Папа Франциск и лидеры Восточных Церквей провели встречу в Бари

Должно быть, все знают, почему итальянский город Бари имеет столь важное значение для экуменического диалога. Все, кто не знали раньше, узнали в прошлом году, когда Католическая Церковь в знак особых отношений с Россией помогла провести паломничество реликвий Николая Чудотворца.

Поэтому именно в Бари в эти выходные встречались Папа Франциск и предстоятели основных восточных христианских Церквей: вряд ли есть другой святой, столь же почитаемый на всех берегах Средиземного моря, к тому же и географически этот выбор тоже был логичным.

В Бари много русских следов: огромный храм, который на указателях так и обозначается — «русская церковь»; чаще, чем русская, в кафе, на пляжах и улочках старого города звучит только итальянская речь.

РПЦ на этой встрече, конечно, должна была присутствовать — Россия не находится на Ближнем Востоке, но принимает активное как общественно-политическое, так и экономическое участие в жизни региона. РПЦ представлял на встрече в Бари митрополит Иларион — по мнению местных журналистов, «правая рука» Патриарха.

Первая часть встречи прошла утром в субботу у базилики святого Николая: восточные предстоятели скромно приехали все вместе и на автобусе, чуть позже прибыл и Папа, чтобы перед вновь открытыми дверями на ступенях базилики поприветствовать каждого персонально.

Перед храмом собрались несколько сотен паломников — больше бы не поместилось; они приветствовали и патриархов, но больше всего, конечно, Папу — скандирование «Papa Francesco» повторилось несколько раз.

Папа и патриархи спустились в крипту базилики, где находятся реликвии святого. Франциск прочитал молитву и была зажжена лампада, главный символ встречи: христиане разных конфессий вместе молятся о мире, работают на его достижение и зажигают свечу как символ надежды о мире.

Потом участники встречи вышли из базилики, благословили и поприветствовали аплодировавших им паломников и уехали на берег моря для совместной молитвы. Собравшиеся у храма могли следить за ее ходом с помощью трансляции.

Как это всегда и бывает, когда во встрече принимают участие люди, говорящие на разных языках, относящиеся к разным конфессиям, но исповедующие одну и ту же веру, молитва была многоязычной, и представители всех конфессий читали отрывки из Нового Завета, молитвы и воззвания по очереди.

В качестве евангельского отрывка была выбрана Нагорная проповедь, которую спели по-арабски. В программе встречи подчеркивалось: из всех «блаженств» следует обратить особое внимание на «блаженство миротворцев».

Перед началом молитвы Франциск произнес небольшую речь. Мнения патриархов тоже «считывались» из их интенций и текстов молитв. Они просили о мире для Ближнего Востока, напоминали о его страданиях, просили о том, чтобы жители этой земли могли снова жить на ней, у себя дома, в мире.

Главной библейской метафорой этой встречи был перефраз истории Каина и Авеля. Эту мысль разные участники, включая Папу, повторили несколько раз. Страдающий Ближний Восток подобен праведному Авелю. Запад, часть которого приносит Ближнему Востоку боль и смерть, а еще одна часть — смотрит на это с равнодушием, — Каину.

Потом Папа и предстоятели вернулись в базилику и провели в самом прямом смысле этого слова «закрытую» встречу — двери базилики действительно заперли. Эта встреча продолжалась довольно долго и, вероятно, не была формальной. Христианские лидеры должны были согласовать свои действия, направленные на достижение мира.

Тем временем на площади перед базиликой паломники могли познакомиться с восточными Церквями — о них рассказывали с помощью небольшой презентации на экране. Лекция перемежалась песнопениями в исполнении группы братьев-францисканцев. В Бари в июле в середине дня очень жарко, и волонтеры раздавали всем воду и головные уборы.

Закончив совещание, Папа и патриархи вместе вышли из базилики. На этот раз скандировали не только «Papa Francesco». Довольно внушительно прозвучало и скандирование «Unita!». Единство. Единство Церкви.

Папа произнес еще одну небольшую речь, в которой призвал людей отказаться от равнодушия к чужим страданиям, а политиков — от желания отстоять свои интересы и победить, в пользу стремления к диалогу и подлинной встрече. Никакого другого способа вернуть мир не существует.

Некоторые фрагменты речи Франциска прозвучали довольно эмоционально. Так, он четырежды, обращаясь к «сильным мира сего», произнес слово «basta» («хватит»). Главное из них — «Хватит использовать Ближний Восток для получения прибыли теми, кто для Ближнего Востока — чужеземец».

Этой фразой Папа перевернул обычную картину: все привыкли к тому, что именно с Ближнего Востока прибывают «чужеземцы» (estranei), но ведь причина их бегства — в действиях в том числе и прежде всего именно западных политиков, которые сами — «чужеземцы» для Ближнего Востока.

Франциска несколько раз прерывали аплодисментами. Закончив речь, он вместе с восточными предстоятелями выпустил в небо белых голубей, символ чистой надежды. Официальная часть встречи на этом закончилась. Неофициально же ее участники перешли к этапу трапезы — и очень вероятно, что кормили их блюдами удивительной местной кухни.

Сергей Гуркин

Фото: La Stampa