Этот цикл представляет собой переписку двух людей. Александр находился в духовном поиске. Он заметил исключительность христианской вести, но ему нужно время, чтобы принять её как истину, чтобы она по-настоящему стала основой его жизни. Николай Павлович практикующий католик, пришедший из православной традиции, с глубоким чувством христианского единства. С высоты прожитых лет и опыта в Церкви он отвечает на вопросы Александра о Христе, вере и Церкви.
25 сентября 2009 года
Учись доверять Богу
Здравствуйте, дорогой Николай Павлович!
Ваши письма мне очень помогают. Действительно, Вас мне Бог послал, и как всегда — вовремя!
Хотел спросить такую вещь, поделиться впечатлениями. Я три дня готовился к Причастию, постился. Было очень сложно, много искушений внутренних. Но молился непрестанно на коленях, сотни раз, крестился без конца. Выворачивал свою грешную душу буквально наизнанку. И приходила благодать. Это дошло у меня буквально до паранойи: только мысль плохая, маловерная приходит в голову — сразу на колени встаю, молюсь, крещусь, каюсь чуть не со слезами. Наболело у меня. Плохо мне было. Но от молитвы становилось лучше.
В общем, пока так молюсь, становится хорошо, грешу — сразу чувствую, что плохо. Молюсь по правилам преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три — «Богородицу», три — «Христу — помилуй мя, грешного», «Троице» и «Символ веры». Потом долго и тщательно каюсь на коленях обычными словами Христу и Богородице. Я буквально вытаскиваю из себя эти покаяния: сперва не могу уловить, а потом понимаю интуицией.
Я правильно делаю? Или такое усердие чрезмерно? Просто «Господи, прости» мне кажется таким простым. За что «прости»? Мне надо понять, за что я прошу прощения. И как правильно каяться за грехи перед Христом, как беседовать с Ним? Кстати, а если человек грешит весь день сознательно и не может остановиться, неужели одного «прости» будет достаточно? Или это все-таки нужно делать тщательно, не торопясь, анализируя себя? Не похожи ли эти «Прости» на индульгенцию, которую матерый грешник «выписывает» себе каждый день вечером? Или вера без дел мертва? И он не спасется, если будет так делать, «не улучшая свои результаты»?
В общем, после Причастия и вообще в начале пути воцерковления сложно. Корю себя, что нечасто хожу в церковь и не всегда бываю там сосредоточен. Понимаю службу уже больше, читаю Библию в свободное время, но все эти передвижения священников, чередования песен мне еще непонятны. Чую, что Дух Святой в Церкви есть, но мне полезней пока (приносит облегчение) молитва уединенная, особенно ночью, перед сном. Буду стараться ходить в храм чаще — ну не каждый день, но через день. Есть позыв ходить на утреннюю службу, но я сова, сплю долго, сложно рано вставать.
Спасибо Вам за Ваше внимание и понимание!
С любовью и признательностью, Саша
* * *
25 сентября 2009 года
Показатель доверия есть уверенность в получении просимого
Саша!
Сокрушение сердца при покаянии угодно Господу (Пс.50).
А теперь представь себе, подходит к тебе твоя старшая дочь и просит у тебя прощения за какой-то проступок. Ты, конечно, заметил его, но смолчал, желая того, чтобы она сама то осознала. Более того, после этого даже как-то ласковее стал с ней разговаривать. И вот, вдруг сегодня она подходит к тебе и просит прощения. А ты, признаться честно, уже и забыл о нем, так как, любя ее, уже простил её в сердце. Порадовала она тебя очень этой просьбой своей о прощении. Ты даже прослезился. Обнял ее, нежно погладил по головке, поцеловал. «Да, да, дорогая моя. Конечно, прощаю, ничего, все хорошо. Я очень рад за тебя. Знаешь, мама разрешила тебе пойти сегодня в кино, а я, прости, пожалуйста, чуть было не забыл тебе сказать об этом. Кстати, с уроками проблем нет? Давай быстренько вместе их сделаем, я имею сейчас свободное время, и ты раньше освободишься и спокойно будешь себя чувствовать в кино, т.к. ничто тебя уже не будет беспокоить».
Какая обоюдная радость и покой в ваших сердцах!
А теперь можешь себе вообразить, приятно ли бы тебе было, если бы после всего этого, она опять просила тебя простить за то же, а потом — опять?!
Уверенность в получении просимого и есть показатель твоего доверия тому, кого ты просишь. Более того, только надумав попросить, если ты уже будешь уверен, что просьбу твою с радостью исполнят, и исполнят обязательно, разве этим ты не воздаешь хвалу доверием своим тому, у кого ты это просишь?
Так, и еще больше того: Бог бесконечно добрее самого доброго человека, о котором ты такое мог бы себе вообразить, например, свою мать или отца, и те примеры в жизни, о которых можешь припомнить — от Него. Это Он тебя любил в твоей маме и папе, это Он давал тебе радостную уверенность в том, что твоя просьба будет исполнена ими.
Нам надо научиться доверию Господу нашему Иисусу Христу, ведь никто еще так не доказал свою любовь к нам, как Он доказал нам это, отдав за нашу вину вместо нас Самого Себя.
Поэтому я стараюсь о любом деле просить, если возможно, только один раз, излив пред Ним свое сердце. Верю, что Он слышит мою просьбу еще до моего произнесения ее. Слышит, значит, исполнит, ибо Он верен. Исполнит не всегда тем способом, какой мне самому представляется, но исполнит так, чтобы мне это могло помочь наилучшим образом в данной ситуации.
Сколько раз креститься
То же и в отношении «сколько раз креститься». Если с верою, то достаточно одного. А если мыслишь, что слабость веры восполнит количество, то это уже похоже на суеверие. Суеверие — это «вера в суе», т.е. ложная вера в действие, как в магию. Св. Варсонофий Великий учил, что о Боге достаточно лишь вспомнить, чтобы Он уже пришел на помощь. Вот это вера! Вот это доверие Господу!
Не говори себе: я еще неопытен, слаб верой и т. д., потому что это дано Богом по природе нашей каждому. Нужно упражняться в этом, ценить каждое крестное знамение, каждую свою молитву, ибо это соединение с Господом, а соединение с Ним не может быть «как-нибудь» или «чуть-чуть», ибо это Бог, Бог Всемогущий, истинно Верный.
Доверяй Ему.
Знай, что эти метания души не от Него, ибо Он есть Мир и в мире живет, радости и доверии.
Да поможет нам в этом Господь и Бог наш Иисус Христос Своею благодатью!
НП
Изображение: Pinterest