Жажда Бога. Диалог в письмах. Письмо 1

Мы начинаем публиковать новый цикл, представляющий собой переписку двух людей. Александр находился в духовном поиске. Он заметил исключительность христианской вести, но ему нужно время, чтобы принять её как истину, чтобы она по-настоящему стала основой его жизни. Николай Павлович практикующий католик, пришедший из православной традиции, с глубоким чувством христианского единства. С высоты прожитых лет и опыта в Церкви он отвечает на вопросы Александра о Христе, вере и Церкви.


11 сентября 2009 года

Начало общения

Добрый день, Николай Павлович!

Это пишет вам Александр. Мне очень нравится то, что вы пишите и ваши советы. Поэтому и решился обратиться к вам с некоторыми духовными вопросами.

Дело в том, что вопрос веры для меня — непростой. Я долго и сложно шел к вере.

Сперва, после того, как меня сбила машина, что-то изменилось во мне. Это была какая-то эзотерическая вспышка. Плюс еще любовь наложилась и книжки Карлоса Кастанеды. Стал чувствовать, что есть что-то на том свете. Но Карлос предлагает довольно мрачную картину мира. Да, есть «тот свет», разумная Вселенная, но нет в ней… теплоты, осознанности какой-то духовной. «Путь воина» Кастанеды на деле — духовная западня, причем очень убедительная. Шел этим путем несколько лет. Страшный путь… Да, я чувствовал душой, сердцем «тот свет», некое поле, которое пронизывает меня. Но оно было каким-то… безличностным и безмолвным что ли. Да и Кастанеда постоянно настаивал: «безмолвие», «пустота», к которой нужно стремиться… Буддизм в пересказе индейцев-тольтеков.

Потом был ДЭИР — школа дальнейшего энергоинформационного развития. Там объяснялось, что мы живем в энергоинформационном поле, что у нас есть чакры — энергетические центры, что есть аура. И там преподносилась вера в прошлые жизни, в карму. Собственно, ощущая неразрешимые на тот мой взгляд проблемы, я туда и подался — «вытягивать карму».

Нервы я свои растеребил капитально, пытаясь эту карму вытянуть. Но я чувствовал, ощущал, что жил не один раз — иначе откуда такие проблемы странные?

Мне все нужно объяснить для себя научно.

Потом была йога. Я прочитал «Автобиографию йога» Парамахансы Йогананды. Там он очень популярно всё раскладывает, отдает дань Христу, но называет его «Великим мастером», наряду с Кришной.

И вот… Съездил в Дивеево, стал читать Библию, как-то в другую сторону меня отвело. Причем интересно, что Библию читать начал с новым смыслом именно благодаря Парамахансе. Посылаю книгу прикрепленным файлом — если глянете и поделитесь своим мнением, буду очень благодарен.

В общем, пока у меня некоторая сумятица в голове. Во что я верю сейчас? Попытаюсь описать этот структурированный сумбур.

В начале я верил в разумную Вселенную. В то, что все, что мы видим, пронизывает некое разумное поле, которое проходит и через звезды, галактики. Вернее, я чувствовал это — после сбивания машиной развилось какое-то труднообъяснимое тонкочувствие. Потом я пришел к Святой Троице. Парамаханса сыграл в этом не последнюю роль. Бог, который вне вибраций творения, потом само Творение, Святой Дух или энергоинформационное поле и Сын. Причем еще недавно я считал, что Сын — это все человечество, что каждый человек — Сын Божий, а не раб. Я думал (и сомневаюсь до сих пор, наверное — грешен), что Христос — это обычный человек, который путем многих жизней, прожитых в медитации и молитве, достиг такого уровня. Недавно нашел определение, которое меня удовлетворило, потому что душа чувствовала — что-то не так. Реинкарнация Бога, — сказал Сатья Саи Баба, современный индийский святой. И мне стало легче, когда я признал это. Перестал чувствовать «двойные стандарты». Нелегко, ох как нелегко совмещать все это в душе!

Стоит отдельно упомянуть реинкарнацию. Были (и есть) проблемы в личной жизни, работе. Перед девушкой своей чувство вины испытывал. Непонятное. Работу по душе не мог найти. Я странный. Неприспособленный к жизни современной. Пишу рассказы, а на работу ежедневную в конторе ходить не могу — выворачивает через месяц от бездуховности и несвободы, от конвейера, убивающего душу. В общем, заморочек много у меня было (сейчас поменьше, но есть). Мне казалось логичным, что они пришли из прошлой жизни — от грехов моих каких-то прошлых. Карма, как говорят индусы.

И вот, после Дивеево, начитавшись Библии, почувствовал на себе взгляд Христа. Точнее, ощутил его в своем сердце. Это такое сладкое чувство, не передать! Но мозг продолжал сомневаться.

Что говорит Парамаханса? Что карма — это желания. Делай не то, что хочется, а то, что тебе нравится, и станешь свободным. Мне очень хочется искренне разобраться. Кто есть Иисус? И Кришна? Бог ли Христос? Или реинкарнированный святой и такие были в истории?

По этой системе йоги, человек восходит к божественному именно через сердечную молитву, через медитацию. Ведь что такое молитва? Это слова, помогающие нам испытать особое состояние. А медитация крийя-йоги — это соединение с Богом, культивация именно такого состояния. И если все это верно — аура, чакры, восходящие и нисходящие потоки, соединение с Богом через медитацию, то почему Иисус об этом не сказал?

И не изменили ли текст Библии позднейшие переводчики, недопоняв чего-то?

Хожу в православный храм, но не понимаю этих песнопений, чтений Псалтыри заунывных до конца. Опять же по Парамахансе — когда люди поют, находясь в определенном духовном состоянии, они потом смогут передать это состояние той же музыкой другим. В православии меня не привлекают все эти церемонии, непонятный язык (почему нельзя на современном русском?). Целую иконы, иногда ощущаю благодать от них (особенно это чувствовал в Дивеево и от мощей тоже). В общем, сумятица пока в голове у меня. А йоги призывают очищаться от своих желаний, концентрироваться на божественном, на пустоте, которая совсем не пустая. И тогда ты будешь жить постоянно с Богом в душе, когда достигнешь Самадхи (единения с Богом). Я не понимаю многого из православия. Мне кажутся пустыми эти церемонии, песнопения, попы, которые ходят с важным видом, помахивая кадилом. Мне нужно не слепо поверить, а разобраться. Стоит ли ходить в церковь? Наверное, да, но пока я воспринимаю это со своей «индусской» точки зрения — мол, собирается большое количество верующих людей, эдакий сгусток в энергоинформационном поле, который работает с помощью веры. Да, кстати, есть сомнения, что вера — это вообще сила, которая может все. И не обязательно в Иисуса. Можно и просто в святые силы, в Небеса… И есть сомнения, не переписали ли Библию хитрые властители (не ропщи против власть предержащих — помните?), не создали ли они просто учение, которое помогает держать людей в смирении и властвовать? Вызывают сомнения писания Ветхого Завета. Неужто Бог был таким жестоким, что советовал иудеям всех убивать — младенцев, женщин, всех язычников? И что изменилось в Новом Завете? Почему вдруг такой гуманизм? Лично я считал всегда, что Бог такой добрый и любящий, что волоса с головы человека не уронит.

Мне очень нужен кто-то, кто бы помог разобраться. Я смотрю, вы тоже человек ученый, математик. Я биолог по образованию, много читаю. По вере и по науке стремлюсь к Господу. Мне нужно только определиться, как его называть, к кому обращаться, есть ли истина в учениях Парамахансы, в учениях о прошлой жизни. Раньше я обращался к Господу Единому (разумной вселенной), Христа же я считал человеком, таким же, как мы, но продвинутым. Сейчас засомневался, точнее, верю уже, что он — реинкарнация Бога, его воплощение. Мне надо убедиться в его единственности. Что Кришна или индусские святые, пророки других народов — не его уровня или вообще ложное. Или между ними есть что-то общее и способом крийя-йоги тоже можно прийти в Царствие Божье. Что Библию не исказили ограниченные (я позволю себе так сказать, потому что реально так считал до того, как прочитал «Деяния») апостолы и переводчики. Что такое Царство Божие? Парамаханса называет его астральным миром, за которым идет идеальный, а затем — причинный. Я понимаю это так, что душа, Божий замысел уходит в мир вне материи, где купается в излучениях, вибрациях Божественной любви. И что Страшный суд и Апокалипсис — это аллегория. Что Господь говорил иносказательно, что Страшный суд и второе пришествие — для каждого из нас индивидуально. А может и впрямь? 2012-й год рядом, многие (майя те же, например) считали, что что-то изменится.

В общем, простите, что так сумбурно, хаотично изъясняюсь. Тяжело мне. Особенно напрягают непонятки с работой. Сейчас тружусь журналистом уже пятый год. И в последнее время чувствую, что это не мое, грязная профессия. Не хочу осуждать, но коллеги напрягают. Впрочем, именно благодаря им я понял многое для себя — что шуточки-подколки не всегда хороши, что плохо сквернословить и пустословить, плохо злиться на других, на власть предержащих, судить их. Хочется нести людям исцеление, говорить о Боге, помогать. Теперь (с вашей помощью) понял, как важна санкция Бога на такие деяния. Знакомый психотерапевт предложил мне работать с ним с помощью системы «Странник» — цветовая коррекция, которую я испытал на себе (очищает от дурного мозги — похоже, что именно благодаря ей я пришел к вере сегодняшней, пусть немного неупорядоченной, но все же светлой).

Нуждаюсь в вашем длинном ответе. В подробном, а не формальном. Очень нуждаюсь. И если посмотрите книгу этого йога, буду тоже благодарен. Она приложена.

Спасибо Вам за Ваше внимание! Простите, если веду себя слишком назойливо!

*   *   *

14 сентября 2009 года

Обращение к Богу и к Иисусу Христу моего друга

Дорогой Александр, здравствуйте!

Не удивляйтесь, в молодости я также «влез» и в йогу (изучал даже индусскую философию во всем ее огромном объеме), потом в дзен и даже в теософию и оккультизм. Возможно и «стежки» наши так похожи (имею в виду жизненные катаклизмы). И помощники у нас с вами те же: Иисус Христос, Божья Матерь, Николай Угодник, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, вмч. Пантелеймон, св. Александр Невский, прп. Александр Свирский, прп. Александр начальник обители «неусыпающих» (возможно, о некоторых из них вы еще не знаете, но именно их молитвы вам помогают).

Да, в молодости я так загрязнил свой мозг этими учениями, что и вспоминать не хочется. Как я уже написал, уверовал я вначале в Бога, как в Единое Всесодержащее Начало. Читая в то время Новый Завет, я Господа Иисуса Христа воспринимал как человека, наделенного Богом необыкновенными дарами, имеющего такую степень совершенства, чтобы быть Сыном Божьим, т.е. через Которого действовал Сам Бог. Так позволяли мне Его воспринимать мои искаженные представления.

Самый существенный вопрос, который я считал в этих условиях восприятия необъяснимым, это способность Иисуса Христа прощать грехи другим людям, ибо для этого необходимо быть Богом, и быть Им непосредственно.

Спустя два года, я встретился вновь с человеком, отдавшим мне свою Библию (в то время ее было достать очень трудно). Он был уже в сане священника. Как я уже описал это, он мне ответил на этот вопрос очень просто: «Иисус Христос и есть Тот Самый Бог, То Самое Единое Всесодержащее Начало, в Которое когда-то я уверовал. Сошел на землю в образе человека Иисуса Христа, родившись от Духа Святого Своего и Марии Девы, чтобы спасти нас от вечной смерти. Возможно ли таковое для Бога?». «Да, — ответил я — для Бога возможно все». Затем немного подумав, т.к. все мои вопросы разрешались именно верой в Иисуса Христа как в Бога Всемогущего, сказал: «Истинно так: Иисус Христос есть Бог, я верю этому. Иначе быть не может».

Так я уверовал в Иисуса Христа как в Бога, познав на самом себе, что есть благодать веры в Бога, и что есть благодать веры в Иисуса Христа как в этого Самого Бога: «благодать на благодать». Теперь я на собственном опыте могу свидетельствовать, что благодать веры в Иисуса Христа, как небо от земли отличается от благодати веры в «просто Бога».

После того, читая Новый Завет, я уже реально переживал описываемые там события: плакал, когда мучили и распинали Иисуса Христа и прыгал от радости, когда Он воскрес. Все вдруг для меня обрело зримый смысл.

Однако, уверовав в Иисуса Христа, я также понял, что ничто на свете не сможет по значимости сравниться с познанием Его, и с того момента счел все свои познания мусором и пылью по сравнению с этим. Как я потом узнал, то же произошло с ап. Павлом и близким к нам по времени Блезом Паскалем, думаю, что это вполне естественный для человека разумный выбор.

Обращение ко Христу предполагает изменение ценностей

После этого я постановил для себя следующее:

— Иисус Христос есть Бог, Который, безумно возлюбив меня, принял за меня страшные муки и позорную смерть, чтобы Кровью Своею смыть мои грехи, а Воскресением Своим и Вознесением на Небо даровать мне жизнь в Нем, жизнь никем и ничем неразрушимую, жизнь вечную; принял же муки с избытком, муки страшные и жуткие, а смерть ужасную и позорную, чтобы жизнь эту даровать мне с избытком, т.е. уже здесь на земле, юдоли скорби и плача, иметь в Нем радость Его совершенную, которую уже никто не сможет отнять.

Безумно возлюбив нас, Свое бедное отвернувшееся от Него создание и тем ввергнувшее себя в жерло смерти, Он отдал за нас Самого Себя, приняв страшную и позорную смерть. Воскрес, чтобы даровать нам новую жизнь в Нем. Вознесся на небо, чтобы «и за преступников быть ходатаем» (Ис.53:12), т.е. чтобы небо уже находилось открытым для каждого человека, уверовавшего в Него, даже если он и согрешит, но покается.

— Иисус Христос есть второе Лицо Святой Троицы — Единого истинного Бога, как Он Сам и открыл то нам. Бог един в трех Лицах: Отце и Сыне и Святом Духе. Это предмет веры (не ума), тайна для нас, творения Божьего. Открывается она Духом Святым постепенно, по мере «возрастания в меру возраста Иисуса Христа» (Еф.4;13), т.е. по мере познания Иисуса Христа, возрастанием в любви к Нему.

— Никто и ничто не может быть сравнимо с Иисусом Христом, ибо «все, что ни есть» сотворено Им, Им содержится и существует (даже и то, что является плодом людских умственных вымыслов, существует только благодаря Его долготерпеливой милости).

Взгляды Бхагавад-гиты, подобные христианским, были внесены туда в V-IX вв.

Дорогой мой, ты пишешь о Йогананде. И я когда-то читал его сочинения. Однако, хотя и пытался использовать его молитвенные схемы, обращался я в своих молитвах всегда к Иисусу Христу. Наверняка это была милость Божья, т.к. именно благодаря этому я не погряз в этих учениях окончательно. Научно установлено, что хотя источники индусских «писаний» имеют древнее происхождение, фрагменты Бхагавад-гиты и других индусских писаний, уподобляющих свою модель «христианскому воззрению на Бога», были внесены туда в V-IX вв., как следствие именно влияния христианского учения (Установлено это было еще в ХIX в. исследованиями лингвистов и востоковедов. Узнал я об этом, читая эти труды в отделе редкой книги национальной библиотеки, куда имел доступ, как научный сотрудник), поэтому аналогии этих моделей с «христианской Троицей» просто несостоятельны даже с формальной точки зрения.

— Никакие религиозные взгляды не могут быть теперь предметом ни моей веры, ни моих увлечений, ибо вера моя не основана на «религиозных взглядах», вера моя есть реальная живая связь с реальным живым Иисусом Христом, истинным Богом и совершенным Человеком. Я верю, что Он всегда рядом со мной и во мне, и потому всегда могу обратиться к Нему с обычной внутренней речью по всяким малейшим своим делам и эмоциям. Моя жизнь теперь есть не просто жительство в этом мире, а сожительство с Ним и в Нем: и в этом мире и там, где я пребуду уже вечно, в Его Святом Сердце.

— Как у Иисуса Христа есть свои люди в этом мире, так есть свои люди и у дьявола, ведущего бессмысленную, заранее обреченную на поражение, безумную войну с Богом. Война эта ведется не всегда открытыми способами, чаще же ведется скрытно, через ложное уподобление тому, что делает Бог, т.е. через обезьянничество: указывая затем на свое, как на Божье. Таковы способы лжерелигий, лжепророков, лжеапостолов, среди которых и находятся проповедники всяких иных «богов», речи которых суть «языки бесове» (Псалмы), т.е. речи бесовские. Так я смотрю теперь на этих лжепророков, бедных людей, поддавшихся уговорам сатаны, согласившихся ради славы века сего на сотрудничество с ним. Слава настолько ослепляет им глаза, что они соглашаются на то, чтобы им приписывали божественные качества и, более того, сами утверждают о себе таковое. Имею в виду индусских аватар, а также Вивекананду, Йогананду и др. их лжепророков.

Как и ты, я любил бывать у мощей святых угодников Божьих. Благодаря им многое понял и принял многочисленные милости от Бога.

У мощей прп. Серафима Саровского я был, когда их впервые привезли в Москву. Очень обязан я ему за ту благодать и защиту от бесов, которую получил по его молитвам.

Я также любил всегда, когда имел только таковую возможность, побывать у мощей прп. Сергия Радонежского, очень обязан ему за благодать Божью по его святым молитвам. Очень люблю Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, это, можно сказать, моя духовная колыбель, все там дорого и мило моему сердцу. Люблю Псково-Печерскую, Почаевскую, Киево-Печерскую Лавры – с каждой из них связаны у меня благодатные чувства моего сердца.

Господь даровал мне благодать веры в Его Святую Единую Вселенскую Апостольскую Церковь. Церковь у Него одна, это люди разделили Ее, «разодрав ризы Его на части».

Для меня каждый человек: 1) верующий в Бога, единого во Святой Троице, Отца и Сына и Святого Духа; 2) верующий в Иисуса Христа как в истинного Бога и совершенного человека, второе Лицо Святой Троицы; 3) поклоняющийся, уповающий и любящий Иисуса Христа, есть брат мой в Иисусе Христе, независимо от того, к какой конфессии он себя относит.

Считаю я себя просто христианином. Долгое время я был членом православного прихода, в настоящее время я являюсь членом римско-католического прихода. И если будет Богу угодно поместить меня среди верующих и любящих Его, называющих себя православными или баптистами или еще какой-нибудь традиции, я не буду их отличать от себя, считая их своими братьями.

Единство состоит не в нахождении различий друг у друга, а в искреннем общении, взаимообмене собственным опытом познания Господа нашего Иисуса Христа и совместном участии в святой Евхаристии с твердой верой в реальное присутствие Господа в Пресвятых Дарах.

Да благословит тебя и твоих родных и близких Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос и благодать Пречистой Его Матери да пребудет с вами.

С любовью и уважением, Н.П.

На страницу цикла

Фото: lifehopeandtruth.com