Церковь изменила учительство о смертной казни?

Вопрос: Почему так противоречиво учительство Церкви о смертной казни? В прошлом она допускалась, а сегодня осуждается.

Ответ:

Чтобы понять значение документов церковного учительства, необходимо помнить, что они всегда помещены в контекст определенной эпохи, в которую были опубликованы. В противном случае, истолковывая их, мы рискуем впасть в фундаментализм. 

Уже в Священном Писании, в Ветхом Завете, мы находим предпосылки для преодоления смертной казни как крайней меры наказания. Так, в случае с Каином Бог говорит: «Всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро» (Быт 4,15).

В Новом Завете Иисус не выступает открыто против смертной казни, однако в Своих высказываниях Он также создает предпосылки к преодолению этой кары. «Кто из вас никогда не грешил, пусть первым бросит камень» (Ин 8,7), — говорит Иисус.

Традиционное учение Церкви заключалось в том, что смертная казнь не противоречит Божественному закону, но вместе с тем не является предписанием закона: её необходимость оценивается в зависимости от обстоятельств. Анализируя эти обстоятельства, католики на протяжении истории высказывались «за» или «против» смертной казни.

Церковное учительство не изменилось, а все больше развивалось в соответствии с евангельским духом. Разумеется, на протяжении столетий это учительство было выражено не всегда в одних и тех же терминах.

В энциклике «Evangelium Vitae» святой Иоанн Павел II называет среди знамений надежды, закладывающих фундамент «цивилизации жизни и любви», все более широкое общественное противостояние смертной казни, пусть даже применяемой только как инструмент общественной «необходимой обороны»: это противостояние вытекает из уверенности в том, что современное общество способно успешно бороться с преступностью методами, которые обезвреживают преступника, но не окончательно лишают его возможности изменить свою жизнь» (27).

В параграфе 56 энциклики «Evangelium Vitae» Иоанн Павел II рассматривает вопрос смертной казни в свете учения о необходимой обороне, которая должна быть пропорциональной защищаемому благу. «Как внутри Церкви, так и внутри гражданского общества все шире раздается требование предельно ограничить ее применение или даже совершенно ее отменить, — пишет Папа о смертной казни. — Эту проблему следует рассматривать в контексте уголовного правосудия, которое должно все больше отвечать достоинству человека, а значит, в конечном счете, — и замыслу Бога о человеке и обществе».

Катехизис Католической Церкви в своем прежнем варианте обобщает вышеизложенные рассуждения: «При условии, что личность и ответственность виновного полностью установлены, традиционное учение Церкви не исключает применения смертной казни». Но обратим внимание на следующее уточнение: «Если это единственный возможный путь действенно защитить жизни людей от несправедливого агрессора» (ККК 2267).

В настоящее время нельзя сказать, что смертная казнь — это единственная мера защиты людей от агрессора: существует система тщательно охраняемых исправительных учреждений, изолирующих самого опасного преступника от общества. Именно это убеждение и привело к изданию рескрипта Папы Франциска об изменении положения Катехизиса о смертной казни.

Читать полностью: Vatican News

Фото: ANSA