Распознавание: добрый, злой… игнатианский

Упражнение в распознавании духов помогло Робу Маршу написать это введение в практику распознавания.Мы присоединимся к нему и внимательно посмотрим на одну ситуацию в его жизни и на один из параграфов, в котором св. Игнатий описывает способы действия доброго и злого духа. Это поможет нам разобраться в методе игнатианского распознавания.

Всего лишь несколько мгновений моего дня:

Я сижу и смотрю в монитор и раздумываю над тем, открыть ли мне файл. Я хочу попробовать написать еще несколько фраз для этой статьи. Я чувствую себя обескураженным и думаю, что скоро опять «застряну». «Да и кто вообще будет читать твою писанину? Может, лучше вернуться попозже, когда ты сможешь лучше сосредоточиться?» А потом я вспоминаю, что срок сдачи статьи приближается, и мое беспокойство начинает расти. Но вместо того, чтобы мотивировать меня начать писать, это приводит к апатии и состоянию ступора. В этот момент своим периферическим зрением я замечаю яркое зимнее небо и сверкающую каменную кладку Оксфорда. Свет пытается поднять мне настроение. Я вспоминаю, как шел вниз по дороге и смотрел на такое же яркое небо. Тогда я только что закончил писать диссертацию и чувствовал себя таким живым, свободным, окрыленным…

Игнатианскую духовность часто называют духовностью «мистического выбора», и это действительно так. Но под этим понимается больше, чем просто метод принятия важных решений – в сердце игнатианской духовности лежит практика распознавания. Термин «распознавание» часто используется в наши дни для обозначения двух совершенно различных, но связанных между собой вещей: процесса принятия жизненноважных решений – св. Игнатий называет его выбором – и более простой практики распознавания духов. И то, и другое – практические навыки, нацеленные на принятие решений, как важных, так и небольших – ежедневных, ежечасных, ежеминутных – то, что я называю «микро-решения». Что я имею в виду под микро-решениями?

С точки зрения св. Игнатия, человек постоянно находится под влиянием психических процессов, сменяющих друг друга – как, например, в описанной выше ситуации моей жизни. Эти процессы св. Игнатий называл движениями души. Это наши мысли, чувства, идеи, образы, желания, осознания, озарения, эмоции, устремления, настроения, внутренний диалог и т.п. – все то, что происходит в нашей голове, сердце, духе. Для современного человека это звучит достаточно разумно. Не совсем современным может показаться утверждение св. Игнатия о том, что все движения души исходят из трех различных источников. Первый источник движений души – действия самого человека – кажется нам вполне естественным, хотя на деле всё сложнее, чем выглядит на первый взгляд. Другими источниками внутренних движений души, согласно св. Игнатию, являются две внешние силы, которые он называет добрым и злым духом. Добрый дух стремится к тому, чтобы привести нас ближе к Богу и к цели, ради которой мы были сотворены, в то время как злой дух пытается помешать этому. С точки зрения св. Игнатия эта борьба разыгрывается в каждое мгновение нашей жизни, даже если большинство из движений нашей души не имеют прямого отношения к Богу.

Процесс распознавания заключается прежде всего в понимании разницы между движениями души, возникающими из этих трех источников. В своих Правилах распознавания духов св. Игнатий дает достаточно развернутое описание того, как действует добрый и злой дух в человеческом сердце и к каким движениям души это приводит. Позвольте мне процитировать одно из его определений:

«…злому духу свойственно вызывать угрызения, печаль и чинить препятствия, внушая беспокойство ложными доводами, дабы человек не шел вперед… Доброму же духу свойственно внушать отвагу, силу, утешения, слезы, вдохновения и покой, облегчая все и устраняя препятствия, дабы человек продвигался вперед в добрых делах» (ДУ315).

Каким бы легким или тяжелым ни был этот процесс, распознавание духов – это только начало. Святой Игнатий дает следующий заголовок правилам распознавания духов в Духовных упражнениях: «Правила, позволяющие некоторым образом ощущать и познавать различные движения, возбуждаемые в душе: благие, чтобы их принимать, и дурные, чтобы их отбрасывать». Сначала мы должны распознать, затем – понять, и потом сделать выбор: принять или отбросить эти движения души настолько, насколько это в нашей власти. Возьмем, к примеру, описываемую мной ситуацию. Используя описание действия доброго и злого духа, данное св. Игнатием, довольно легко назвать источник осознаваемых внутренних движений, относя их соответственно к одному из «духов» – однако даже после многолетней практики бывает не так уж просто быть начеку и в первую очередь осознать эти движения! Дальше наступает решающий момент. Как только я осознаю, до определенной степени, что в ситуации имеет значение по сравнению со всей остальной ерундой, у меня появляется возможность сделать выбор, каким движениям я решаю уделить больше внимания. Какие из них я приму, а какие отброшу? Вот и сейчас я сижу, печатаю и удаляю, очень много всего удаляю, и это свидетельствует о том микро-выборе, который я сделал. Я сделал выбор отбросить мысли, исходящие от злого духа, и принять те, которые исходят от доброго.

Это описание слишком статично, нам стоит посмотреть на процесс поближе. Я хочу подчеркнуть: то, что я снова начал печатать, не было следствием применения мною силы воли. Чтобы отбросить побуждения, исходящие от злого духа, нужно скорее не противостоять им, а отложить их в сторону, дать им меньше «эфирного времени», лишить их своего внимания. Прямое подавление чаще приводит к усилению шума, который производит злой дух.Чтобы отбросить побуждения злого духа, лучше сделать это мягко, но решительно. Но в любом случае, отбрасывание побуждений злого духа лишь дает нам возможность не поддаться его влиянию. Что-то хорошее может произойти лишь после того, как мы примем побуждения, исходящие от доброго духа. Как же их можно принять? – Мне нравится использовать для пояснения образ встречи гостей. Принимать значит уделять внимание, задерживаться, наслаждаться, взаимодействовать – в нашем случае с движениями души, вызываемыми добрым духом. Когда мы входим с ними в контакт, что-то еще «сдвигается», что-то, что мы не могли бы заметить раньше. В моей истории сначала у меня было только мимолетное воспоминание, намек, проекция, отблеск голубого неба и освещенных солнцем камней, привлекших мое внимание через оконную штору. Нужно было заметить это, уделить этому внимание, позволить воспоминанию раскрыться и восстановить телесные ощущения (вес от тяжелых стопок бумаги, которые я нес, изгиб моих плеч, когда я смотрел на небо) в памяти и в реальном времени. Восстановление в памяти телесных ощущений помогло мне почувствовать жизнь и силу. Мне пришла в голову пара фраз. Я открыл файл и начал печатать. Вот так добрый дух «облегчает все и устраняет препятствия».

Обратите внимание на асимметрию в движениях души, происходящих из разных источников. Злой дух (как в данном случае и вообще достаточно часто) приводит к стагнации: ничего не происходит, и старые убеждения становятся еще более закостенелыми. Добрый дух делает что-то прямо противоположное: он привносит креативность, открывает новые горизонты. Даже если его появление в описанной ситуации связано с воспоминанием, он ведет к чему-то новому и свободному. Далеко не в первый раз за последнее время я столкнулся с подобным унынием, беспокойством и сложностями, когда садился писать. И далеко не в первый раз я сказал себе: «Это всего лишь злой дух, отбрось его». Но открытое противостояние выбивало меня из колеи на целые недели. Я фокусировался на стратегии отбрасывания злого духа, и таким образом подпадал под его влияние. Сегодня вместо этого я смог быть вовлеченным в сферу доброго духа.

Все, что я написал до этого, основано только на нескольких мгновениях жизни и только на одном из параграфов, в которых св. Игнатий описывает способы действия доброго и злого духов. Люди отличаются друг от друга, и добрый и злой духи имеют в запасе много различных способов воздействия, но я думаю, что могу предложить одно универсальное правило: при принятии решений — как небольших, так и действительно важных, нам лучше войти в контакт с добрым духом, чем противостоять злому.

«Да-да, конечно», — говорят мне люди, когда я предлагаю им это правило… и продолжают мне подробно излагать все убеждения, вызванные злым духом, и как плохо им живется с ними. Сложно не попасть под влияние убеждений, предлагаемых злым духом, и непроизвольно не воспринять их, не уделить им чрезмерного внимания. Мы делаем то же самое, когда испытываем или пытаемся переспорить злого духа – диалог с дьяволом для нас заведомо проигрышный или, скорее, приводит к хождению по кругу и к повторению пройденного раз за разом. Особенно опасной ловушкой в наши психологически «подкованные» времена является попытка разобраться, почему какая-либо конкретная мысль, которую внушает нам злой дух, оказывает на нас такое влияние, т.е. попытка «определить патологию». Мы верим в то, что самопознание сделает нас свободными, но очень часто, пока мы пытаемся разобраться в себе, мы предоставляем злому духу бесконечное пространство в своем сердце, а Богу оставляем совсем немного места.

Сейчас я рискую попасть в свою собственную ловушку. Я чувствую необходимость написать о многих способах, которыми злой дух завлекает и монополизирует внимание. У меня в голове уже готова схема с ярко проиллюстрированными примерами. Но я отбрасываю желание дать злому духу больше места, чем он заслуживает. Я решаю удалить пять великолепных (поверьте мне!) абзацев и посмотреть, смогу ли я закончить статью, поработав вместо этого чуть дольше с добрым духом.

Это кажется странным, но для того, чтобы «сотрудничать» с добрым духом, может потребоваться больше усилий или, по крайней мере, явно выраженное намерение, хотя бы в самом начале. Учитывая то, насколько жизнеутверждающими, креативными, восхитительными и, в то же время, стимулирующими, являются плоды такого «сотрудничества», можно подумать, что любой человек захочет использовать каждый шанс для такого «сотрудничества». Но в то время, как злой дух «зачаровывает» нас, добрый дух старается не привлекать к себе внимания: так же, как Бог, он служит нам смиренно и незаметно и отдает себя спокойно и без суеты.

При этом добрый дух вознаграждает нас даже за малую толику нашего внимания. Мое восприятие ситуации «расширилось», как только я смог «принять» доброго духа: сначала я увидел небо, потом появились воспоминания и слова. И более того, поскольку я написал о действии доброго духа, я был вознагражден еще одним плодом доброго духа: ко мне вернулось Божье Присутствие. Теперь в моей ситуации Кто-то есть, Он стоит рядом со мной, и я узнаю Его. Это Иисус, который тоже пришел благодаря доброму духу. Одновременно такой привычный и, в то же время, невероятный. У Него свои чувства и мысли, и желание поучаствовать в процессе. Сейчас мы с Ним вместе пишем, а потом немного поговорим.

Злой дух снова громко требует моего внимания: «Т.е. ты продолжаешь утверждать, вопреки очевидному, что доброго духа всегда можно найти рядом с вездесущим злым? Мечтать не вредно!» Если я доверюсь своему опыту духовника, то смогу подтвердить, что добрый дух может быть найден почти всегда, даже когда кажется, что злой дух охватил все со всех сторон: почти всегда в грязи есть крупицы золота. И эти маленькие крупицы должны быть промыты и очищены до блеска. С добрым духом стоит «сотрудничать» даже тогда, или особенно тогда, когда нам так требуется находчивость.

Даже если золото, кажется, уже все промыто, нет предела совершенству. Всегда есть возможность «пригласить» доброго духа в каждую конкретную ситуацию. Приведу всего три примера. Во-первых, во время испытания совести (или иначе просмотра дня) по методу св. Игнатия, медленно просматривать события дня благодарным взглядом. Во-вторых, использовать практику «воображаемого присутствия»: представить, что Бог наблюдает за мной прямо сейчас (ДУ 75) и посмотреть, что за этим последует. В-третьих, во время разговора с Богом или «беседы», как это называет св. Игнатий, «как друг говорит с другом», рассказать Богу о пережитом опыте воздействия злого духа и позволить Ему представить Свою альтернативную точку зрения. Такие практики – а их на самом деле намного больше – освобождают пространство для действия доброго духа, когда кажется, что он отсутствует. Поэтому я убежден в том, что мое универсальное правило работает: когда мы распознаем, с каким духом имеем дело, проще «сотрудничать» с добрым духом, чем противостоять злому.

Распознавание духов дает нам возможность осознать те мгновения, из которых состоит наша жизнь, определить различные побуждения, которые их составляют, а затем – сделать выбор в пользу того, чтобы оставить в стороне побуждения, которые исходят от злого духа, и принять те, которые исходят от доброго. Так мы постепенно становимся ближе к Богу, глубже постигаем цель, для которой мы созданы, и привносим наш опыт в молитву.

Роб Марш, SJ
преподаватель Кэмпион-Холл Оксфордского университета

Источник (англ.): www.thinkingfaith.org

Перевод: Дарья Замахаева

Изображение: revistapsikologji.com