Жажда Бога. Диалог в письмах. Письмо 17

Этот цикл представляет собой переписку двух людей. Александр находился в духовном поиске. Он заметил исключительность христианской вести, но ему нужно время, чтобы принять её как истину, чтобы она по-настоящему стала основой его жизни. Николай Павлович практикующий католик, пришедший из православной традиции, с глубоким чувством христианского единства. С высоты прожитых лет и опыта в Церкви он отвечает на вопросы Александра о Христе, вере и Церкви.


8 октября 2009 года

Интимная жизнь — это грех?

Добрый вечер, Николай Павлович!

Хочу задать вам вопрос… весьма пикантный. Согласно Христу, интимные отношения между супругами допустимы всегда или какие есть ограничения? Извините, что спрашиваю об этом.

Вот, вычитал у Фаустины:

«Существуют целомудрие естественное и сверхъестественное, которое есть результат преодоления человеком самого себя, своей природы.

Естественная чистота (на что указывает само значение этого слова) возникает у детей естественным образом. Маленький ребенок «прозрачен», как росинка, чист. В нем нет ничего нечистого. Существует также естественная стыдливость, которая защищает человеческую сущность, прежде всего у девушек, женщин.

Сверхъестественная чистота проистекает из борьбы между сексуальными инстинктами, интеллектом и свободой человека. Если человек позволяет сексуальным инстинктам овладеть им и управлять его поведением, то он остается на уровне животного.

Если человек не только контролирует сексуальные склонности, но и правильно ими пользуется, благодаря силе своего интеллекта и воли, руководствуясь определенными ценностями и идеалами, то он побеждает в себе те инстинкты, которые роднят его с животным; и тогда в нем рождается чистота.

Целомудрие, которое достигается благодаря гармонии сексуальности и духа, не возникает из ничего. Оно — результат тяжелой борьбы, оно — драгоценное завоевание. Оно становится причиной подлинной радости жизни и необходимым условием жизни Божией в нас. Чистота может расцвести в сердце человеческом только благодаря помощи Божией».

  1. Иисус просит блаженную Фаустину о совершенном целомудрии и говорит о том, насколько оно ценно.

Блаженная Фаустина пишет: «Целомудрие… воспрещает все, что запрещено 6-й и 9-й заповедями Божиими; естественно, это касается и поступков, и мыслей, и слов, и чувств… Размышляя над этим, я однажды услышала в душе такие слова: «Ты — избранница Моя навеки, чистота твоя должна быть совершеннее ангельской, ибо ни с одним из ангелов нет у Меня столь близкого единства, как с тобою. Самые незначительные поступки, каждый шаг избранницы Моей имеет ценность бесконечную; чистая душа обладает непостижимой силой пред лицом Бога» (534).

  1. Блаженная Фаустина утверждает, что только благодаря помощи Иисуса она могла сохранить себя в полной чистоте, и благодарит Его за эту помощь.

«Однажды Бог дал мне внутренне познать, что я никогда не запятнала своей невинности и что, несмотря на различные опасности, которые меня окружали, Он сам охранял меня, чтобы девственность моей души и сердца осталась неприкосновенной. Этот день я провела в пламенном молитвенном благодарении; я благодарила Бога за то, что Он благоволил охранить меня от зла, и за то, что в Его очах я обрела благодать, что Он сам благоволил утвердить меня в этом» (1095).

Далее блаженная Фаустина добавляет:

«А через несколько лет Бог благоволил укрепить меня в этой добродетели, и с тех пор я не испытываю бунта чувств против души. В другом дневнике у меня об этом написано подробнее. Как только вспоминаю ту непостижимую благодать, то вновь из моего сердца вырывается пламень любви и благодарности к Богу, а любовь эта доводит меня до совершенного самозабвения».

Еще раз извините за этот вопрос. Просто ужасно интересно. В каком случае стоит чувствовать себя «грешным»?

С уважением,
Саша

*   *   *

8 октября 2009 года

Естественное не может быть худым

Дорогой Саша!

Хороший вопрос ты задал и насущный. Многие верующие сейчас заблуждаются в этом. А происходит это, во-первых, часто из-за терминологической путаницы и, во-вторых, из-за смешения характеров жизни монашеской и супружеской. Так случилось, что в духовной литературе превалируют в основном произведения либо монахов, либо священников, либо одиноких мистиков. Особенно это касается Православной Церкви. В настоящее время после работ о достоинстве и ценности супружеской жизни Иоанна Павла II стали появляться на этот счет просветительские работы даже в Православной Церкви, но они довольно редкие и слабо рекламируемые.

«Бог сотворил человека: мужчину и женщину сотворил их». Т.е. человек — существо множественного рода. Чтобы подчеркнуть это, Господь говорит: «и будут двое одно тело». Эта связь настолько сильнее любой другой природной связи, что Господь указывает: «и оставит муж отца и мать свою и прилепится к жене своей». А какая связь, казалось бы, могла быть важнее связи с теми, кому появившееся на свет существо обязано своим существованием? Оказывается, есть такая связь, и она единственна: две имеющие разное происхождение капли сливаются в одну. Единое существо живет в двух разных объектах природы. Чудо!

Все, что ни создал Бог, прекрасно, а значит и все, что сопряжено с естеством, не может быть худым. Никому не придет в голову считать, например, моргание века или вытирание носа грешным. А почему бы нет? А если этого слишком много? Нет, скажут мне, много или мало, это решать самому организму. И правильно. Понятие грешности естественного психофизиологического акта в нормальном, не угрожающем ни его жизни, ни жизни кого-либо другого, не может иметь ничего общего с понятием греха. Более того, естественное и радостное пользование этим психофизиологическим актом прославляет Божье Милосердие, ибо исполняет назначенную Творцом функцию.

Почему сексуальный акт стал ассоциироваться с грехом?

Так почему же у людей с некоторых пор сексуальный акт стал ассоциироваться с грехом? И это так прочно вошло в менталитет современного человека. Думаю, дело тут в обособлении его от «тела», т.е. от мужа и жены как единого существа. Человеку удалось взглянуть на сексуальный акт, как на акт, не обязательно связанный с собственным супружеством. Вот где искажение его первоначальной значимости, а вместе с ней — искажение его ценности и приписывание ему греховности. Вместо того, чтобы признать греховным воззрение на секс как на отдельность от супружества, эта «греховность» странным образом перекочевала на сам секс как на акт. Замечательный пример искажения естественных представлений, как действия зла в человеке.

Дельно подчеркнули Ильф и Петров в «Золотом теленке» способы действия зла в человеке: не надо что-то кардинально менять, доказывать — следует лишь смешать понятия правильного и неправильного, спутать направления мышления и ввести как можно больше ничего не значащих понятий, чтобы было как можно больше путаницы. Сбитые таким образом с панталыку, люди сами себе будут изобретать трудности.

Итак, дорогой мой, радуйтесь жизни, дарите радость друг другу, используя момент желания своей половинки. Ведь даже апостол Павел восклицает, что не муж должен иметь власть над своим телом, но его жена, а также не жена должна иметь власть над своим телом, но ее муж. Если ты в состоянии подарить жене радость слияния вас в одно тело в момент, когда она хочет этого, то не должен думать ни о чем, кроме этого. И благодари Господа, что удостоил вас такой радости.

Дорогой мой, хорошо бы почитать сам дневник св. Фаустины, без философских комментариев другого лица. Советую тебе стараться читать непосредственные цитаты из дневника. Я не сторонник принимать взгляды комментаторов за смысл написанного кем-то. Может, в костеле (в католической общине) есть библиотека, запишись тогда туда, там наверняка есть дневник св. Фаустины. Если нет, спроси у священника, думаю, он не откажет.

Осквернением человека есть злой помысл

Я не являюсь сторонником связи секса с целомудрием и чистотой. Секс — это духовно- душевный-телесный акт двух лиц в едином существе, человеке; а целомудрие и чистота — это добродетели, т.е. дары божественной благодати Святого Духа. Не следует путать действие твари с действием Творца.

Однажды я спросил своего духовника, что значит оскверниться? Он как раз стоял в это время у Царских Врат, взглянув почему-то на них, он ответил, что оскверниться значит принять бесовский помысл.

Так, дорогой мой, никакой естественный телесный акт не может осквернить человека, «а (вот) зло, которое исходит из сердца человека, оскверняет его», т.е. осквернением человека является принятие в свое сердце злого представления.

Любовь выше поста, молитвы, выше всего

Что я хотел сказать всем этим? То, что живите истинной любовью, т.е. в первую очередь думая о любимом, потом уже о себе. С радостью сливайтесь в одно тело в сексуальном акте, когда хотите этого, в особенности, когда желает этого другая половинка и столько раз, сколько хотите и можете.

Что касается поста, то апостол Павел советует воздерживаться в случае обоюдного согласия для упражнения в воздержании. Это опять же, если оба хотите этого воздержания. Если же хотя бы одна половинка не имеет такого намерения, то твое тело принадлежит ей, отдайся любви ради любви. Любовь выше поста, молитвы, выше всего, ибо она «есть совокупность совершенств». Без любви ничто не имеет ни силы, ни ценности, ибо она сама ими и является.

И чувствуй себя после того не «грешным», а радостным и полным благодарности Богу за этот вам дар еще раз почувствовать себя одним телом.

С наилучшими пожеланиями, НП

Изображение: DeAgostini/Getty Images

На страницу цикла