Жажда Бога. Диалог в письмах. Письмо 31

Этот цикл представляет собой переписку двух людей. Александр находился в духовном поиске. Он заметил исключительность христианской вести, но ему нужно время, чтобы принять её как истину, чтобы она по-настоящему стала основой его жизни. Николай Павлович практикующий католик, пришедший из православной традиции, с глубоким чувством христианского единства. С высоты прожитых лет и опыта в Церкви он отвечает на вопросы Александра о Христе, вере и Церкви.


30 ноября 2009 года

Были ли братья у Иисуса Христа?

Здравствуйте, Николай Павлович!

Спасибо вам за ответы.

Начал читать Евангелие от Марка. И понял, что не знаю, кто такой Марк. Среди апостолов его имени не увидел. Я так понял, что было не только 12 апостолов — были еще апостолы «второй волны»? А на скольких человек снизошёл «Огонь Небесный» в день Пятидесятницы? И правда ли, что был ещё один Иуда? В моей Библии он, по-моему, называется Фаддей. Вчера в храме на катехизисе мне сказали, что Иуде Фаддею молятся в безвыходных ситуациях — он как-то по-особому исповедует нас перед Господом.

Возникли ещё такие вопросы:

1. В Евангелии от Марка нашел абзац, когда Спаситель приходит к Себе на родину и Его там не признают: «вот Матерь Его и братья Его». У Иисуса были братья? Или тут имеются в виду не родные братья, а двоюродные? Там даже перечисляется: Иуда, Иосий, Симон… Не Апостолы ли это? Среди Апостолов были родственники Христа?

2. Почему Иаков и Иоанн были названы «Воанергес», то есть «сынами грома»? Что это означает?

3. Встречал такое толкование: мол, Матерь Божья тоже грешила иногда — пришла с братьями Иисуса (не родными?), когда тот учил народ. И, мол, она хотела показать так Своё влияние на Сына. То же пишут некоторые толкователи по поводу брака в Кане — мол, Мария хотела показать, что она влияет на Сына, продемонстрировав своё непослушание, заставив Сына превратить воду в вино, хотя Тот всячески намекал ей, что не надо этого делать: «Что Мне и Тебе, Жено? Ещё не пришёл час Мой». Понимаю, что такое толкование неверно. Да простит меня Божья Матерь и Иисус Христос, что я повторяю слова нечестивых.

4. Где можно почитать про жизнь Приснодевы Марии? Какой труд наиболее адекватен, на ваш взгляд? Тот же вопрос об Иосифе. Кстати, о нём вообще мало слышно. Почитается ли он за святого? Думаю, что как земному отцу Иисуса и мужу Матери Божьей, ему пришлось нелегко. Взять хотя бы тот момент, что он не имел с женой супружеских отношений. Да и вообще, быть возле Спасителя и Его Матери — громадная ответственность.

5. Ирод, избивший 40 тысяч младенцев, и Ирод, отсекший голову Иоанну — это разные люди? И вообще, какое было политическое устройство Иудеи? Я так понял, что Понтий Пилат был римским наместником, то есть иудейские цари, тот же Ирод, были второстепенны в своих решениях, а главным был прокуратор? И было ли так на момент рождения Иисуса?

6. В какой книге можно наиболее адекватно почитать о житиях Апостолов? И есть ли вообще такая книга? Или сведения разрозненны? Если да, то можете перечислить известные вам источники?

С любовью во Христе,
Саша

*   *   *

30 ноября 2009 года

Здравствуйте дорогие Ю. и Саша с А. и О.!

Саша, отвечаю по порядку на вопросы из твоего письма.

О евангелисте Марке

Согласно Преданию, евангелист Марк, был апостолом из семидесяти (вторая группа апостолов), также как и евангелист Лука. Марк был последние годы с апостолом Петром. Евангелие от Марка — это то, что благовествовал апостол Петр, его учитель.

Святой Дух сошел на группу учеников около 120 человек

В Деяниях апостолов сказано о сошествии Святого Духа на группу учеников около 120 человек.

О братьях Господних

Апостол Иаков и апостол Иуда Фаддей, брат его — «братья Господни», апостолы из «семидесяти».

Среди 12 апостолов были Иаков (Алфееф), Иуда-Фаддей-Левий (брат его) и Симон Кананиит. Такие же имена носили трое из «братьев Господних» (Иаков, Иосий, Симон, Иуда). Нетрудно видеть по четырем Евангелиям, что матерью их была Мария Клеопова, двоюродная сестра Божьей Матери, т.е. были они троюродными братьями Господа Иисуса Христа, как и Иоанн Креститель, сын Елизаветы, другой двоюродной сестры Божьей Матери. До сих пор нет единого мнения о том, кто был Симон Кананиит. Прозвище Кананиит указывает на то, что он из Каны, куда на брак приглашен был Иисус с учениками, а Матерь Его была там, как хозяйка (видно из того, как Она говорит прислуживающим на свадьбе: «сделайте так, как Он вам скажет»), т. е. Она была родственно близка жениху. Жених же был из учеников Иисуса, иначе трудно объяснить приглашение Иисуса со всеми Его учениками (тогда их было еще очень много). Поэтому, ежели бы это был апостол Симон, то все было бы понятно. Совпадение того, что он родственник Марии и носит имя одного из братьев Господних, дает возможность предполагать, что он и есть один из них. Единственное, чего не достает, это свидетельства кого-либо из евангелистов о его родстве. Однако, если бы не было у нас письма апостола Луки о Деяниях апостолов и письма апостола Павла Галатам, то из Евангелий мы бы не узнали и о том, что Иаков и Иуда — братья Господни. Из смирения они себя так не называли. Более того, и апостол Иаков и апостол Иуда, в отличие от Петра и Павла, в своих посланиях не называют себя апостолами, но лишь «рабами Господа Иисуса Христа». Однако и не вызывающий сомнения об апостольстве Иоанн также не называет себя апостолом, но «старцем» и «соучастником в скорби и царствии и в терпении Иисуса Христа».

Согласно Преданию, апостол Иаков был Самим Иисусом Христом поставлен первым епископом Иерусалимской церкви. Возможно поэтому, как видно из Деяний Апостолов, он был так уважаем среди христиан, в том числе среди апостолов.

Господь Иисус ясно выразил Свое мнение в отношении того, как Он видит Свое кровное родство: 1) всегда подчеркивал, что «Он есть Сын человеческий», относя Себя т. о. ко всем расам и народам, а не к евреям только; 2) публично исповедовал, что не кровь и плоть для Него являются причиной родства, а «исполняющий волю Божью, тот Ему и мать и брат и сестра»; 3) однако даже тот, кто «и исполнит все, повеленное ему, должен о себе говорить, что он есть раб недостойный, ибо сделал лишь то, что должен был сделать».

Почему Петр и Павел тогда себя называют апостолами?

Апостол Петр — потому что его выделил среди всех Сам Господь, на нем основав Церковь Свою и приказав ему «поддерживать братьев своих»; апостол Павел — потому что его особым образом, отдельно от всех, избрал Господь, а кроме того, Павел вынужден был подчеркивать это тем, кто знал только о двенадцати апостолах.

О Божьей Матери

Согласно Преданию, Божья Матерь была единственным долгожданным (50 лет ожиданий!) ребенком в бездетной семье Иоакима и Анны. По обету, данному ими Богу, они посвятили свою дочь, Марию, Богу, отдав Ее в 3 года на воспитание в храм, где Она пребывала до 14-летнего возраста. В 14 лет, по еврейскому закону, девушка считалась совершеннолетней и в храме содержаться уже не могла. Мария же, возлюбив Бога паче жизни, посвятила Ему свое девство (впервые у евреев), т.е. принесла Ему обет целомудрия, и Бог принял этот дар. В связи с этим у священников храма возникла трудноразрешимая дилемма: Марию по закону нельзя было содержать в храме и, в то же время, нельзя было отдавать замуж, ввиду данного Ею обета. К тому времени родители Ее умерли и Она была круглой сиротой, ввиду чего Ей следовало выйти замуж. Дух Святой надоумил священников, и они решили отдать Деву Марию под опеку достойному старцу, который будет мужем Ей по закону, но по плоти будет Ей лишь опекуном. Призвали они нескольких старцев, чудесным образом жребий пал на 82-летнего старца Иосифа. Существуют поздние идеологические натяжки на то, что Иосиф был молодым мужчиной. Этому можно противопоставить следующие аргументы: 1) священники прекрасно понимали, что молодого мужчину, который согласится быть только опекуном, в их менталитете найти невозможно; 2) еврейский закон не позволял такого брака, ибо молодой мужчина, с которым жена не будет находиться в телесной связи, имел полное право для развода; 3) со стороны жены подвергать своего мужа такому испытанию было бы по меньшей мере бесчеловечно, а на такое Пресвятая Дева бы не пошла, ибо «Она есть Самое Доброта».

Приведенные аргументы указывают только на две возможности для мужа Марии: он должен был быть либо в преклонном возрасте, не способным использовать свою плоть, либо быть так же, как и Мария, посвященным Богу. Первой версии придерживается православная традиция, второй — католическая.

О втором имени, даваемом Богом человеку

Бог часто избранников Своих называл вторым именем, которое отражало основное свойство данной ему благодати и их характер: Аврама — Авраамом, Сару — Саррой, Иакова — Израилем, Симона — Петром.

О характере этих двух братьев, Иакова и Иоанна, можно судить по тому, например, что, увидев непринятие Господа одним самарянским селением, они предложили Иисусу позволить им «вызвать огонь с неба, чтобы опалить их, как и Илия сделал». Т.е. они имели характер, подобный пороху или молнии.

Соискупительница рода человеческого

Никто так не возлюбил Бога, как Пресвятая Богородица, поэтому Она Матерь Иисуса Христа не только по плоти, но, как сказал Он Сам («кто исполняет волю Отца Моего Небесного, тот Мне и мать и брат и сестра»), и по духу, ибо никто с таким совершенством не исполнил воли Божьей, как Она. Божья Матерь — единственный человек, подобный нам, но зачатый и родившийся без первородного греха и не совершивший за Свою жизнь ни одного греха. Мария Дева вместе с Сыном Своим добровольно соделалась Соискупительницей мира: никто, кроме Сына Ее, не понес таких тяжких страданий, как Она. За кого Она терпела, ни одного греха не совершившая? За нас, за каждого человека, ибо за каждого человека Сын Ее и Бог пролил Свою святую Кровь. Потому Она и превознесена Богом выше всего творения, Она — Царица Небесная, только Ее молитвами и Ее святым предстательством спасается всякая тварь, и каждый дар, который кто-либо из людей на земле приемлет, невидимо подается из Ее святых и пречистых рук.

О необычайном доверии Божьей Матери Своему Сыну и Богу

Эпизод на свадьбе в Кане галилейской показывает нам то необычайное доверие, какое имеет Божья Матерь к Своему Сыну. Показано это для того, чтобы и мы учились у Нее этому необходимому для нас качеству в контакте с Иисусом Христом, Всемогущим Богом. Показано также и для того, чтобы убедить нас в том, что доверие Богу понуждает сотворить Ему и то, что в настоящий момент Им не планировалось, т.е. «исполняет Бог желание уповающего на Него», как говорится то в Псалмах, как было то с Марией Девой, ускоряя происшествие событий во времени.

Пресвятая Дева, как Самое Доброта, желала праздничного веселья на свадьбе, а вина, которое в том регионе было просто необходимым элементом праздничного стола, по бедности хозяев было немного, и оно уже закончилось. Свадьба, как видно, была в самом разгаре. Можно представить себе стресс жениха и его близких.

А кто может так сострадать другим, как Божья Матерь: даже в таком (для нас) прозаическом деле? Однако Она во всем желает людям добра, даже в делах обыкновенных. Вина нет на свадьбе. А где его сейчас достать, даже если бы и были деньги? Тогда скоростных авто еще не было и круглосуточных магазинов тоже. Ситуация в то время практически безысходная. К кому прибегают в ситуациях безысходных? К Богу. Вот Божья Матерь и просит об этом Бога, Своего Сына. Просьба эта, думаю, шла от Нее, как сопереживание бедным молодоженам, оказавшимся в такой безнадежной ситуации. А для нас приводится Духом Святым для научения любви ко Господу, Пречистой Его Матери и друг ко другу.

Об эпизоде, когда родные Иисуса пришли взять Его

Что касается эпизода, когда Богородица пришла к Сыну с братьями, то, согласно Евангелию, в народе говорили, что Иисус «вышел из Себя», т.е. обезумел. В таком случае по еврейским правилам Иисуса могли насильно связать и закрыть в заточении.

Услышав такое и сразу поняв, с какой целью иудеи такое распространяют об Иисусе, «братья и сестры» Иисуса предложили Его Матери пойти с ними к Иисусу, чтобы уберечь Его от нападения. Почему попросили пособничества Матери? Возможно, думали, что их Он может не послушать. Иисус же, используя посланный Ему Отцом случай появления Его близких с таким делом, использует его для научения нас истине об отношениях Его с людьми. Для Него «плоть и кровь» (т.е. даже близкие по родству люди) имеют лишь такое значение, какое значения для них имеет исполнение воли Божьей, «Отца Его». Кроме того, указывая на сидящих вокруг Него учеников, успокаивает Своих близких, показывая, что Его могут защитить и Его ученики. Однако и тут еще раз неявно указывает на то, что все, что происходит с Ним, находится под пристальным вниманием Его Отца, и т.о. с Ним ничего не может произойти лишь по людской воле, какие бы хитрые планы они ни замышляли. Нам же еще и показывает, что Матерь Его с братьями и сестрами Его исполняют волю Его Отца, а значит, и Его волю.

О книге «Земная жизнь Пресвятой Богородицы»

О Пресвятой Богородице и в католической и в православной литературе есть книги «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». Видел ее название и в интернете. Написана она на основании преданий и высказываний Отцов Церкви, однако, много и «художественных приемов», есть также высказывания гипотетического характера (например, о том, что св. Иосиф имел от первого брака сыновей и дочерей, о которых и упоминается в св. Евангелиях, что, однако, не имеет достаточных оснований).

О святом Иосифе, обручнике Пресвятой Богородицы

Святой Иосиф, обручник Девы Марии, земной отец Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, глава Святого Семейства — скромный и кроткий труженик, исполнением воли Божьей превзошел всех, ибо Бог ему доверил заботу о земной жизни Своего Сына и Невесты Святого Духа, Пречистой Девы Марии. И он достойно исполнил волю Отца Небесного. Согласно восточным преданиям, умер в 102 года, когда Иисусу было 20 лет.

О царях Иродах и о смещении исчисления времени

Ирод Великий, при котором родился Иисус, и который, желая Его убить, умертвил всех детей до 2-летнего возраста в Вифлееме, умер, спустя несколько месяцев после рождения Господа (4 год до н.э, поэтому точная дата рождения Спасителя смещена относительно 1 года нашей эры на 4 года; я читал когда-то математическое доказательство этого факта, основанное на пророчествах и точных подсчетах лунных циклов). Скрывавшееся от его преследования Святое Семейство находилось в это время в Египте. После смерти Ирода, они вернулись в Назарет, в дом Иосифа, где и жили раньше, до рождения Спасителя.

Ирод, убивший Иоанна Крестителя, был современником Иисуса Христа.

О римском прокураторе Понтии Пилате

Римский прокуратор (губернатор) Понтий Пилат имел действительную власть, т.к. располагал войском. Боялся, однако, интриг местной знати, которые с помощью денег могли быть способны на многое. Согласно преданиям, был отправлен римским императором в ссылку за противоправное осуждение Иисуса Христа на смерть.

Смертельно заболевший император послал свою няню в Палестину к знаменитому целителю Иисусу, но она успела лишь встретить Его, влачащего Крест. Вытерев Его окровавленный лик своим белым платком, обнаружила потом на нем отпечаток Божественного лика Спасителя в терновом венце, который и привезла императору. Император был очень огорчен, что няня не имела возможности попросить Иисуса об исцелении его. Развернув платок и взглянув на изображение, он был так поражен, что поцеловал его. Тотчас исцеленный, он потребовал к себе Пилата для отчета и строго осудил его на изгнание, лишив его всех прав и полномочий. Такую историю сохранило для нас Предание.

О жизни святых апостолов Иисуса Христа

О жизни святых апостолов Иисуса Христа можно прочитать в Житиях Святых. К сожалению, до сих пор нет отдельной книги с их жизнеописаниями. Имеются сведения о них и в интернете, переписанные часто из Житий.

С любовью во Христе Иисусе, Господе нашем, НП

На страницу цикла