Катехизис об «Отче наш»: 8. Да святится имя Твоё

5 декабря 2018 года в рамках Общих аудиенций Папа Франциск начал цикл катехетических наставлений о молитве «Отче наш». Этой молитве, которую знает каждый христианин, нас научил Сам Иисус Христос. И размышления Папы призваны помочь нам повторять её не автоматически, но заново открыть её фундаментальное значение для нашей собственной жизни.


Перед выступлением Папы Франциска прочитан отрывок из книги Иезекииля 36,23.

Дорогие братья и сёстры, добрый день!

В нашем следовании по пути открытий молитвы «Отче наш» мы сегодня углубимся в первое из семи её прошений: «да святится имя Твоё».

Прошений в «Отче наш» семь, и их легко разделить на две подгруппы. Первые три сфокусированы на «Ты», Боге Отце, другие четыре — на «мы» и наших человеческих потребностях. В первой части Иисус вводит нас в Свои желания, обращённые к Отцу: «да святится имя Твое, да придет Царствие Твоё, да будет воля Твоя». Во второй Он становится переводчиком наших потребностей: хлеб на каждый день, прощение грехов, помощь при искушениях и освобождение от зла.

Такова матрица каждой христианской молитвы (можно сказать, каждой человеческой молитвы), которая всегда состоит, с одной стороны, из созерцания Господа, Его тайны, Его красоты и благости, а, с другой стороны, несёт искреннюю и смелую просьбу о том, что нужно для жизни, для хорошей жизни. Так, по своей простоте и сущности «Отче наш» учит молящегося не умножать пустословие, ибо, как сам Иисус сказал, «знает Отец ваш, в чем вы имеет нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф 6,8).

Когда мы говорим с Господом, мы не делаем это ради того, чтобы открыть Ему то, что у нас на сердце: Он знает об этом намного лучше нас! Если Господь — это тайна для нас, то мы наоборот не являемся загадкой пред Его очами (см Пс 139,1-4). Бог подобен тем матерям, которым достаточно одного взгляда, чтобы всё понять о детях: довольны ли они или грустят, искренни или что-то утаивают…

Первым шагом христианской молитвы, следовательно, является предание себя Господу, Его попечению. Это как сказать: «Господи, Ты ведаешь всё, нет никакой необходимости, чтобы я рассказывал Тебе о своих тяготах. Прошу только Тебя, чтобы Ты был рядом со мной: Ты моя надежда». Интересно отметить, что Иисус в Его Нагорной проповеди, сразу после того, как сообщил текст «Отче наш», призывает не беспокоиться и не хлопотать о всяких вещах. Кажется, что в этом есть некое противоречие: сначала Он говорит о том, что следует просить хлеб на каждый день, а потом: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? Или что пить? Или во что одеться?» (Мф 6,31). Но это противоречиво только на первый взгляд: просьбы христианина выражают доверие Отцу, и именно эта вера побуждает нас просить о том, в чем мы нуждаемся, без тревоги и беспокойства.

И именно поэтому мы молимся, говоря: «Да святится имя Твоё». В этой просьбе, первой – «Да святится имя Твоё» — слышится всё восхищение Иисуса красотой и величием Отца и Его желание, чтобы все Его признавали и любили таким, каким Он истинно является. В то же время мы молимся о том, чтобы Его имя святилось в нас, нашей семье, нашей общине, во всём мире. Именно Бог освящает, преображает своей любовью, но в то же время и мы в нашем свидетельстве являем святость Божью в мире, являя Его имя здесь. Бог свят, но если мы, если наша жизнь не святы, получается большое несоответствие! Святость Бога должна отражаться в наших деяниях, нашей жизни. «Я христианин, Бог свят, но я делаю столько плохих вещей». Нет, так не надо. Это ещё хуже, это шокирует и не помогает.

Святость Бога — это распространяющаяся сила, и мы молимся, чтобы разбились вдребезги препятствия нашего мира. В своих первых пророчествах Иисус говорит, что первое, что заплатит за последствия, будет именно зло, поразившее мир. Духи зла ругаются: «Что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» (Мк 1,24). Никогда прежде никто не видел такой святости: не замкнутой на себе, а простирающейся вовне. Святость Иисуса распространяется концентрическими кругами, подобно камню, брошенному в пруд. Дни зла сочтены, зло не вечно, зло не может больше вредить. Пришел человек сильный, который вернет себе свой дом (см Мк 3,23-27). И этот сильный человек – Иисус, который дает и нам силы, чтобы мы вернули себе свой внутренний дом.

Молитва изгоняет любой страх. Отец нас любит, Сын поднимает руки рядом с нашими, Дух в тайне действует, чтобы искупить мир. А мы? Мы не колеблемся в неуверенности. Мы твёрдо уверены: Бог любит меня, Иисус отдал жизнь за меня! Дух внутри меня! И это однозначно и ясно! А зло? Боится! И это прекрасно. Спасибо.

Источник (ит.): vatican.va

Перевод подготовлен и предоставлен для публикации Радио Мария Беларусь