Этот цикл представляет собой переписку двух людей. Александр находился в духовном поиске. Он заметил исключительность христианской вести, но ему нужно время, чтобы принять её как истину, чтобы она по-настоящему стала основой его жизни. Николай Павлович практикующий католик, пришедший из православной традиции, с глубоким чувством христианского единства. С высоты прожитых лет и опыта в Церкви он отвечает на вопросы Александра о Христе, вере и Церкви.
7 декабря 2009 года
Господь даёт ответ сердцу
Добрый день, Николай Павлович!
Я читаю Евангелие от Луки с трепетом. Много интересных моментов, которых нет в других Евангелиях.
Немного не понял вот это:
57 Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобой, куда бы Ты ни пошел.
58 Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
59 А другому сказал: следуй за Мной. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить моего отца.
60 Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царство Божье.
61 Еще другой сказал: я пойду за Тобой, Господи! но прежде позволь мне проститься с моими домашними.
62 Но Иисус сказал ему: никто, возложивший свою руку на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Божьего.
Почему Христос так жестко отвечает? Я так понимаю, Он дает конкретные рецепты в конкретной ситуации? Мол, если ты пойдешь, то никогда не вернешься ко Мне, твоя родня языческая тебя разубедит. И что значит последняя фраза, про плуг и неблагонадежие? Вроде Господь милосерден и понимает, что у людей разные обстоятельства бывают…
И ещё момент:
5 И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,
6 ибо мой друг зашел ко мне с дороги, и мне нечего предложить ему;
7 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и мои дети со мной на постели; не могу встать и дать тебе.
8 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
9 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
В других Евангелиях не было этой притчи про друга, занимающего три хлеба. Я немного не понял смысл притчи. Вроде Бог всегда с нами, а не «спит на постели с детьми», не желая отворить.
Представляете, при чтении мне стало жалко… Иуду Искариота! Да, он предал Христа. Но он же раскаялся, но было поздно. В одном из Евангелий он пошёл к первосвященникам и сказал, что предал безвинного, но они сказали: «Что нам до того?» Он бросил деньги и повесился.
Будет ли он прощён? Или «лучше тому человеку не родиться»? Все-таки Господь милосерден и к злым, а тут на лицо явное заблуждение – поддался человек злу на время… Ходили даже сплетни, что Иуда чуть ли не по заданию Христа это сделал – чтобы Иисус исполнил предсказанное о Нём.
С любовью во Христе,
Саша
* * *
9 декабря 2009 года
Иисусу Христу негде преклонить голову
Дорогой Саша, ты цитируешь:
58 Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
Речь Господа глубоко символична. Надо об этом всегда помнить: ответ Его отвечает не только на данный момент и на данную ситуацию, но и на все времена, и на разные ситуации.
Господь отвечает обычно не на внешний вопрос человека, а на его сердечные намерения, ибо «Бог смотрит не лицо человека, а на его сердце».
В данном случае, по-видимому, Иисус и отвечает на тайные желания этого ученика, а также деликатно указывает ему на то, что в душе его Господу еще не на что опереться. Не готов еще этот ученик терпеть ради Него.
«Лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда», — в сердце твоем ты позволил устроить себе жилища злым духам: хитрости, льсти, лукавства, — («норы лисицам») и тщеславия, — («гнезда птицам небесным»). Они склоняют твою волю отвращаться от внушений Святого Духа, Которому только и возможно приготовить Мне место в твоей душе через покаяние и принятие Меня, как своего личного Спасителя, Господа, Царя и Бога. А потому в сердце твоем ты сам не даешь Мне, «где приклонить голову».
«Приклонить голову», — «главою Христа есть Бог, Отец Небесный» (апостол Павел), следовательно, «приклонить голову» значит исполнять волю Отца, т. е. жить согласно слову Господа Иисуса Христа, ибо «любящий Меня слово Мое соблюдет».
Господа Иисуса Христа возможно принять, лишь покаявшись пред Ним в грехах своих (очистив свое сердце от грехов, исповедовав свои грехи пред Господом Иисусом Христом, и прося Его о прощении) и приняв Его как своего личного Спасителя, Господа, Царя и Бога.
Ну, а далее: если хочешь спастись, заповеди Божьи соблюди, а если хочешь быть совершенным, отдай Ему полностью свою волю: «продай имение свое и раздай нищим, и возьми свой крест и следуй за Мной».
Невозможно творить волю Божию, не отрекшись собственной воли: «нельзя служить Богу и маммоне».
Предоставь мертвым хоронить своих мертвецов
59 А другому сказал: следуй за Мной. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить моего отца.
60 Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царство Божье.
Господь и тут показывает, что Ему открыты сердца человеческие. Иными словами, если ты ожил через веру в Меня, то не беспокойся о погребении тела твоего отца, «ибо у Меня, Бога, все (любящие Меня и те, кого они любят) живы».
«Погребать мертвеца», как открыл то многим Дух Святой, значит исповедовать перед Господом свой грех, получая у Него прощение.
Следовательно, не бойся, исполняя волю Мою, согрешить неисполнением мертвого правила: «иди, благовествуй Царство Божье», «ибо воля Божья есть освящение ваше».
Что значит: не озираться назад?
61 Еще другой сказал: я пойду за Тобой, Господи! но прежде позволь мне проститься с моими домашними.
62 Но Иисус сказал ему: никто, возложивший свою руку на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Божьего.
Речь Господа и тут иносказательная.
«Озираться назад» значит жить своими прежними представлениями, а представления неверующего в Иисуса Христа человека опираются на исполнение своей воли, а не воли Божьей, «благой и совершенной».
«Дом» человека – это его душа. «Домашние» — это те помыслы и намерения, жившие у него раньше, если с «ними надо проститься», а следовательно, входить в диалог с таковыми не следует, ибо они не от Бога. Примеры: Ева, начавшая диалог с дьяволом, была поругана им; жена Лота, оглянувшись на горящие Содом и Гоморру, превратилась в соляной столп.
Еще одна вещь. Не думаешь же ты, что милосердный, значит всепозволяющий? А, если малышу пальчик захочеться сунуть в пышащий паром носик чайника? А, если ему захочется прыгнуть с высоты, подражая полету птиц?
Притча Спасителя о просителе трех хлебов у друга своего
Речь идет о неотступности прошения. Просить следует неотступно и без сомнения, что тебе будет отказано, даже, если услышишь отказ об этом. Не сомневайся. Бог не может не дать тебе Своего Хлеба, т.е. услышать и уразуметь слово Свое и соединиться с Сыном Своим, Иисусом Христом.
«Пришедший друг» — это Иисус Христос, стучащийся в сердце каждого человека голосом совести и порывов добрых намерений. Человек принял Его в «дом» свой (свою душу), хоть и поздно уже было (в старости), но обнаружил, что у него нечего предложить Ему. Человек просит Отца Небесного ради этого друга (ради Иисуса Христа, а только так и следует просить Отца Небесного) «дать ему взаймы три хлеба» («взаймы», ибо человек, взявший «талант у Бога», возвращает Ему его с прибылью, умножив его через деление им с другими людьми; «три хлеба», как и «закваска на три меры муки» означают Божественную благодать Святого Духа, от которой насыщаются (освящаются) и тело, и душа, и дух человека; Благодать, живущую в «хлебе, который даст Отец». «Хлеб» этот также символизирует Иисуса Христа, Который есть «Хлеб Живой, сошедший с Небес», а также «слово, исходящее из уст Божьих» и Его Таинства, дарованные Им Своей Церкви.
Итак, Благодать Святого Духа дается изучением Слова Божия и через Его Святые Таинства (их семь в Церкви: Крещение, Миропомазание, Исповедь (Покаяние), Священство, Евхаристия, Брак, Елеопомазание).
«Дети мои со мной на постели».
«Лежать на постели» значит пребывать в скорби. «С детьми моими» значит Отец вместе со Своими Ангелами и святыми пребывает в скорби об этом человеке, ибо тот совсем забыл о Боге и о любви к Нему («у него ничего дома нет для пришедшего друга», т.е. для Иисуса: никакого доброго дела).
Неотступность прошения, вызванная доверием человека, ибо он обращается неотступно к своему другу-соседу, действует безотказно: он встает (перестает скорбеть) и дает ему просимое. Думаю даже, что дает, как и всегда, гораздо больше, чем просил и надеялся получить проситель.
О грехе Иуды
Лучше всего повествует об этом Евангелие. Если Самая Любовь и Истина, Иисус Христос, говорит, что Иуда предал Его из-за денег, предал цинично – через поцелуй, после того, как Он умолял его не делать этого под разными деликатными предлогами; и вот, Господь Иисус называет его «сыном погибели», то неужели существует среди творений Божьих кто-либо, кто мог бы любить Иуду сильнее Иисуса Христа? Не думаю. Кто жалел Иуду более Иисуса? Так неужели кто-либо из людей может сравниться жалостью с Богом?
А Господь называет его «сыном погибели».
Жалость – естественное чувство человека, дарованное ему Господом. Жалость часто подталкивает человека к помощи тому, кто нуждается в помощи.
Раскаялся Иуда в том, что «предал кровь невинную», бросил даже взятые деньги под ноги священникам, признал справедливость, однако, не покаялся пред Господом, не признал милости, пошел и удавился, не захотел ее.
А стоило ему, как Петру, хоть бы заплакать о содеянном, и Господь бы уже простил. Бедный, бедный, бедный Иисус! Ведь Он и за Иуду пролил Кровь Свою, хоть и знал, что тот ушел и не вернется, потому что не хочет быть с Ним, потому что добровольно выбрал навсегда ад.
О милосердный Иисус! Обрати к Себе всех детей Твоих, блуждающих во тьме, лишенных разумения и пребывающих во власти сатаны. Аминь.
Привет Ю. и деткам К. и О.
С любовью о Господе, НПК
Изображение: pravme.ru