Мульткатехизис 1. Раб или друг?

Те, кто занимается с детьми катехизисом, со мной, скорее всего, согласятся. Современных детей довольно сложно заинтересовать и вывести на глубокий разговор. Трудно сказать, что является тому причиной. Клиповость ли сознания, о которой так много говорят современные педагоги. Компьютерные игры, в которых реальность меняется с невероятной быстротой. Или просто сейчас подавляющее число детей гиперактивны? Как бы там ни было, приходится постоянно искать пути подхода к ним, ключики-открывашки и ключики-развлекашки. В этом смысле хорошим подспорьем могут стать мультфильмы. Конечно, лидеры в этом смысле «Смешарики». Этот сериал – в первую очередь, речь идет о тех 250 сериях, которые созданы по сценариям Алексея Лебедева – прекрасно знаком современным маленьким российским католикам. Многие серии они знают наизусть и на занятиях обмениваются репликами любимых персонажей. В то же время дети с удовольствием обсуждают поведение героев, предполагают, о чем те думают, и как бы они среагировали в подобной ситуации. Так мультфильм дает возможность поговорить о важных вопросах, которые в обычном изложении оказались бы не столь животрепещущими и насущными.

К каким же еще мультфильмам стоит обратиться? Несомненно, к старым советским добрым сказкам. Одна из них — «Приключения поросенка Фунтика».

Всем нам с детства хорошо известна песенка дядюшки Мокуса «Хорошо бродить по свету с теплым кроликом за пазухой…» Четыре серии этого мультфильма были созданы Творческим объединением «Экран» в 1986-1988 годах. Мало кто знает, что в основу сюжета была взята небольшая пьеса «Четвертый поросенок» Валерия Шульжика. Идея была обработана творческим тандемом: сценарист Юрий Фридман (выступавший под псевдонимом Сидоров), режиссер Анатолий Солин и мультипликатор Инна Пшеничная. Так появился милый поросенок, его друзья и, конечно же, госпожа Беладонна.

Итак, замечательный, обаятельный и добрый поросенок сбежал от госпожи Беладонны, «дамы приятной наружности, вот такой окружности». Причиной побега стало его нежелание обманывать бедных детей, у которых он выпрашивал деньги на домики для бездомных поросят. Чем же так плохо жилось поросенку у Беладонны? Она его любила, холила и лелеяла, потому что он приносил ей вполне приличный доход. Совершенно не очевидно, что поросенку стоило отказываться от спокойной сытой жизни и вообще-то не пыльной работы. Зачем он убежал? Мало того, у него на протяжении всех четырех серий остается возможность вернуться. Причем очевидно, что со стороны госпожи Беладонны не будет никаких санкций. Поросенок-то талантлив, никто не умеет так просить детей о помощи, как он.

Дядюшка Мокус, старый циркач, путешествующий со своей обезьянкой Бамбино, становится антиподом Беладонны. Он зарабатывает честным трудом, фокусами, в которых только ловкость рук и никакого обмана. Госпожа Беладонна постоянно чем-то недовольна. Она ворчит, ругается и всех шпыняет. Дядюшка Мокус, напротив, всему рад: заглохли в лесу – прекрасно, послушали пение птиц; завязли в болоте – замечательно, ведь как редко удается побывать на болоте. Казалось бы, все наши симпатии на стороне Мокуса. И зрителю очень хочется, чтобы поросенок остался с ним, чтобы они вместе выступали в цирке и путешествовали. А госпожа Беладонна так и осталась со своим сварливым характером и нечестно заработанным миллионом.

Только Беладонна не совсем отрицательный персонаж. Она искренне привязана к поросенку. У нее в кабинете висит портрет, где изображена она и ее любимый поросеночек. Она готова рисковать, пачкаться и лезть в болото, чтобы его вернуть. Беладонна скорее дама несчастная, чем злая. Все в ее жизни подчинено деньгам и успеху. Очень современный персонаж, между прочим. Только вот внешность у нее не гламурная, но это исключительно из-за провинциальности окружающей ее жизни. Евангельская фраза «там, где богатство твое, будет и сердце твое» (Мф 6,21) очень хорошо характеризует Беладонну. И часть ее сокровища, своего рода долгосрочное вложение – это Фунтик, поэтому она и ищет его, однажды даже рискуя жизнью. Интересно, что Беладонна – это не только утрированный образ бизнесвумен, но и карикатурный образ матери, не готовой дать своему подросшему чаду свободу. Она истово навязывает Фунтику свой образ жизни и свой взгляд на мир. И ей совершенно непонятны его «души прекрасные порывы». Ведь вся жизнь подчинена достижению материального достатка. Беладонна предлагает Фунтику спокойную жизнь в обмен на свободу. В сущности, она предлагает ему жизнь в рабстве. Она и сама привыкла быть рабой своего ридикюля с миллионом внутри. Зато жизнь раба не подразумевает никаких проблем. «Раб не знает, что делает господин его» (Ин 15, 15), но и ответственности никакой не несет. Он работает и потребляет.

А чего на самом деле хочет Фунтик? Больше всего он похож на младшего школьника, поэтому ребята его и принимают с таким восторгом. Фунтик не знает, чего хочет, но точно знает, чего не хочет. Он больше не хочет жить во лжи. Из-за этого он убегает от Беладонны, из спокойной налаженной жизни. Только он не ищет приключений. Фунтик ищет свободы от той лжи, которою эта налаженная жизнь навязывает. И дальше очень все похоже на малыша. Убежал, поплакал, а что дальше делать, не знает. Он не способен просчитать свой путь более, чем на два шага вперед. На помощь ему приходит счастливый случай, заглохший фургончик дядюшки Мокуса. Старый циркач предлагает поросенку сделать следующий шаг – отправится в непредсказуемое путешествие. Надо сказать, что Фунтик не сразу оценил открывающуюся перед ним перспективу. Как всякий новообращенный, он стремится поведать о своей новой вере всему миру. Ему непременно нужно публично покаяться. Иначе совсем никак! Фунтик убежден, что все дети ждут, когда он расскажет о том, что Беладонна всех обманывает. Своими словами он победит злого врага, и начнется новая счастливая жизнь.

Для современных детей романтик Фунтик немного смешен. Нередко на собственном опыте они знают, что публичные разоблачения ни к чему не приводят, кроме новых проблем. Мало того, они привыкли, что чужие проблемы никого, по большому счету, не волнуют. Поэтому дядюшка Мокус кажется сказочным альтруистом, каких в жизни почти не встретишь. Это тоже прекрасная тема для обсуждения: кем лучше быть, Беладонной или Мокусом? И почему?

Жизнь с Мокусом – это несомненная свобода. Вместо дома – фургончик, вместо прагматичной Беладонны – жизнерадостный добряк. Мало того, старый циркач совсем не претендует на роль нового хозяина Фунтика. Как и не считает себя хозяином мартышки Бамбино. Всем участникам своей труппы Мокус предлагает дружбу, основанную на взаимном уважении. Стоит обратить внимание, что появление в фургончике поросенка, забота о нем Мокуса (в одной из серий он переживает, что малыш устал и давно не ел), совсем не вызывает раздражения и ревности у Бамбино. Как и появление бегемота Шоколада не рассматривается как приход конкурента. В этом коллективе царит атмосфера дружбы, основанной на взаимном уважении и доверии. Когда во время представления (в заключительной серии) складывается непредвиденная ситуация, и Беладонна пытается увести Фунтика прямо с арены, именно эта слаженность в труппе помогает циркачам скрыться. Они уезжают счастливые не только потому, что победили Беладонну, но и потому, что нашли друг друга. Между прочим, труппа дядюшки Мокуса – вполне себе хороший образ идеальной общины, живущей в доверии и умеющей вместе преодолевать испытания.

Добрый и простой мультфильм «Приключения Фунтика» не ставит перед зрителем каких-то глубоких или острых вопросов. Но позволяет задуматься над тем, какую жизнь он выбирает: спокойную и устроенную жизнь в рабстве или же в фургончике, увозящем его на свободу. И тут стоит предложить себе и ребятам задуматься над тем, как они понимают свободу. Всегда ли эта свобода подразумевает бегство от чего-то или от кого-то? Ведь Фунтик подает не очень-то положительный пример бегства из дома! Можно ли быть свободным, просто отстаивая свои интересы? Нужно ли при этом уважать мнение окружающих? Кстати, Мокус дважды подает в этом смысле положительный пример. Первый раз, когда Бамбино ругает болото, в котором живет бегемот. Старый циркач просит его быть помягче в эпитетах, потому что это может обидеть бегемота. А второй раз, когда Беладонна и сыщики улетают на шаре. Мокус без тени издевки предлагает поаплодировать тем, кто исполняет такой сложный и опасный трюк.

Кстати, Бегемот Шоколад тоже достоин обсуждения. Вот он живет на свободе, в болоте. Беладонна его выдавила из города. И он сразу сдался. Он просто ушел… на болото. Ему плохо и одиноко, но нет сил преодолеть свою депрессию и уйти в другой город, где не будет никакой Беладонны. Получается, что бегство, пусть даже и вынужденное, не всегда приносит настоящую свободу. Напротив, оно может привести к еще большим проблемам и одиночеству.

Стоит еще раз подчеркнуть, что бегство само по себе — это не доблесть! Это очень неправильный шаг! А вот поиск свободы, попытка понять, что такое свобода, желание задать себе вопрос, как это – быть свободным… И еще один очень актуальный в наши дни вопрос: где пролегают границы моей свободы? Чем отличается свобода от вседозволенности?

Как это ни удивительно, младшим школьникам есть, что сказать на эту тему. Да и родителям, и катехизаторам будет интересно к ним прислушаться. Их взгляд и опыт вполне может открыть новые грани для нашей веры.

Анна Гольдина