Простой фильм о жизни простого петербургского врача Сергея Маслова. Ему лет сорок, живёт он в коммуналке, работает анестезиологом в больнице, женат, имеет дочь, старенькую иномарку и любовницу. Понемногу вымогает у пациентов взятки, расслабляется водочкой в местном баре «На дне».
Пошла у него полоса невезения: отобрали права, дочь убежала из дома с каким-то парнем, и, вдобавок, жена объявляет о своей беременности. Как растить ещё одного ребёнка в коммуналке? Но жена отказывается делать аборт.
Поиски дополнительного заработка приводят Сергея Маслова (Сергей Пускепалис) к знаменитому когда-то артисту Владимиру Журавлеву (Леонид Броневой), которому необходимо ежедневно колоть обезболивающее. Старый актёр смертельно болен и страшно одинок: «я пытался прожить так, чтобы мне никто был не нужен. Сейчас я сам никому не нужен». Узнав о неразрешимых проблемах Сергея, Журавлёв просит доктора усыпить его навеки, а за услугу обещает картину Репина их своей коллекции. Денег, вырученных за картину, Сергею с лихвой хватит на приобретение квартиры. А что, если завладеть ценным живописным полотном, не убивая старика? И Сергей Маслов приступает к исполнению своего хитроумного плана…
Не думаю, чтобы талантливый режиссёр Алексей Попогребский изучал работы Иоанна Павла II, но его правдивый рассказ о «простых вещах» современной жизни заставляет вспомнить слова Папы, охарактеризовавшего современную западную цивилизацию как «цивилизацию смерти», символом которой являются аборты – убийство неродившихся детей. В энциклике «Доминум эт вивификантем» говорится, что «материализм во всех его толкованиях означает восприятие смерти как окончательного предела человеческого существования», а человеческая жизнь тем самым превращается в «существование для смерти». Доктор, по своему долгу призванный защищать жизнь, склоняет жену к убийству нерождённого человека. Старый артист, измученный физическим страданием и одиночеством, не видит смысла в существовании. И для атеистического общества нет ничего необычного в таком отношении к жизни.
В своей речи у Бранденбургских ворот в Берлине 24 июня 1996 года Иоанн Павел II сказал, что с падением коммунизма в мире не закончилась борьба за религию и свободу. Мужественным завершением своей жизни Папа сам возвысил достоинство и ценность старости и смерти человека.
Фильм, получивший Гран-при Кинотавра, по стилю напоминает лучшие ленты «Ленфильма». И оператор Павел Костомаров (многие сцены сняты камерой «с плеча» и крупными планами), и великолепный Леонид Броневой, заслуживший специальный диплом Кинотавра за роль второго плана, не дадут вам заскучать.
Евгений Мартынович