Этот замечательный мультфильм, созданный в 1969 году, до сих пор не теряет своей популярности. Хотя, казалось бы, персонажи нарисованы просто и без изысков. Википедия утверждает, что прекрасный Трубадур изначально был похож на скомороха, но этот простецкий образ не понравился режиссеру мультфильма Инессе Ковалевской и тогда появился элвисоподобный парень в модных в те годы штанах клеш и с неким подобием блондинистого кока. Этот образ был срисован из какого-то западного журнала мод. Впрочем, все это не имеет отношения к тем интересным мыслям, которые можно почерпнуть из этого мультфильма для катехизации.
В первую очередь интересна история Принцессы. И, конечно, ее непростые взаимоотношения с отцом. Девушке хочется на свободу. Ей хочется родного и простого, современного, но слегка романтичного. И вот он! Красиво поет и водит дружбу с животными. Все при нем, и модные брюки, и завораживающий голос, и возможность странствовать в повозке из города в город. Только речь идет о царской дочери, у которой в жизни есть свое место и предназначение. Вполне себе детская вариация истории о блудном сыне. Конечно, Принцесса не требует своей доли королевства. Но все-таки хочется со скепсисом в голосе добавить: пока не требует! Пока ее манит романтика, а что будет, когда пойдут дожди, дороги размоет? И луч солнца золотого тьмы синева начнет скрывать регулярно?
«Такая, сякая сбежала из дворца» — это еще и история своего рода грехопадения. С одной стороны, юная дева выбрала свободу. Она решила, что имеет право сама выбирать, за кого выходить замуж. Но с другой стороны, Принцесса решает, что она мудрее всех установлений прежних лет. Нет ничего такого в том, что она покинет дворец и лишит своих подданных спокойного будущего. У нее есть правильные представления о добре и зле, которые велят ей выбирать сердцем, а то…
Долг и свобода, мудрость прежних лет и современные веяния — что же нужно выбрать юной душе? Можно ли это как-то объединить?
А что в это время Глупый Король? Он находится под прессингом общественного мнения. Столько лет он изо всех сил старался быть образцовым отцом. «Дети – наше наказанье, дали им образованье», т.е. мы в них, как в банк, вложили средства. И где же наши дивиденды? Где соблюдение заповеди о почитании родителей? «Стали дети не послушны». Вот так, поумнели за наши деньги и восхотели иметь собственное мнение. Что им во дворце-то не сиделось? И, как все помнят, дальше общественное мнение проговаривается… Да это ж известный психологам синдром опустевшего гнезда. Без детей «ужасно скучно». Король-то думал, что дочка – его собственность, а она взяла и сбежала с заезжим трубадуром.
Согласитесь, не надо быть профессиональным психологом, чтобы сразу же увидеть в поведении отца гиперопеку и занять сторону дочери, пытающейся вырваться из этого подавляющего замка из слоновой кости.
На самом деле, Принцесса и Король – два сапога пара. Каждый из них хочет счастья для себя, используя другого. Король хочет прежних образцовых отношений с дочерью. Ударила она ему по пальчику крышкой клавесина, так непременно должна подуть. В свою очередь Принцессу не волнует, что будет с Трубадуром после всего этого приключения. Лучшим доказательством тому служит то, что на целую ночь и она, и опьяненный ею юноша забывают о верных друзьях, оставшихся у ворот замка. Трубадур в это смысле тоже молодец. Поняв, что может стать принцем, он мигом забыл о тех, благодаря кому выживал в трудных скитаниях бродячих артистов.
В этот момент в какой-то степени повторяется история первых, гриммовских, Бременский музыкантов. Ведь все собравшиеся в лесу недалеко от города Бремен звери были преданы своими хозяевами. Они вышвырнули их из своей жизни. Верный пес, отработавший свое осел, старый петух и потерявший былую сноровку кот. Эти животные были символами состоятельной жизни. Пес — значит в доме есть, что сторожить. Осел — значит есть, что возить. Кот — значит в доме есть запасы, которые нужно охранять от мышей и крыс. Ну и петух — значит есть хозяйство, птичий двор. История гриммовских персонажей – это история неблагодарности. Черной неблагодарности, вычеркивающей из жизни. Не зря несчастные звери встречают на своем пути страшного волка. В наиболее древних народных версиях этой сказки в лесу они натыкаются именно на волка, образ свирепости и коварства. А еще образ свободы. Только эта свобода несет в себя некое отрицательное начало. Это во многом свобода от Бога и от Его установлений. Не эту ли свободу ищет и принцесса, убегая с малознакомым юношей из отчего дома?
Разбойники, о которых говорится в версии, записанной братьями Гримм, тоже образ свободы. Свободы от норм и правил. Они живут жаждой наживы, не жалея никого из встреченных на пустынной лесной дороге. Эти люди всегда считались законченными грешниками, которых обратить на путь истинный практически невозможно. В сказке звери побеждают разбойников не сколько благодаря своей хитрости, сколько благодаря счастливому стечению обстоятельств. Народное сказание как бы подчеркивает, что Бог всегда на стороне слабых и обездоленных. А в мультфильме разбойники просто изгоняются из своего домика. И их логово используется для того, чтобы обмануть Глупого Короля и его трусливую стражу.
Казалось бы, выступая в роли спасителя Короля, Трубадур становится благочестивым разбойником. Он выбирает путь праведной жизни. Но за его поступком лежит обман. Молодец с гитарой не выводит злоумышленников на чистую воду. Он использует их личину, чтобы добиться желаемой цели. И цель эта может быть рассмотрена и весьма прагматично – он хочет вылезти из грязи в князи. Стать принцем, а потом и королем. Вполне возможно, что роль правителя ему и по плечу, но идет он к ней неправедным путем.
Если внимательно приглядеться к пути Трубадура в мультфильме, то окажется, что это совсем не симпатичный персонаж. И постепенно начинаешь понимать, что давлеющий родитель, Глупый Король, не столь уж глуп, когда пытается оградить свою дочь от общения с этим типом. Трубадур приезжает в город с друзьями, но тут же забывает о них, оказавшись на пиру во дворце. Его до самого утра, когда они с принцессой принимают решение бежать, не волнует судьба несчастных животных. Сыты ли они в эту праздничную ночь? Есть ли у них кров над головой?
А друзья в это время ждут. Они не бродячий цирк Трубадура, а именно друзья. Пес – символ верности, осел – символ трудолюбия, кот – символ мудрости, и петух – символ совести. Все они остаются за воротами замка. В мире королевского благополучия они не нужны. А вот в мире простых людей без этих качеств никак не обойтись!
Трубадур исчезает из дворца вместе с Принцессой. Он отправляется странствовать. Интересно, как быстро ему надоест избалованная и не привыкшая к тяготам путешествий в кибитке Принцесса? Чем закончится эта романтическая история?
С пристрастием приглядевшись к персонажам, начинаешь понимать, что образ Глупого Короля, как ни странно, имеет много черт с образом Бога. Его любовь во многом создает для нас некий замок из слоновой кости. Он хочет от нас чистоты, незапятнанности грехом. А тут приходит некий трубадур. Образ трубадура всегда был неоднозначен. С одной стороны, бродячий поэт воспевающий прекрасную даму, как св. Франциск – Бедность. С другой стороны – бродячий мошенник, любитель дармовой выпивки и пирушек с последующими потасовками. Трубадур во многом напоминает лукавого, предлагающего вырваться на свободу. Он столько может предложить: поля, леса и горы, приключения и дороги. При этом забывается, кому все это принадлежит на самом деле. И уж совсем не упоминается о том, куда могут привести эти дороги. В этом ракурсе его верные спутники тоже предстают с неожиданной стороны. Пес – символ нечистоты и распущенности в связях, осел – символ упрямства, кот – символ хитрости и обмана, петух – сексуальной невоздержанности. Они не могут проникнуть в королевский дворец на пир по понятным причинам. А вот лукавый может, потому что он – одно из творений Божиих, пусть падшее, но творение. Выманив принцессу из-под опеки Отца, он получает над ней полную власть. Принцесса же подобна человеческой душе. Она вольна выбирать добро или зло, но для нее нет срединного пути, в котором все это могло бы мирно соседствовать.
Так простой и веселый мультфильм может оказаться своего рода притчей и поводом для разговора и совместного размышления. Почему Принцесса не искала своего принца, а польстилась на трубадура? Потому что хотела свободы или потому что ее гордыня мешала ей принять свое положение и предназначение? Ключевая фигура этой истории именно Принцесса. Мы с симпатией следим за ее выбором. Хотя, на самом деле, мы с интересом следим за тем, какой выбор сделаем сами, какой путь изберем. Может быть, именно поэтому мультфильм не теряет своей популярности так долго. И несколько поколений девочек вслушивается в слова Трубадура о луче солнца золотого, совершенно не задумываясь о последствиях. Как не задумывался о них незадачливый разбойник, решивший поймать петуха у городской стены, а в результате вынужденный с позором бежать от разъяренных музыкантов. Кстати, что же это за бродячие музыканты, что их даже лихие люди боятся?
Анна Гольдина