Пункт 5. Поиск смысла жизни

Продолжаем разбор итогового документа Предсинодальной встречи молодёжи. Полный текст пятого пункта под названием «Поиск смысла жизни»:

Многие молодые люди, когда им задают вопрос: “В чем смысл твоей жизни?”, — не знают, как на него отвечать. Они не всегда видят связь между жизнью и трансцендентным. Многие из них, потеряв доверие к социальным институтам, перестали считать себя “религиозными” и причислять к религиозным институтам. Однако молодежь открыта для духовного.

Многие сожалеют о том, как редко молодые люди ищут ответы на вопросы о смысле жизни в контексте веры и Церкви. Во многих местах мира молодежь связывает смысл жизни с работой и личным успехом. Сложность обрести стабильность в этих сферах порождает чувство незащищенности и тревогу. Многим приходится мигрировать в поисках хорошего места для работы, другим из-за экономической нестабильности — покидать семьи и свою культуру.

Некоторые также отмечают, что молодые люди, задаваясь вопросом о смысле жизни, не всегда готовы решительно посвятить себя именно Иисусу или Церкви. Сегодня религия больше не рассматривается как основной способ поиска смысла, поскольку молодые люди часто обращаются к другим современным верованиям и идеологиям. Скандалы, приписываемые Церкви – как реальные, так и вымышленные – влияют на доверие молодежи к ней и традиционным институтам, которые она поддерживает.

Церковь может играть существенную роль в обеспечении молодым людям принятия вместо маргинализации. Это происходит, когда мы призываем поддерживать достоинство женщины, как в Церкви, так и в обществе в целом. На сегодняшний день существует всеобщая проблема, заключающаяся в том, что женщинам по-прежнему не предоставляется равного места. Это касается и Церкви. Есть прекрасные примеры служения женщин, занимающих руководящие позиции как в религиозных общинах, так и в миру. Однако, для некоторых молодых женщин эти примеры не всегда доступны. Из этих размышлений вытекает один из ключевых вопросов: где то пространство в Церкви и в обществе, где женщины могут успешно развиваться? Церковь может подходить к этой проблеме в реальной дискуссии с открытостью к различным идеям и опыту.

Среди молодых людей, как в Церкви, так и во всем мире, часто возникают большие разногласия по поводу некоторых аспектов учения Церкви, которые сегодня особенно противоречивы. К их числу относятся: контрацепция, аборты, гомосексуализм, сожительство, брак и восприятие священства в разных церковных реальностях. Важно отметить, что, независимо от уровня знания церковного учения, среди молодых людей по-прежнему существуют разногласия и продолжаются дискуссии по этим полемичным вопросам. В результате у некоторых может возникать желание, чтобы Церковь изменила свое учение или, по крайней мере, получить лучшее объяснение и доступ к большему знанию по этим вопросам. Несмотря на внутренние споры, молодые католики, чьи убеждения противоречат официальному учению, по-прежнему хотят быть частью Церкви. Одновременно с этим многие молодые католики принимают учение Церкви и находят в нем источник радости. Они желают, чтобы Церковь не только крепко держалась за него в условиях непопулярности, но и провозглашала с большей силой.

Отношение к святому остается непростым во всем мире. Христианство часто рассматривается как нечто устаревшее, его значение или ценность в жизни больше не понимается. Одновременно с этим в других общинах приоритет отдается святому, поскольку в центре повседневной жизни стоит религия. В некоторых азиатских регионах понимание смысла жизни ассоциируется с идеями восточной философии.

Тем не менее, многие из нас хотят понять Иисуса, и часто изо всех сил пытаются осознать, что Он один является источником истинного самопознания, потому что именно в отношениях с Ним человек в конечном итоге обретает себя. Таким образом, мы видим, что молодые люди хотят быть подлинными свидетелями — мужчинами и женщинами, — которые живым образом выражают свою веру и отношения с Иисусом, поощряя других приближаться, встречаться и влюбляться в Него самим.

Перевод с английского: Оксана Пименова

Над пятым пунктом размышляет Константин Рогачев:

Больше всего в документе Предсинодальной встречи молодёжи меня тронула радикальность, с которой Синод подошел к вопросу поиска смысла (значения) жизни. Конечно, фраза о том, что смысл жизни находится во Христе, для христианского мира и Католической Церкви не является чем-то непривычным, но все-таки это так. Говорить так — это что-то не от мира сего, как и сама христианская весть. Этот момент подчеркивается в документе.

В чем смысл моей жизни? Если смысл есть, что такое смыл? В конце концов, что такое жизнь? Для меня это не набор абстрактных вопросов, вернее, для меня это перестало быть набором абстрактных вопросов только после встречи с Церковью, со Христом. В тексте документа мы можем прочитать о проблемах экономической нестабильности, о вопросах учения Церкви и сравнении его с распространённым современным мировоззрением. Все это связано с данной темой, но еще не является ею.

Как для человека, воспитанного в неверующей среде, для меня после знакомства с христианством, христианское учение, мировоззрение, христианская литература стали открытием нового мира, удивительным приключением, я читал запоем историю христианства, Церкви, философские размышления — все это обогатило мою жизнь, без этого она не была бы беднее, но это не смогло стать ее смыслом.

Смысл жизни — Христос. Не Его учение, не наследие, но Он сам. Когда я это пишу или говорю, то вполне отдаю себе отчет, что это может звучать вызывающее. Сказать, что я христианин, потому что христианское учение об этике наиболее мне близко — это очень понятно. Сказать, что смыслом жизни является какой-то человек, живший две тысячи лет назад — будь он великий, добрый, любой — это понять сложнее.

В документе мы читаем, что встреча со Христом дает человеку истинное знание о себе самом. Я хорошо помню, что, встретившись с Церковью, я заметил неподдельный интерес некоторых христиан к себе. Конечно, воспитываясь в семье, учась в школе, затем — в обычном институте, я понимал, что могу помогать другим, служить другим, но никогда я по-настоящему не понимал и не замечал, что могу быть интересен. Интересен, не потому что мои размышления, увлечения и т.д. являются оригинальными, но интересен, потому что я являюсь ценностью.

Этот опыт стал самым захватывающим и интересным в моей христианской жизни. В какой-то момент я пережил, а уже затем осознал, что я — это ценность, которую никто и никогда не мог мне объяснить. Ценность, которую не видели во мне ни мои близкие, ни друзья. Меня Кто-то ждал и искал.

Как я писал, только после встречи со Христом я начал задавать вопросы о смысле и значении своей жизни. Пока я не замечал, что жизнь, данная мне, драгоценна, мне было абсолютно безразлично ее значение. Конечно, было важно, куда поехать, как отдохнуть, как найти высокооплачиваемую работу, но я сам и моя жизнь мне были безразличны. Имели значение мои убеждения, этическая составляющая, но сама жизнь — нет. Очень важно, что документ поднимает все эти вопросы, но не ограничивается ими.

Через опыт открытия значения себя, Человек, живший две тысячи лет назад, для меня перестал быть просто словом или благочестивым воспоминанием — Он стал Тем, кто объясняет мне себя и мир. Теперь каждый день — это возможность искать Его, признавать ценность себя и своей жизни, ценность другого.

Я считаю, что Церковь существует только для того, чтобы вновь и вновь давать возможность переживать этот опыт. Все учение (этическое, социальное) имеет только одну цель — говорить тебе, что ты — это ценность и твоя жизнь имеет значение.

Изображение: Джеймс Тиссо, Призвание апостолов Андрея и Иоанна