После того, как Господь говорил о важности примирения с другими, Петр пришел к нему и спросил о пределе этого прощения: «Господи, до семи ли раз прощать?» Даже этот предел казался ему чем-то исключительным. Но ответ Иисуса был еще более исключительным: «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз».

Сказать «до седмижды семидесяти раз», глядя на срок человеческой жизни, равносильно призыву прощать бесконечно, без конца. Это не то, что хотел услышать святой Петр. Но чтобы подчеркнуть этот момент, Христос продолжает рассказывать притчу о немилосердном должнике, которому был прощен огромный долг, а он сам потребовал вернуть ему гораздо меньший долг. Из-за этого недостатка милосердия он был брошен в тюрьму и понес жестокое наказание. Смысл был ясен: мы должны миловать, если хотим быть помилованы, и прощать без условий и без конца.

Одним из наиболее распространенных оправданий для непрощения является ожидание пространных извинений. Часто мы ставим человеку совершенно нереалистичные условия: ждём, чтобы он осмыслил все совершенные им ошибки, осознал их вредность и выражал глубокое раскаяние в каждом действии до тех пор, пока обиженная сторона не будет полностью удовлетворена.

В каком-то смысле желание получить подробные извинения понятно. Мы все хотим удовлетворения. Но правда в том, что такие извинения мы получаем крайне редко. И даже если бы они были привычными, Христос не оставил нам лазейки для отказа в прощении, пока нам не принесут извинения (или любые другие лазейки). Он просто говорит нам прощать и искать примирения, даже если его в конечном счете отвергнут.

Выбор

Разлад в отношениях — это факт существования. Однако исход этого разлада зависит от нас — он ​​определяется тем, как мы решаем реагировать на него, поскольку именно наш ответ может сделать нас лучше или принести ещё больше горечи.

Это не значит, что прощать всегда легко. В зависимости от глубины нанесенной раны, это может быть чрезвычайно сложно и требует много времени, усилий и молитвы. Время от времени это может быть даже наиболее сложной вещью для нас. Тем не менее, Господь не делает исключений, исходя из каждого конкретного случая. Мы должны простить.

Прощение настолько важно, что Христос говорит нам, что мы не будем прощены Богом, если мы сами не прощаем. Степень милосердия, которую мы получаем, пропорциональна количеству милосердия, которое мы распространяем. Если вы хотите, чтобы Бог прощал вас без конца, вы должны прощать без конца: «Как простил вам Господь, — говорит святой Павел, — так и вы должны прощать».

Все мы хотим, чтобы другие прощали нас и видели добрые намерения наших действий. И мы приступаем к исповеди время от времени, ожидая от Бога полного прощения наших грехов. Тем не менее, несмотря на эти ожидания, мы так часто судим других, храним в душе обиду и думаем о других плохо. Это просто неправильно.

Это всё о Причастии

Причастие — это не просто еще одно название Евхаристии, хотя Евхаристия действительно является самым полным выражением общения на земле. Причастие означает участие в жизни другого, такое глубокое разделение жизни, что наше счастье связано с другими, мы становимся частью существования друг друга.

Как христиане, мы призваны к общению как «по вертикали», так и «по горизонтали» — с Богом и с ближними. Мы призваны участвовать в Божественной любви, разделять жизнь Пресвятой Троицы в любви. Это потрясающая правда. Но это ещё не конец. Мы также призваны к общению с нашими ближними в любви. Кто наш ближний? Это человек прямо перед нами, каким бы досаждающим или вредным он ни был.

Непрощение — это яд, который разрушает общение. Оно разрушает те самые отношения, горизонтальные и вертикальные, для которых мы были созданы. И поэтому мы призваны прощать. Ибо, как Бог восстановил общение с нами, прощая наши грехи, так и мы должны восстановить общение с Ним и с нашими ближними, прощая тех, кто причинил нам боль.

Прощение восстанавливает общение. Оно вдыхает жизнь в мертвое, восстанавливает и исцеляет сломанное. В этом смысле, это одна из самых святых и богоподобных вещей, которые мы можем делать. Давайте решим всегда иметь сердце, полное прощения, ибо тот, кто милосердно прощает без конца, получит прощение и милость в той же мере.

Сэм Гузман

Источник (англ.): www.catholicgentleman.net

Фото: comunhao.com.br