Библейский зоопарк: битва со львом

О льве Библия упоминает, пожалуй, чаще, чем о всех других животных. При этом используются различные слова. То перед нами молодой лев, то львенок, то черный лев, то львица. Мало того, роль этого животного тоже не однозначна. В одних местах со львом сравнивается сила Божия. В других лев – это образ дьявола. Не менее часты и неоднозначны встречи со львами. Ведь от их клыков гибнут даже пророки. О таком случае повествует нам 3 книга Царств. В 13 главе речь идет о пророке, который по меркам сегодняшнего дня отступил от Божьего приказания в какой-то мелочи. Мало того, отступил, потому что его обманули. Но Бог не прощает, а посылает ему на встречу льва, который убивает пророка, сохранив жизнь ослу, на котором он ехал.

Есть в Библии и более яркие случаи встречи со львами. Каждая из них имеет глубокий смысл, выходящий за рамки просто исторического повествования. Самсон, Даниил и Давид встречают своего льва, но каждый воспринимает эту встречу по-своему. В этой страшной для человека встрече, встрече со смертельной опасностью, отражаются их отношения с Богом.

Молодой Самсон встречает на дороге молодого льва. По силе и ловкости они равные противники. Бредущий по сельской дороге хищник еще не достиг пика своей физической формы. Его изгнал из прайда более сильный и опытный лев. Он ищет новые территории для себя, голоден и зол. Самсон тоже молод. И тоже ищет себя. Хорошо осознавая свою принадлежность Богу, которому он был посвящен родителями, Самсон направляется практически в стан противника, чтобы жениться на дочери врагов своего народа. В этом супружестве не должно было быть никакого символического значения, как в браке пророка Осии. Не было в этом желании жениться и никакого проявления зрелого чувства к женщине. Внимательное прочтение рассказа представляет нам Самсона как самоуверенного здоровяка, уверенного в себе более, чем в Боге. Поэтому всеми его поступками руководит удаль молодецкая, а не смиренное принятие Божьей воли. Смирение вообще не добродетель Самсона! И особенно в этом смысле они с молодым львом равные противники. На дороге между двумя деревнями встречаются две гордыни, два молодых организма, стремящихся доказать миру свое превосходство.

Льву не повезло больше. У Бога на Самсона, каким бы он ни был самовлюбленным молодым человеком, были Свои планы. Он направляет льва навстречу богатырю с какой-то внутренней целью, но Самсон этого не замечает. Для него важна победа! Он уверен, что Бог в любой битве всегда с ним. В книге Судей читаем: «И сошёл на Самсона Дух Божий, и он растерзал льва голыми руками, как будто это был козлёнок, но не сказал отцу с матерью, что он сделал» (Суд 14, 6).

Если бы Самсон задумался над происходящим, то перед ним предстала бы интересная картина. Он встретил льва не просто посреди пустынной дороги, а в винограднике, через который пролегал его путь. Виноградник – место для льва непривычное. Не только потому что он обычно огорожен, но и потому что у него есть хозяин, следящий за сохранностью лоз и защищающий его от проникновения диких животных. Виноградник – это древний образ Израиля. А этот молодой неприкаянный лев – образ врагов Израиля. Он приходит в эти места, чтобы найти себе место и отчасти разорить насаженные Хозяином лозы. В момент встречи Дух Господень сходит на Самсона, не только потому что Господь сохраняет надежду, что молодой человек останется верен Ему и станет истинным судьей Израиля, но и потому что Самсон призван защищать Его виноградник от врагов, даже вопреки своим желаниям. Самсон растерзал льва, как козленка, хрустнули кости, жизнь льва прервалась. А молодой беспечный Самсон пошел дальше получать от мира удовольствия. В его голове, скорее всего, отчетливо звякнул звоночек, что встреча произошла неспроста, но он решил следовать голосу своих желаний, поэтому библейский писатель подчеркивает, что он ничего не сказал родителям о произошедшем. В этот момент Самсон делает первый шаг к тому, чтобы отказаться от своего назорейства, т.е. от посвященности Богу. Он больше не хочет быть рабом Господним, ему хочется быть свободным человеком, управляющим своей судьбой.

На обратном пути он совершает следующий шаг: проходит мимо туши убитого животного. Прошло совсем немного времени, а пчелиный рой облюбовал растерзанное тело и сделал в нем улей. Тут бы Самсону задуматься: мертвое тело нечисто, особенно для назорея, который не может прикасаться ни к чему нечистому. Мало того, сами пчелы считаются нечистыми. В винограднике Господнем находится нечто нечистое, несовместимое с Присутствием Божием, населенное нечистыми существами… Но молодому Самсону не хватило ни мудрости, ни желание задуматься. Он прикасается к мертвому телу, тем самым словно отвергая свое назорейство, отвергая свою чистоту и принадлежность Богу, берет мед. Мед не считается нечистым и ему кажется, что все нормально. Ведь формально он как бы не нарушил предписаний. Мало того, Самсон угощает этим медом своих родителей, словно делая их соучастниками.

История Самсона достойна отдельного рассказа, поэтому мы остановимся только на его встрече со львом, которая стала началом пути Самсона от Господа, пути отказа от своего предназначения и выбора своего эгоизма. Казалось бы, Самсон победил льва, но на самом деле он проиграл. Лев мертв, но Самсон не сделал никаких выводов, ему не нужны отношения с Богом и служение своему народу. Иудейские мудрецы приводят пример поведения Самсона как победу гордыни над принадлежностью избранному народу, победу эгоизма над любовью.

Еще одна известная встреча со львом, вернее со львами, произошла в жизни пророка Даниила. «Царь Дарий отдал приказ. Даниила привели и бросили в ров со львами. Царь сказал Даниилу: „Я надеюсь, что Бог, Которому ты молишься, спасёт тебя!»» (Дан 6,16). Даниил ослушался приказа царя и остался верен своему Богу, продолжая возносить Ему молитву три раза в день.

Даниил провел целую ночь во рву со львами и остался жив. «Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист», — говорит пророк (Дан 6, 22).

Персидские цари, как и многие восточные владыки, держали при дворце львов. Львы жили в яме, огороженной кольями, и призваны были зримо указывать на могущество правителя, подчинившего себе даже силы природы. Решение бросать в ров со львами тех, кто отказывается поклоняться царю как некоему божеству, было связано именно с таким пониманием могущества владыки.

Голодные львы должны были за ночь растерзать несчастного Даниила, но почему-то этого не произошло. Здесь важно обратить внимание, что библейский писатель подчеркивает именно чистоту Даниила перед Богом. В отличие от Самсона, он избрал путь следования за Господом и постоянной связи с Его народом. Именно поэтому к нему посреди ночной тьмы, говоря словами псалмопевца, в долине смертной тени, является Ангел, чтобы защитить его. Ведь львы, с которыми вместе он оказался, скорее всего представляли целый прайд. Во главе – мощный опытный лев, несколько львиц и молодые львята, которых еще предстоит научить охотиться. Даже если опечаленный судьбой Даниила царь Дарий приказал покормить львов, а потом уже бросить к ним пророка, вероятность того, что они не набросятся на него с первыми лучами солнца, когда в них с новой силой проснется аппетит, была минимальной. Некоторые исследователи предполагают интересную версию спасения Даниила. Как многие жители пустынных земель, он мог хорошо знать повадки львов. Как известно, львы, как и все кошки, довольно брезгливы. Они не едят разлагающуюся падаль и экскременты. Зная об этом, Даниил, отличавшийся смирением, мог просто измазаться отвратительно воняющей грязью и тем самым практически перебить запах испуганного человека. Как бы голоден лев ни был, есть испражнения он не будет. В этом смысле Даниил не нарушил законы ритуальной чистоты. Ведь в древний иудейский обряд покаяния входит элемент, связанный с посыпанием головы пеплом, но что может выступить в качестве пепла в яме со львами? Даниил словно распластался перед Владельцем всякой жизни, признавая себя прахом, изошедшим из праха. И это величайшее смирение и спасло его от неминуемой смерти.

И, наконец, еще один персонаж, неоднократно переживавший встречу со львом – Давид. Когда мальчик выходит на битву с гигантом-филистимлянином, то произносит такие слова: «Я, раб твой, пас овец у отца своего, и когда приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним, нападал на него и отнимал овцу из его пасти. И если он набрасывался на меня, я хватал его за гриву, дрался с ним и убивал. И льва, и медведя убивал раб твой! То же будет и с этим необрезанным филистимлянином, который насмехался над войском Бога живого» (1 Цар 17,34-36). Невозможно поверить, что хрупкий юноша, подросток, не принимавший участия еще ни в одном сражении, произносит такие слова. Давид убежден, что пока он принадлежит Богу, может погнаться за львом, мощь которого значительно превышает его силы, и победить его. В этом Божьем избраннике сочетаются качества, которые отверг Самсон и которыми был наделен Даниил. С одной стороны, он полностью посвящен Богу и Его народу, в этом черпает силу. С другой – его сердце исполнено смирения, потому что он осознает, откуда исходит его сила.

В каком-то смысле битва Давида и Голиафа повторяет встречу Самсона со львом. Только в данном случае Давид – это молодой лев Иуды, способный защитить свой прайд, свое стадо. А Голиаф – гордыня, эгоизм и все, что противостоит действию Божию. Они встречаются посреди поля, как будто бы на ничейной территории, но для Библии это важный аспект. Встреча происходит словно перед лицом Божиим. Так и пророк Илия будет встречаться с языческими жрецами на некоем пустынном месте. Только в этом случае будет избрана возвышенность, как знак отделенности от простого народа. Давида же и Голиафа отделяет только поле. Они такие же люди, как и все остальные, только в данный момент им предстоит особая роль. В этом поединке победит молодой лев. Победит и проявит смирение. Зная свое предназначение, он не будет претендовать на власть. Молодой Давид чувствует себя в руках Божиих, поэтому живет в доверии и подчинении, не предъявляя ни на что претензий. Перед нами уже вырисовывается образ руководителя, царя по сердцу Божьему, в котором сочетается великодушие, смирение и внутренняя сила.

Надо сказать, что в жизни каждого из нас встречается свой лев. Порой и не один раз. Кем в этом поединке мы окажемся? Самсоном, Даниилом или Давидом? Что изберем: победу любой ценой или смирение и доверие Богу?

Анна Гольдина

Изображение: Pinterest