Катехизис об «Отче наш»: 15. Но избавь нас от лукавого

5 декабря 2018 года в рамках Общих аудиенций Папа Франциск начал цикл катехетических наставлений о молитве «Отче наш». Этой молитве, которую знает каждый христианин, нас научил Сам Иисус Христос. И размышления Папы призваны помочь нам повторять её не автоматически, но заново открыть её фундаментальное значение для нашей собственной жизни.


Перед выступлением Папы Франциска прочитан отрывок из Первого Послания Апостола Петра 5:6.8-9.

Доброе утро, дорогие братья и сёстры!

Мы, наконец, добрались до последнего, седьмого, прошения молитвы «Отче наш»: «но избавь нас от лукавого» (Мф 6:13b).

В этом прошении молящийся не только просит не оставлять его в моменты искушений, но и умоляет об избавлении от злого. Глагол, использованный в греческом оригинале, – это очень сильное слово, которое обозначает присутствие злого, который стремится схватить и укусить нас (ср. 1 Пет 5:8) и от которого мы просим Бога нас избавить. Апостол Пётр тоже говорит, что лукавый, дьявол рыщет вокруг, как рычащий лев, чтобы пожрать нас, и мы просим Бога уберечь нас от него.

В этой двойной мольбе: «не оставляй нас» и «избавь нас» проявляется характерная особенность христианской молитвы. Иисус учит Своих друзей превыше всего ставить обращение к Отцу, особенно в те моменты, когда мы чувствуем угрожающее присутствие лукавого. Конечно, христианская молитва не закрывает глаза на реалии жизни. Это сыновняя, но не ребяческая молитва. Она не «ослеплена» отцовством Бога настолько, чтобы забыть о том, что жизненный путь человека полон трудностей. Если бы у «Отче наш» не было этих последних прошений, то как бы могли молиться грешники, преследуемые, отчаявшиеся, умирающие? Последнее прошение «Отче наш» – это именно то прошение, с которым мы обращаемся, дойдя до края, до предела.

Присутствие зла в нашей жизни неопровержимо. Исторические книги – это мрачный перечень того, насколько опасным приключением может быть наше существование в этом мире. Таинственное зло, которое однозначно не является делом Бога, но которое тихой сапой закрадывается на страницы истории: тихо, исподтишка, как змея, впрыскивающая свой яд. В некоторые моменты кажется, что именно зло и преобладает: иногда его присутствие кажется более очевидным, чем Божье милосердие.

Молящиеся не слепы, они могут ясно видеть то зло, которое громоздится перед их глазами и так очевидно противоречит Божьему милосердию. Они чувствуют его в природе, в истории, даже в своём собственном сердце. Потому что среди нас нет ни одного, кто мог бы сказать, что он свободен от зла или, что оно его, наконец-то, не соблазняет. Мы все знаем, что такое зло; мы все знаем, что такое соблазн; мы все испытываем какие-то искушения в собственной плоти. Но есть и искуситель, который убеждает нас, подталкивает нас ко злу, говоря: «Делай это, думай об этом, иди по этому пути».

Последнее восклицание молитвы «Отче наш» направлено против того зла «широкого спектра действия», под которое подпадает самый разнообразный опыт: человеческие скорби, безвинное страдание, рабство, эксплуатация других, слёзы невинных детей… Всё это возмущает человеческое сердце и обретает голос в последних словах молитвы Господней.

Наиболее поразительным резонансом некоторые выражения «Отче наш» отзываются в описании Страстей Господних. Иисус говорит: «Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк 14:36). Иисус во всей полноте познал, что значит быть поражённым злом. Не просто смерть, но смерть на кресте. Не просто одиночество, но полная отверженность и унижение. Не просто злая воля, но жестокость и ярость, направленные против Него. Вот, что такое человек: существо, предназначенное для жизни, мечтающее о любви и доброте, но постоянно подвергающее себя и других действию зла в такой степени, что у нас может возникнуть искушение в отчаянии махнуть на человечество рукой.

Дорогие братья и сёстры, молитва «Отче наш» подобна симфонии, которая стремится обрести своё завершение в каждом из нас. Христианин знает, с какой силой зло порабощает, и в то же время он на собсвенном опыте переживает, что Иисус, Который никогда не поддавался соблазну врага, стоит на нашей стороне и подаёт нам Свою помощь.

Так что молитва Господня составляет самое ценное наше наследие: присутствие Сына Божьего, Который избавил нас от лукавого, сражаясь, чтобы преодолеть зло. В час последней битвы Он приказал Петру убрать меч в ножны; Он обещал рай разбойнику; для всех, кто был там и не осознавал, какая совершается трагедия, Он нашёл слова мира: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23:34).

От прощения, данного Иисусом на кресте, исходит мир; настоящий мир приходит с креста. Это дар Воскресшего, дар Иисуса нам. Только подумайте, что первым приветствием Воскресшего Иисуса были слова «Мир вам!»: мир в ваших душах, в ваших сердцах, в вашей жизни. Господь даёт мир; Он даёт прощение, но мы должны просить: «избавь нас от лукавого, избавь нас от зла», чтобы злу не поддаться. Это наша надежда, это сила, данная нам Воскресшим, Который пребывает среди нас: Он здесь. Он здесь с той самой силой, которую Он даёт нам, чтобы мы могли идти вперёд, и Он обещает избавить нас от зла.

Источник (англ.): w2.vatican.va

Перевод: Наталья Проскурина