Пятидесятница – это торжество восстановленного единства, и одновременно – торжество многообразия даров.
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. … И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:1, 4).
Иисус обещал Своим Апостолам: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин 14:26). Первые христиане на собственном опыте пережили исполнение этого обещания, когда Дух Господень сошёл на них, как ветер, огонь и голос (Деян 2:1-4). Но мы должны помнить, что начавшееся в день первой Пятидесятницы продолжается и в наши дни: хотя Дух не всегда приходит с такими великими знаками и чудесами, как Он пришёл к Марии и Апостолам, Он всегда присутствует и действует в каждом верующем сердце и в жизни Церкви.
Много столетий назад отец-пустынник, известный сейчас как «Псевдо-Макарий» писал:
«Сердце направляет все члены тела и управляет ими. А когда благодать пасёт сердце, оно властвует над всеми членами и мыслями. Ибо там – в сердце, пребывает разум, а также все мысли души и все её надежды. Вот как благодать проникает во все части тела».
Псевдо-Макарий понял, что сердце человека – это то место, где дух человека существует вместе с Божьим Духом. Разум, инструмент рационального мышления, становится совершенным, когда, обитая в сердце, он просветляется «всеми мыслями души и всеми её надеждами». Хотя наш разум – это важная составляющая того, кем мы являемся, лучше всего мы становимся, когда наш разум и наше сердце движутся в согласии друг с другом.
Это единство разума и сердца, соединяющее людей узами веры и любви, составляет сердцевину празднования Пятидесятницы.
Хотя этот аспект часто упускают из виду, великим даром Пятидесятницы было восстановление утраченного единства. В день Пятидесятницы каждый верующий заговорил на языке, который каждый присутствующий воспринимал как свой собственный (Деян 2:5-8), и это обратило вспять ту путаницу и разобщённость, которые начались с Вавилонской башни (ср. Быт 11:1-9).
В этом мощном знамении Дух воспользовался нашими человеческими способностями, предсказав будущее, когда всё человечество будет в один голос воспевать Богу славу. И мы знаем, что Тот же Дух, Который нас соединяет, обогащает нас разнообразием даров. Это разнообразие является фундаментальным условием жизни и здоровья Церкви. Если мы попадём в ловушку, приравняв единство к разнообразию, то ограничим работу Духа.
Апостол Павел напоминает нам, что «дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу» (1 Кор 12:4-7).
Пятидесятница – это празднование возможностей, и для отдельных верующих, и для Церкви в целом. Пятидесятница первых христиан была свидетельством мощи Святого Духа для поколений будущего.
Это будущее проживается каждым из нас в неприметных движениях нашей жизни, когда мы позволяем Духу вести нас. Открываясь Духу – и индивидуально, и в общине, мы можем праздновать благословенное разнообразие, основанное на полученных от Него дарах и на нашем призвании, и можем жить в единстве, не боясь вопросов, сомнений, вызовов и возможностей. Когда Дух выводит нас за пределы нас самих, Он делает это ради других. Св. Павел напоминает нам, что не все будут говорить на языках, но каждый человек с его уникальным даром важен для Церкви.
Каждый верующий и все вместе, как Церковь в целом, мы должны стремиться исцелить те раны, которые заставляют страдать тело человечества и Тело Христово. Страх, дискриминация, война, неуважение к жизни, эксплуатация и ещё многие силы зла отрывают людей от общины и ввергают в одиночество и изоляцию.
Если дар Пятидесятницы, который мы получили, предназначен для общего блага, тогда наша миссия – делиться этим даром и раздавать себя, питая других, привлекая их к единству Духа и Церкви, и открывать себя действию Духа в разнообразии даров других людей и их жизни.
Каким образом разнообразие даров и взглядов внутри Церкви вдохновляет вашу веру?
Какие дары Святой Дух дал вам, чтобы вы участвовали в строительстве Церкви?
Когда вы обретали благословение через служение другим? Когда доброта других помогала вам чувствовать себя не таким одиноким и изолированным?
Мудрое слово: “Не ораторское искусство, не пламенный энтузиазм, смогли пробудить для Христа те тысячи людей, которые тогда уверовали, или породить жизненное единство ранней Церкви. Святой Дух не на говорящих сошёл так, что они смогли проповедовать или говорить речи непросвещённой толпе. Вместо этого огненные языки Духа проложили себе путь в сердца слушателей и воспламенили толпы единым опытом переживания одного Духа и одного Христа», — Эберхард Арнольд, «Внутренняя страна: путеводитель в сердце Евангелия».
Бр. Силас Хендерсон, SDS
Источник (англ.): Aleteia
Перевод: Наталья Проскурина
Фото: www.thegospelcoalition.org