Жажда Бога. Диалог в письмах. Письмо 27

Этот цикл представляет собой переписку двух людей. Александр находился в духовном поиске. Он заметил исключительность христианской вести, но ему нужно время, чтобы принять её как истину, чтобы она по-настоящему стала основой его жизни. Николай Павлович практикующий католик, пришедший из православной традиции, с глубоким чувством христианского единства. С высоты прожитых лет и опыта в Церкви он отвечает на вопросы Александра о Христе, вере и Церкви.


19 ноября 2009 года

Твоя жена — это ты

Здравствуйте, дорогой Николай Павлович!

Спешу поделиться хорошим и… не очень хорошим.

Из хорошего: читаю Евангелие, обнаруживаю для себя много интересного, что раньше «проскакивал». Да, я читал отрывками почти всё, но только почти. Спасибо, что сподвигли прочитать его полностью. Мало того, жена попросила меня читать ей Евангелие перед сном. Прочитали уже вместе глав шесть, я толкую ей непонятные места, которые стали мне самому понятны с вашей помощью и с помощью, наверное, размышления и Святого Духа.

Хотел вас спросить о не совсем понятных мне местах. Простите, если невольно получится богохульно — я, честное слово, не имею цели сомневаться, понимая, что меня отделяет от Евангельских времен 2000 лет, разная языковая среда, традиции…

Про Иоанна Крестителя (Мф 11) — «трость, ветром колеблемая», «человек ли, носящий мягкие одежды», «кому уподоблю род сей? Мы играли на свирели, а вы не плакали». Не совсем понимаю, о чем речь — сейчас читал толкования, хочу и от вас услышать мнение на этот счет. Признаюсь честно, сперва я даже подумал, что Христос… немного подсмеивается над Иоанном: «вот он не пьет и не есть, а Я пью и ем». Понимаю, что я неправ и просто не знаю подоплеки дела.

Потом этот момент с женщиной-язычницей: «Хорошо ли отнимать у детей и бросать хлеб псам?» Вначале Христос как бы не услышал её просьб и воплей. Почему Он так суров в этот момент? Спрашиваю, потому что мне нужно и для себя уяснить, и жене рассказать. «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» — почему Он так говорит? Он же послан для всех, вроде. Веру проверяет?

Что еще хорошего? Жене искренне понравилось в католическом храме! Она от души там пела вместе со всеми, дочка старшая подпевала. Потом мы пошли на катехизис. Вел его сам священник, и опять жена осталась довольна. Дочь была на катехизации для детей, потом играла в настольные игры в квартире (при храме). В общем, всем понравилось — атмосфера сердечного человеческого общения. У нас священник такой, с юмором добрым. Поиронизирует, и все улыбаются. Я попел в хоре — там нужны молодые. Конечно, сложно с непривычки и без музыкального образования.

Теперь о не очень хорошем, Николай Павлович. У нас с женой какой-то разлад наметился. Ссоры постоянные. И чувствую, что виной тому я. Возможно, это оттого, что я не проявляю достаточного внимания. А дальше слово за слово… И я обижаюсь на какую-то чепуху, а потом трудно мириться — не даёт самолюбие. Как с этим бороться?

С любовью во Христе,
Саша

*   *   *

21 ноября 2009 года

Здравствуйте, дорогие Ю. и Саша с К. и О.!

Иоанн Креститель не мог усомниться в Божестве Иисуса Христа

Саша, ты пишешь:

«Про Иоанна Крестителя (Мф 11) — «трость, ветром колеблемая», «человек ли, носящий мягкие одежды», «кому уподоблю род сей? Мы играли на свирели, а вы не плакали». Не совсем понимаю, о чем речь — сейчас читал толкования, хочу и от вас услышать мнение на этот счет. Признаюсь честно, сперва я даже подумал, что Христос… немного подсмеивается над Иоанном: «вот он не пьет и не есть, а Я пью и ем». Понимаю, что я неправ и просто не знаю подоплеки дела».

Господь здесь засвидетельствовал всем, что Иоанн Креститель не мог в Нем усомниться.

Почему Господом подчеркиваются именно эти два качества Иоанна Крестителя: он — не «трость, ветром колеблемая», он — не «человек, носящий мягкие одежды»?

Потому что, по слову Господа, эти качества относят Иоанна Крестителя к категории лиц, для которых усомниться в слове, данном им Богом, было невозможно.

Разъясняя притчу о сеятеле (Мф 13,3—9), Господь говорит нам, что все люди, «слышавшие слово о Царствии» (Мф 13,19), т.е. слова Его Евангелия, делятся на 4 категории лиц:

1) «не разумеющие» (не принимающие слова) (19);

2) «непостоянные» (принимают с радостью, но в скорбях и гонениях — отступают) (20—21);

3) «бесплодные» («богатство» и временный земной комфорт для них важнее исполнения «слова Божьего») (22);

4) «слышащие и разумеющие» или «плодоносные», которые только и приносят Богу плод (Мф 13,23), выращенный «в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк 8,15).

Иоанн принял слово Божье и, приняв, даже проповедовал его. Следовательно, он не из 1-й категории лиц. Иоанн не «трость, ветром колеблемая», т.е. не из «непостоянных», не из 2-й категории. Иоанн не «человек, носящий мягкие одежды», значит не принадлежит и 3-й категории лиц. Таким образом, Иоанн относится Господом к 4-й категории, «слышавших слово и разумеющих, который и бывает плодоносен» (Мф 13,23).

Далее Господь выделяет его и среди плодоносных, утверждая правильность общего о нем мнения, как о пророке (Мф 11,9). Однако, не останавливаясь на этом, выделяет его и из среды пророков, называя его Своим Ангелом (Мф 11,10). А затем прямо говорит о нем, как о большем всех людей (11).

(Здесь речь не идет о Божьей Матери, «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим», т.е. без сравнения превосходящей даже всех Ангелов).

Кому уподоблю род сей?

«Кому уподоблю род сей? Мы играли на свирели, а вы не плакали».

Иными словами, Господь говорит книжникам и фарисеям, что им не угодить, ибо Премудрость Божья послала им строгого аскета, который ничего привычного им не ел, а его обозвали бесноватым. Пришел Сам Господь, Который и ест и пьет, а Его называют винопийцем и приятелем грешников. Таким образом, на любое действие Божественной Премудрости они отвечают «нет».

Велика цена смирения

«Хорошо ли отнимать у детей и бросать хлеб псам?»

Да, здесь Господь, зная о смирении сердца этой сирофиникиянки (т.е. язычницы), подает апостолам пример настоящего смирения. И от кого? От человека из язычников, о которых иудеи не говорили иначе, как о псах.

Иными словами: «Посмотрите, иудеи называют этих людей псами, а вот даже женщина (Заметь, даже не мужчина! Ибо женщин на востоке даже в расчет не брали, т.е. если считали людей, то в счет этот входили только мужчины) из них превосходит и вас смирением. В земной жизни Своей Я послан «погибшим овцам дома Израилева», а приняли ли они Меня? Нет, «Мне даже негде голову преклонить» (Мф 8:20). А эта женщина ставит Меня настолько высоко, что готова, подобно псу, радоваться даже крохами Моих слов, падающих со стола тех, которым Я даю его в изобилии!»

Затем Иисус, подчеркивая силу веры этой женщины, восклицает: «О, женщина, велика вера твоя! Иди, и да будет тебе по желанию твоему». Единственный раз в Евангелиях, когда Господь так говорит: «да будет тебе по желанию твоему».

Желание смиренного Господь принимает, как Свое желание!

Велика цена смирения, Божественной добродетели, которой особенно была украшена Мать Самого Господа, Пресвятая Дева Мария!

Очень рад за вас, что нашли свое место в храме. Благословен Бог наш!

Кто поет на богослужении, молится дважды

Святые говорят, что тот, кто поет на богослужении, молится дважды. В особенности ценит это наша Святейшая Мама. В видении одному святому Богородица показала, что, если каждому молящемуся на богослужении она давала по медной монете, то поющим давала серебряную.

Что касается отношений с женой, трудно порой найти рациональное объяснение своим чувствам, а также складывающимся ситуациям.

Не всегда наши чувства являются показателем близости к нам Бога. Более того, когда тебе тяжко, знай, что в этот момент Иисус к тебе наиболее близок, ибо Он — Само Сочувствие и Сопереживание.

Если ведешь себя с женою лучше, чем с другими, значит, как муж, ты здоров

Ю. очень чувствительна и ощущает порой твою отчужденность. То, что она хочет быть у тебя на первом счету, это нормально для любой здоровой жены, ибо Господь сотворил ее такой. Она — это ты, а ты — это она.

Такова истина, если жена будет занимать у тебя реально первое место среди других твоих родных и близких, то проблем у тебя с ней не будет. Старайся отвечать на ее чувства, как если бы ты отвечал на свои собственные чувства. Когда будешь с ней вести себя лучше, чем с другими, значит, как муж, ты здоров.

Никто из близких тебе не может быть тебе ближе жены, ибо вы — одно. Думай об этом, упражняйся в этом, изобретай ситуации для этого. И Господь, видя твое усердие на деле, даст вам благодать бережного и трепетного отношения друг к другу, ибо эта инициатива идет от мужа. Такими нас сотворил Бог.

Божьего благословения вам в дальнейшем вашем воцерковлении,
НП

На страницу цикла