Воскресенье Gaudete

В литургическом календаре Католической Церкви третье воскресенье Адвента называется Gaudete, что значит «Радуйтесь». О том, что означает эта радость, какого Пришествия мы ждём, и как к этому Пришествию лучше подготовиться, рассказывает Анна Гольдина.

Gaudete – радуйтесь! В этом слове нет любезного приглашения: «было неплохо, если бы вы все-таки улыбнулись». Gaudete – императив множественного числа. В этом слове заключен призыв радоваться. Не смеяться, не устраивать бурных празднеств с фейерверками, не садиться за обильный и красиво накрытый стол. В послании к филиппийцам (Флп 4,4-5), слова которого звучат в литургический год С и которые становятся рефреном третьего воскресенья Адвента, говорится: «Радуйтесь всегда, ведь вы живете в единении с Господом! И снова говорю: радуйтесь! Пусть все видят вашу кротость. Господь уже близко!» (Gaudete in Domino semper: iterum dico, gaudete. Modestia vestra nota sit omnibus hominibus: Dominus enim prope est). В этих строках мы слышим, что есть сразу три причины для радости. Мы живем с Богом, т.е. наша радость – это особое состояние, основанное на единении с Ним, на нашей принадлежности Ему. Вторым основанием для радости является наша кротость. Верные названы кроткими. Здесь было использовано слово πράους. Оно очень многогранно. С одной стороны, речь идет о незлобивом, спокойном человеке, редко впадающем в гнев. С другой стороны, этим словом обозначали, например, усмиренного жеребца. Речь идет о внутренней силе, ярком, но сдерживающем себя темпераменте. Кроткие наследуют землю (Мф 5,5), говорит нам Господь (Οι Πράοι θα Κληρονομήσουν τη Γη). Это о тех, кто сумел отпустить ситуацию и предоставил действовать Богу. Для кого Бог – Царь, которому они принадлежат и который действует в их жизни. Еще бы им не радоваться! И, наконец, третий, самый главный, повод для радости – это близость Господа. Он уже у двери. Он вот-вот придет. И начнется Его Царство, которому не будет конца.

Adventus – пришествие. От этого слова и произошло название периода перед Рождеством. В первые века распространения христианства такого праздника в церковном календаре еще не было. Готовились к Богоявлению. И это во многом напоминало Великий пост. Все дело в том, что в Богоявление, как и на Пасху, происходило крещение неофитов. Только здесь при подготовке большее внимание уделялось не воскресению, а второму, скорому, Пришествию. Так и сложилось название этого периода – скорый приход. Слово было позаимствовано из римского лексикона. Так называли торжественный въезд императора в Рим. Выбор этого слова подчеркивает, что Господь не просто приходит на землю, но Он вступает в Свое Царство и Его подданные с радостью ожидают Его.

Urbs – город. Так с древнейших времен называют Рим. Именно отсюда пошла традиция празднования Рождества. В 275 г. римский император Аврелиан объявил день зимнего солнцестояния (тогда это было 25 декабря) всеобщим праздником бога солнца, Митры. Deis Natalis Solis Invicti – День рождения непобедимого солнца. Ведь именно с этого дня светлое время начинает увеличиваться, поэтому многие языческие народы воспринимали этот день как победу солнца над холодом и зимой. Римские христиане решили позаимствовать эту дату у язычников. Так они противопоставили Митре Христа, Солнце Правды. Мало того, получалось, что небесное светило, языческий бог, словно бы поклоняется истинному Светилу, Рождающемуся Младенцу. Так у св. Григория Нисского мы встречаем размышления на эту тему: «В этот день тьма начинает уменьшаться, и при возрастающем солнечном свете мера ночи сокращается. Не случайно, братия, и не само собою установлен такой порядок во время праздника, когда Христос является среди человеческой жизни, но сотворенный Богом мир через эти явления открывает внимательным людям свою тайну». В Риме Рождество стали праздновать уже со II-III века. Именно римская традиция внесла важный вклад в понимание этого праздника. Рождество – это не просто воспоминание события, произошедшего некогда в Палестине. Это событие, которое происходит сейчас. И смотрим мы на него с позиции сегодняшнего присутствия Бога в нашей жизни. Папа Лев I так говорил в своей рождественской проповеди: «Хотя десткость, которую Сын Божий при всей Славе не отринул от себя, уже, вследствие возрастания, созрела до полного бытия мужа; хотя уже свершилось победное шествие страстей и Воскресение, так что миновали все деяния уничижения, принятые ради нас, все же сегодняшнее торжество обновляет для нас священные начала жизни Иисуса, когда Он был рожден от Девы Марии».

Dies natalis domini – День Рождения Господа. Так изначально назывался праздник Рождества. Интересно, что мы даже примерно не знаем, когда родился Господь. Это связано в первую очередь с иудейской традицией, не любящей дни рождения. Ведь в Библии упоминается только один праздник, посвященный дню рождения. Его устраивает фараон. Об этом мы читаем в книге Бытия (Быт 40,20). Покинув страну четырехсотлетнего рабства, евреи старались забыть и все традиции Египта, поэтому и дни рождения не праздновали. Исключение составлял только тринадцатый день рождения. В этот день мальчик становился полноправным членом общины. Он мог выходить читать Священное Писание в синагоге и толковать его. Как до сих пор говорят евреи, в этот момент он становится «сыном заповедей». Теперь он должен молиться три раза в день, соблюдать пост и следовать другим предписаниям иудаизма. Это очень важный день в жизни молодого иудея. Его ждут и к нему готовятся, как мы готовимся к Первому Причастию. Во времена земного странствия Иисуса дни рождения отмечали многие языческие народы, в окружении которых жили евреи. В этот день приносились богатые жертвы, загадывались желания на следующий год. Поэтому еврейские учителя и священники каждый раз подчеркивали, что праздновать день рождения не следует. Только в XX веке в иудейской среде стали отмечать дни рождения, как дни благодарения за дар жизни. Так что первые христиане не знали, когда родился Иисус. Было это летом или зимой. Не сохранилась и дата Его тринадцатого дня рождения, когда Он впервые вышел читать Писание в синагоге. Мало того, римский аббат Дионисий Малый ошибся в расчетах и перепутал год Его рождения. Он считал, что Господь родился в 754 году от основания Рима (ad Urbe Condita). Но, скорее всего, это событие произошло на четыре года раньше. Впрочем, если быть уж совсем честным, дата рождения Иисуса не столь важна. Важно, как мы переживаем Его приход в наш мир.

Eссlesia – Церковь. Господь приходит в этот мир и сразу же вокруг Него образуется некая группа людей. Все они призваны. Первой призыв слышит Мария, потом Иосиф. В ночь Рождества – пастухи. С появлением звезды – волхвы. И когда начинается общественное служение Христа, Он не устает призывать, собирать Свою Церковь, Экклесию. Это слово используется еще у классических греческих писателей. Его можно перевести как собрание. Но это не просто собрание, а правильно собранное, созванное. Если просто пришла толпа и расселась ровными рядами, то это не экклесия. А вот если каждый был призван и пришел, чтобы занять свое место, тогда это и будет нужный тип собрания. Интересно, что в Новом Завете это слово употребляется 110 раз. А вот в Евангелиях мы его встретим всего дважды. В Евангелии от Матфея, Благой Вести, записанной, как считается, для евреев. Пожалуй, это не случайно. Для иудеев важную роль играет община. Ведь Бог обращается не к конкретной личности, а ко всему Израилю. Вставая на молитву, иудей в первую очередь чувствует себя частью единого целого, частью народа обетования. Христос меняет этот взгляд. Он обращается к сердцу каждого человека. Призывает его в свое Царство. Первые христиане, граждане Римской империи, для того, чтобы передать это свое понимание, использовали привычные термины. Ведь римский народ еще именовали Populus Romanus Quiritum, т.е. «народ римский званый». Но quirit, званый, римлян становился лишь когда исполнял свои политические обязанности. Христиане же призваны всегда. И поэтому мы «собрание призванных в общество Господне лиц, услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву, а потому составляющих ‘род избранный’ (1Пет 2,9)».

Taciturnitas – молчание. Период Адвента – это время ожидания. В первой его половине мы молчим, созерцаем и ждем. Во второй же половине нас словно бы начинает переполнять нетерпение. Третье воскресенье становится своего рода переломной чертой, после которой радость ожидание становится подобна детской радости ожидания чуда. И это нетерпение выражается в антифонах «о», звучащих в последние дни перед Рождеством. Но все-таки Адвент требует от нас молчания, которое ведет к внутренней тишине. Без нее мы не сможем оказаться перед яслями, в которых лежит Младенец. Декабрь станет просто месяцем покупок и годовых отчетов на работе. Молчание нам необходимо, чтобы за разговорами не пропустить стук в дверь наших сердец. Во многих приходах рождественская Месса так же, как и пасхальная, начинается в темноте и тишине. Хор начинает петь только с первыми лучиками света, движущимися по храму. В этот момент мы присутствуем при новом творении. Все прежнее прошло, и Бог творит наш мир заново. И важно не проболтать этот момент! Средневековые мистики говорили о троекратном рождении Бога Слова. Во-первых, это предвечное рождение Бога Сына от Бога Отца. Во-вторых, рождение Иисуса от Марии. И в-третьих, рождение Бога в каждой верующей душе. И именно молчание, молчаливое созерцание позволяет это рождение увидеть и пережить. Мы привыкли к тому, что радость – это что-то громкое, с песнями и танцами. Папа Франциск в одной из проповедей сказал: «Быть счастливым — это хорошо, но радость — это нечто большее. Это то, что не зависит от внешних проявлений и каких-то насущных вопросов. Оно более глубокое. Это подарок. Если стремиться постоянно быть счастливым, любой ценой, то в конечном счете можно так и остаться на поверхности. Это лишает нас христианской мудрости, делает нас глупыми и наивными. Радость – это нечто иное. Это дар от Господа». И чтобы этот дар принять, чтобы наполниться этим даром, нужно пребывать в молчании. Оно поможет «отплыть на глубину», чтобы снова услышать призыв жаждущего собрать нас в Царство Небесное.

Exodus – Исход. В древности существовал красивый обычай выходить из стен города навстречу победителям. Исполненные радостью жители ждут своего Царя. Они выходят Ему навстречу, чтобы не пропустить Его пришествие, Его Адвент. За суетой дел кажется, что жизнь теряет вкус. Она катится по давно налаженной колее. Вера обрастает корой правильных фраз и устоявшихся благочестивых привычек. Мы живем в городе, в котором вроде бы Царь Господь, но на самом деле там давно царствует в лучшем случае рутина. Адвент – это прекрасное время, чтобы выйти из своей крепости. Выйти из зоны религиозного комфорта. Оказаться вне высоких стен и привычных заборов. Ждать с надеждой и нетерпением прихода Того, Кого наше сердце жаждет более всего. И воскресенье Гаудете самое время для такого поступка. Выйти к свободе детей Божиих из своего пусть и совсем маленького Египта. Совершить Исход в страну Обетования, где нас ждет Младенец, у которого припасена улыбка для каждого.

Анна Гольдина