5 декабря 2018 года в рамках Общих аудиенций Папа Франциск начал цикл катехетических наставлений о молитве «Отче наш». Этой молитве, которую знает каждый христианин, нас научил Сам Иисус Христос. И размышления Папы призваны помочь нам повторять её не автоматически, но заново открыть её фундаментальное значение для нашей собственной жизни.
Перед выступлением Папы Франциска прочитан отрывок из Первого послания апостола Павла к Тимофею 2:1-4.
Дорогие братья и сёстры, доброе утро!
Продолжая катехизис о молитве Господней, сегодня мы остановимся на третьем воззвании: «да будет воля Твоя». Его следует читать вместе с первыми двумя: «Да святится имя Твоё» и «Да приидет Царствие Твоё», чтобы они вместе образовали триптих: «Да святится имя Твоё, да приидет Царствие Твоё, да будет воля Твоя». Сегодня мы поговорим о третьем.
Заботе человека о мире предшествует неутомимая забота Бога о человеке и о мире. Всё Евангелие выражает этот переворот перспективы. Грешник Закхей взбирается на дерево, потому что хочет увидеть Иисуса, но он не знает, что Бог искал его намного раньше. Когда Иисус приходит, Он говорит ему: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». И в конце Он заявляет: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19:5-10). Вот Божья воля, о свершении которой мы молимся. Какова воля Бога, воплощенная в Иисусе? Найти и спасти тех, кто потерян. И в молитве мы просим, чтобы Божье стремление было успешным, чтобы Его универсальный план спасения мог быть выполнен, сначала в каждом из нас, а затем во всем мире. Задумывались ли вы о том, что это значит, что Бог ищет меня? Каждый из нас может сказать: «Но ищет ли меня Бог?» — «Да! Он ищет тебя! Он ищет меня». Он ищет каждого из нас лично. Бог велик! Сколько любви стоит за всем этим!
Бог не двусмыслен. Он никогда не прячется за загадками. Он не планировал будущее мира непостижимым образом. Нет, Он ясен. Если мы не понимаем этого, мы также рискуем не понять значение третьего воззвания молитвы «Отче наш». Действительно, Библия полна выражений, которые говорят нам о благой Божьей воле к миру. А в Катехизисе Католической Церкви мы находим целый ряд цитат, свидетельствующих об этой верной и терпеливой божественной воле (2821-2827). И в своем Первом послании к Тимофею апостол Павел пишет: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (2:4). Это, без тени сомнения, воля Бога — спасение человека, человечества, каждого из нас. Бог стучит в дверь нашего сердца Своей любовью. Зачем? Чтобы привлечь нас, привлечь нас к себе и вести вперед по пути спасения. Бог близок к каждому из нас, со Своей любовью, чтобы привести нас за руку к спасению. Как много любви за этим стоит!
Поэтому, прося «да будет воля Твоя», мы не призваны покорно склонить голову, как если бы мы были рабами. Нет! Бог хочет, чтобы мы были свободны; Его любовь освобождает нас. Действительно, «Отче наш» — это молитва детей, а не рабов; но детей, которые знают сердце своего отца и уверены в его благом плане. Горе нам, если, произнося эти слова, мы пожимаем плечами в знак покорности судьбе, которую находим отталкивающей и которую мы не можем изменить. Напротив, это молитва, наполненная горячим доверием Богу, который желает нам добра, жизни и спасения. Смелая, даже воинственная молитва, потому что в мире много, слишком много вещей, которые не соответствуют плану Бога. Мы все их знаем. Перефразируя пророка Исаию, мы могли бы сказать: «Отче, здесь идет война, злоупотребление властью, эксплуатация; но мы знаем, что Ты хочешь нашего блага. Ты желаешь нам добра, поэтому мы умоляем Тебя: да будет воля Твоя! Господи, переверни планы мира, преврати мечи в орала и копья — в серпы, чтобы больше никто не учился воевать»(по 2:4). Бог хочет мира.
«Отче наш» — это молитва, которая зажигает в нас ту же любовь, что и любовь Иисуса к воле Отца, пламя, которое побуждает нас преобразовывать мир любовью. Христианин не верит в неизбежный «фатум». В христианской вере нет ничего незапланированного. Скорее, есть спасение, ожидающее, чтобы проявиться в жизни каждого человека и быть исполненным в вечности. Когда мы молимся, мы верим, что Бог может и хочет изменить реальность, победив зло добром. Имеет смысл повиноваться Богу и доверяться Ему даже в час самого тяжелого испытания.
Так было и для Иисуса в Гефсиманском саду, когда Он страдал и молился: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк 22:42). Иисус сокрушен злом мира. Однако Он доверчиво сдается океану любви воли Отца. Мученики тоже не искали смерти в своих испытаниях. Они искали того, что «после смерти» — воскресения. Из любви Бог может побудить нас идти трудными путями, терпеть раны и болезненные шипы, но Он никогда не оставит нас. Он всегда будет с нами, рядом с нами, внутри нас. Для верующего это больше, чем надежда, это определенность: Бог со мной. То же самое, что мы находим в притче Евангелия от Луки о необходимости всегда молиться. Иисус говорит: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» (18:7-8). Таков Господь. Вот как Он любит нас. Вот как Он заботится о нас. А сейчас я хотел бы пригласить вас помолиться «Отче наш» всем вместе. Давайте помолимся вместе:
Отче наш…
Источник (англ.): w2.vatican.va
Перевод: рускатолик.рф