Святой Антоний с улицы Истикляль

Я тщательно готовлюсь ко всем заграничным поездкам, особенно к тем, которые попадают в категорию «отдых». Не люблю приезжать в незнакомые города и страны неподготовленной и тратить время на поиск информации, «куда пойти» и «как добраться». Но именно поездка в Стамбул нарушила привычное течение моих путешествий: я не знала, как добраться из аэропорта, не знала, как работает транспорт, как далеко будет до исторического центра, где сгруппировались все известные достопримечательности. Я знала, что хочу увидеть в Стамбуле два места: собор Святой Софии и церковь Св. Антония Падуанского.

С собором Св. Софии все понятно. Быть в Стамбуле и не увидеть его – это как побывать в Париже и не зайти в Нотр-Дам. Собор Св. Софии (здесь его называют Айя-София) вот уже много лет является музеем. Под его сводами запечатлены застывшие в вечности следы христианской и мусульманской культуры. «И мудрое сферическое зданье/ Народы и века переживет» — вспоминаются строки из одноименного стихотворения Мандельштама.

Подумать только, как много довелось испытать величественной Айя-Софии. Храм этот, который давно не используется для богослужений, принимает каждый день толпы людей разного вероисповедания: для каждого он имеет свое значение.

А вот церковь Св. Антония в туристических брошюрах не найдешь: это менее известное место паломничества. Оно и понятно: во всей Турции насчитывается около 0.6% христиан. Католических церквей в Стамбуле несколько, а Церковь Св. Антония, возведенная в ранг малой базилики, — это самый большой католический храм в городе.

Отправляясь на поиски этого храма (найти его, кстати, оказалось не так сложно), я и не знала, чего ожидать.

Меня встречала длинная, пешеходная улица Истикляль, которая напоминает Арбат. По дороге вспоминаю, что это вторая по счету церковь Св. Антония в Стамбуле. Здание первой, располагавшейся в совершенно другом районе, забрали для иных нужд, а францисканцам отдали это здание на Истикляль. Я глазею по сторонам и наслаждаюсь колоритом улицы, но так можно и не заметить высокое здание католического храма.

Фото: istanbultourstudio.com

Обособленный от шума окружающей улицы внутренний дворик стал прибежищем для церкви Св. Антония. Церковь, следуя моде начала 20 века, была построена в неоготическом стиле. Но меня встречают закрытые строительными лесами, устремляющиеся в небо стены. Не расстраиваюсь. Знаю, что под ними порталы, украшенные мозаиками с библейским сюжетом. Даже рада, что собор скоро станет еще красивее.

Справа от входа стоит статуя Св. Иоанна XXIII. Будущий Папа Иоанн XXIII служил в этом приходе на протяжении 10 лет, тут его даже называют «Турецкий Папа».

Фото: lense.mycharminggirl.com

Замечаю справа еще один маленький дворик. Но это потом. Сейчас – в церковь.

С порога отмечаю, что свет внутри церкви, преломляющийся в витражах, становится синим. В последний раз такой синий видела в Мариацком костеле в Кракове, и ещё тогда поняла, что внутри каждой церкви свет ведёт себя по-разному. Справа от входа стоит святой Антоний с Младенцем на руках. Много разных статуй видела, но на этой лик святого Антония кажется таким молодым и по-детски счастливым… Кажется, он сейчас сойдет со своего возвышения и непринужденно, как будто между делом, спросит: «Как тебе здесь? Нравится?»

В центре за алтарем – статуя Пресвятой Богородицы, над ней парит Распятие, а дарохранительница с Пресвятыми Дарами, окружённая фигурками ангелов и не угасающими светильниками, расположилась в правом нефе. Рядом с ней – место для молитвы и поклонения. Оно немного отделено от туристов, чтобы создать умиротворенную атмосферу для молящихся.

Умиротворённость – это слово лучше всего подходит, чтобы описать атмосферу внутри храма. Зайти сюда из громко звучащей стамбульской улицы почти то же самое, что зайти с морозного воздуха в хорошо отапливаемый дом.

Фото: steemit.com

В левом нефе – несколько небольших статуй католических святых из Ордена францисканцев. Рядом с бюстом Св. Максимилиана Марии Кольбе читаю надпись на итальянском: «Ненависть разрушает, любовь созидает». Боюсь подумать, как много эта надпись значит именно для этой страны, для ее истории.

Выхожу из церкви. Справа от меня оказывается ещё один внутренний дворик, где перед статуей Божьей Матери можно зажечь свечи. И кажется, с этой статуей любят фотографироваться туристы.

Еще раз осматриваю храм. В своем «Дневнике» Св. Фаустина Ковальская писала, что не только у каждого человека есть свой ангел-хранитель, ангел-хранитель есть еще и у каждого храма. Вот почему в церкви никогда не чувствуешь себя одиноко, там всегда присутствует Господь в Пресвятых Дарах и ангел-хранитель этого места. И в этом храме совсем не одиноко.

Дарья Жуковская

Фото обложки: www.weloveist.com