Пункт 6. Молодёжь и Иисус

Продолжаем разбор итогового документа Предсинодальной встречи молодёжи. Полный текст шестого пункта под названием «Молодёжь и Иисус»:

Сколько молодежи на планете Земля, столько и видов взаимоотношений между молодым человеком и Иисусом. Есть множество молодых людей, которые знают Иисуса, и относятся к Нему, как к Спасителю и Сыну Божьему. Многие находят близость с Иисусом посредством общения с Его Матерью, Марией. Другие могут не иметь таких отношений, но видят Его как морального лидера и хорошего человека. Многие молодые люди воспринимают Иисуса как историческую фигуру, принадлежащую своим времени и месту, и не имеющую прямого отношения к их современной жизни. Кроме того, многие видят Его как нечто весьма далекое от реального человеческого опыта, что зачастую связано и вызвано моделью Церкви. Ложные представления об Иисусе, которые есть у определенной части молодежи, часто служат тому, что Он становится им чуждым и непривлекательным. Ложные идеалы «образцового» христианина не попадают в диапазон восприятия среднестатистического человека, а соответственно, в него не попадают и правила, утвержденные Церковью. Как результат, христианство видится многим как недостижимый стандарт.

Один из способов разрешить все путаницы и ложные представления об Иисусе у молодых людей, это возврат к Писанию с целью понять более глубоко личность Христа, Его жизнь и Его человечность. Молодым людям нужно откликнуться на призыв Иисуса к Его миссии, а не иметь дело с тем, что им кажется невозможными моральными ожиданиями. Конечно же, молодежь не уверена в том, как это сделать. Поэтому эта жажда миссии должна воспитываться в молодых людях, и этим должна заниматься Церковь.

Перевод с английского: Николай Сыров

Над шестым пунктом размышляет Вера Куколева:

Отличие христианства от других религий именно в личности Христа – Бога, ставшего человеком; христианский Бог – не абстрактная мистическая сила, существование которой многие допускают и которая может вызвать суеверный трепет, далекий Бог на небесах, по воле которого с нами может случиться то или иное неизбежное событие. Нет, наш Бог — Эммануил, «Бог с нами» — Бог близкий, родной; Бог, чье утешительное и любящее Присутствие всегда с нами, в каждый момент существования, даже в минуты страдания, одиночества и смерти.

Но и среди христиан зачастую нет полного осознания этого присутствия. Современные христиане – и, в особенности, молодежь, — «изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (Мф 9:36). Секуляризованный мир все более и более становится похожим на тот, в котором свидетельствовали о Христе первые апостолы, где о Христе никто не знал. Традиции меркнут, не являясь достаточной опорой для веры, в мире провозглашается человек как вершитель своей собственной судьбы, Церковь начинает казаться чем-то устаревшим и не связанным с верой, которая «должна быть в душе». Немного осталось тех семей, в которых вера трепетно охраняется и передается, где вера является безусловным оплотом жизни; гораздо больше тех, в которых она осталась на уровне непонятных традиций, и легко разрушается под влиянием секуляризации. Кто такой Христос? Праведник, живший 2000 лет назад и распятый? Сын Бога, страдавший на кресте и воскресший в третий день? В чем отличие веры в Христа от веры «просто» в Бога?

Я вспоминаю себя: я выросла в неверующей семье, где никто никогда не говорил о вере, о Боге, о Христе; впервые я узнала о Нем из детской Библии, которую мне читали как сказку наряду с мифами Древней Греции. Потом, годы спустя, когда, по воле Господа, я поверила, снова вставал перед моими глазами образ доброго праведника из Нового Завета, и я задавала и себе этот вопрос: так кто же такой Христос, что значит Он для меня в моей жизни? Тогда, в самом начале моего пути, еще без Церкви, посреди робких попыток самостоятельно разобраться, хоть сама вера в Бога и не вызывала во мне сомнений, я спрашивала себя, к кому я обращаюсь «Господи», когда молюсь? К Богу-Отцу, к Сыну, к Святому Духу? И если все Три Лица едины, то какое значение имеет личность Христа? Некрещеная, ничего еще не понимающая, ни с кем не знакомая, я не смела и приблизиться к Церкви; единственным источником для меня была Библия, которую я читала тайком, спрятавшись ото всех, ревностно охраняя свою еще слабую и непонятую мною самой веру от всех и всего, что могло бы пошатнуть ее.

«И они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один пастырь», — говорит Иисус (Ин 10:16). Чтобы прийти ко Христу, чтобы последовать за Ним, надо услышать Его голос. Его голос, Его Слово – Слово Божие, Святое Писание. Помню, как я тайком ходила на Мессу в самом начале: я еще не была крещена, и я еще не совсем понимала, что происходит на Мессе, что такое Евхаристия, но чтения и проповеди я всегда ожидала с особенным нетерпением. «Слово Божие» — торжественно провозглашал священник, и я с волнением слушала, и передо мной каждый раз заново открывался смысл прочитанных ранее слов.

«Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» — спрашивают друг друга в изумлении ученики, повстречавшие Христа воскресшего на дороге в Эммаус (Лк 24:25).  Христос говорил с ними через Писание, и «сердце их горело в них», хоть окончательно признать Его они смогли только в преломлении хлеба. Не то же самое происходит и каждый раз на Мессе? Слово Божие предваряет действительную встречу со Христом в Евхаристии. И я помню, что потом, когда люди становились в очередь к Причастию, к которому я еще не могла приступать, я чувствовала, что присутствую при чем-то столь же значительном, сколь простом и близком, и неуклонно росло внутри меня желание Крещения, и уверенность, что именно в Католической Церкви мое место.

«Вот вода, что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть сын Божий. И сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его» (Деян 8:26).

Потом я отважилась поговорить со священником, и началась моя подготовка к Крещению, и спустя еще почти пару лет меня крестили. И я смогла приступать к Причастию, и до сих пор я каждый раз изумляюсь, глядя на маленький кусочек хлеба, под видом которого Господь предстает передо мной. Месса окончательно стала духовным корнем каждой недели, постоянно питающим мою веру, и благодаря этому становится возможным проживать каждый день как встречу с Ним, через каждого человека, через каждое обстоятельство. Только в Церкви можно повстречать Христа Воскресшего, увидеть Его истинный Лик. Только в Церкви потерянные, словно овцы без пастыря, люди могут обрести цельность и смысл существования, увидеть Христа, чтобы распознать затем Его спасительное присутствие в каждый момент своей жизни.

Фото: iStockphoto.com