Многие, наверное, видели фильм Микаэля Хофстрема, вышедший на экраны в 2011 году. В нем затрагивается тема, становящаяся все более и более обсуждаемой среди верующих: экзорцизм. Да и сами экзорцисты становятся людьми популярными и уважаемыми в обществе. В соседней с нами Польше их начинают приглашать не только проводить реколлекции для молодежи, но и на вполне себе светские мероприятия, связанные с открытием футбольного сезона. Причем приглашают не как простых священников, а именно как экзорцистов, т.е. людей, наделенных особой властью. Да и сама «демоническая» тема набирает все большие обороты. Нам уже надоело бояться НЛО или ждать конца Света. Новый тренд: дьявол среди нас. Мы еще, конечно, не дошли до выпуска профессиональных глянцевых журналов для «мракоборцев», как все в той же Польше. Но уже не редкость разговоры, напоминающие анекдот советских времен: выступление хора беременных женщин «Ленин в тебе и во мне». Мы с удовольствием смотрим фильмы и сюжеты на эту тему, задаем соответствующие вопросы друзьям и священникам. Конечно, значимую роль в распространении этой новой «модной фишки» сыграл Голливуд.
Фильм «Обряд» продолжает традицию «Экзорциста» и «Изгоняющего дьявола». В нем повествуется о молодом семинаристе, приехавшем на учебу в Рим. Но его годичные штудии не будут связаны с богословием. Он приехал учиться на экзорциста. Довольно быстро у скептически настроенного юноши начинаются практические занятия. Он присутствует во время «работы» опытного экзорциста, чтобы овладеть сложным мастерством и укрепить свою веру. На самом деле перед нами чистый Голливуд, где глянец затмил глубокие проблемы и серьезные вопросы. Мало кто знает, что фильм снят по книге Мэтта Бэглио, которая тоже называется «Обряд». Именно это дало право создателям киноленты утверждать, что фильм основан на реальных событиях. И даже можно разглядеть некоторые черты, оставшиеся от первоисточника. Например, главный герой работает в морге, как и его прототип. Только в реальной жизни не было никаких психологических заморочек с умершей матерью. Как и жутких историй со сбитой в результате несчастного случая девушкой.
В отличие от фильма, книга дает довольно полное представление о мире экзорцистов. Мэтт Бэглио рассказывает об уже сложившемся священнике. Он едет из Америки в Рим на курсы экзорцистов, потому что ищет новые пути реализации своего священнического призвания. Он видит страдания людей вокруг себя, хочет помочь им углубить свою веру. Им движет не любопытство и даже не святое послушание, а сострадание и любовь. Отец Гэри Томас, персонаж книги, посещает римских экзорцистов и видит картину весьма отличную от той, что представлена в фильме. В тех храмах, где отведено определенное время для приема экзорциста, люди сидят в очереди, как в какой-нибудь клинике. Они приходят с простыми, на первый взгляд, проблемами. Кому-то экзорцист уделяет пару минут, потому что достаточно только благословения. Над кем-то долго молится. Впрочем, это «долго» не выходит за рамки получаса – сорока минут. Довелось ли отцу Гэри увидеть настоящую одержимость, как в фильмах? Нет! Он увидел множество страдающих людей. Простых обывателей, многие из которых стеснялись того, что с ними происходит. Были те, кто приходил к экзорцисту годами. Обычно люди спокойно сидят и даже зевают. Экзорцизмы «со спецэффектами» вещь редкая, как и настоящая одержимость.
Существует несколько «степеней» влияния дьявола. В первую очередь, это – самые обычные искушения, т.е. мысли и события, которые заставляют нас совершать нечто плохое, направленное против духа христианской любви. Впрочем, Отцы Церкви говорят о том, что не все зло совершается исключительно по наущению дьявола. Наша человеческая воля играет здесь не последнюю роль.
Следующий пункт – угнетение. Его еще называют «физическим нападением». Нередко это связано с появлением странных царапин и даже непонятных иероглифов на теле. А может быть странное состояние физической немощи. Именно о таком состоянии мы читаем в Евангелии, там, где говорится об исцеленной Иисусом женщине, страдавшей духом немощи (Лк 10, 13-16). Также жертвы дьявола могут, на подобии Иова, страдать от проблем со здоровьем и отношений с другими людьми. Цель дьявола – ввести этих людей в состояние изоляции и отчаяния, и заставить отвернуться от Бога.
Тем не менее, если начались проблемы с работой или возникает болезненное состояние, не надо сразу нестись к экзорцисту. Сначала стоит обратиться к врачу и психологу. Европейские экзорцисты говорят о том, что большинство их «клиентов» составляют люди, уверенные, что дьявол влияет на их жизнь каким-то особым образом. Вопрос не в том, что они отнимают время, а в том, что они не хотят искать самостоятельного решения, ожидая непонятного чуда. Приведу пример. Обращение к экзорцисту может быть связано с ощущением физической подавленности и резким снижением настроения. Однако при посещении врача и сдаче соответствующих анализов вполне может оказаться, что сбой дала эндокринная система. Начинается диабет или проблемы с щитовидкой, а выглядит это как угрожающие атаки ада. Все-таки, прежде чем пугаться, стоит проявить некоторую долю здорового скепсиса и обратиться к врачу.
С другой стороны, это состояние нельзя воспринимать как некое наказание. Нередко такая атака дьявола может быть направлена на человека, стремящегося к Богу всем сердцем. Вспомним хотя бы некоторых святых: св. Екатерину Сиенскую, св. Терезу Авильскую, св. Жан-Мари Вианея и св. Джемму Гальяни.
Наваждение, или навязчивое состояние, или «демоническое искушение» — еще одна из «градаций» влияния дьявола. Оно представляет собой интенсивную и настойчивую атаку на сознание жертвы. Такие атаки чаще всего сопровождаются бессистемными навязчивыми мыслями, которые, несмотря на их абсурдность, оказываются настолько интенсивными, что жертва перестает четко осознавать, что с ней происходит. Нередко человеку кажется, что он сходит с ума, и это усиливает ощущение безысходности.
Впрочем, и здесь стоит проявить здоровый скепсис. Подобные состояния и ощущения могут быть связаны с банальной депрессией. В этом случае, относительно быстро и эффективно поможет психиатр или психолог, а также невропатолог (Здесь, правда, стоит отметить, что выбирать лучше верующих специалистов. Иначе будут лечить несуществующие психологические проблемы, просто в силу того, что психолог или психиатр отрицает наличие мира духа). Мало того, подобные состояния могут быть связаны с нарушением деятельности головного мозга. А также это может быть психическое расстройство. Иногда люди, больные шизофренией, четко осознают, что с ними что-то происходит и начинают искать помощи. Кроме того, подобные проявления дает синдром хронической усталости… Здесь также не обойтись без примеров. Психологам кризисных центров известны случаи, когда к ним обращаются женщины в подобном подавленном состоянии. На первый взгляд их проблема кажется безысходной. Однако при ближайшем знакомстве может оказаться, что у несчастной дома атмосфера насилия, причем не обязательно физического, и она не может найти из нее выхода своими силами. Трезвый взгляд со стороны в этом смысле способен творить чудеса. Здесь не нужен экзорцист, достаточно внутреннего ресурса организма.
Хотя в ряде случаев, когда под психологическими проблемами скрывается угнетение или наваждение, может понадобиться и молитва освобождения. В принципе, ее может прочитать любой священник, но в большинстве случаев об этом просят экзорцистов. Это связано с тем, что современные священники весьма скептически относятся к подобным вещам и, столкнувшись с непонятными проблемами, просто не знают, что с ними делать.
Приведу пример. Женщина в течение нескольких лет посещала психолога и была не в состоянии справиться с состоянием подавленности. Однажды ее терапевт предложила заглянуть в церковь. Священник растерялся и направил грустную даму к экзорцисту. И в течение года проблема многих лет была разрешена.
Наконец, переходим к третьему пункту, самому эффектному: демоническая одержимость. В этом случае дьявол овладевает телом человека, вводя его в некое подобие транса. Хотя бывают и те, кто остается в сознании. У людей бывают судороги, они говорят странными голосами и т.п. С точки зрения скептика, подобным образом выглядят эпилептические припадки, так же выглядят некоторые психические заболевания. Здесь стоит вспомнить фильм «Игры разума», посвященный великому американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии, Джону Форбсу Нэшу. У него была параноидальная шизофрения, отягощенная галлюцинациями. Его поведение для окружающих было похоже на поведение одержимого. Реальный Нэш страдал только слуховыми галлюцинациями, но это было всего лишь поражение мозга, т.е. болезнь.
Экзорцистам чаще всего приходится сталкиваться с угнетением и наваждением. Настоящая одержимость – явление крайне редкое. Приведу неожиданный пример одержимости – сестра Мариам Иисуса Распятого. Эту блаженную еще называют Цветок вифлеемского Кармеля. Ее жизнь сопровождало множество мистических знамений и чудес. И в то же время мы знаем, что она была одержимой. В течение сорока дней дьявол владел ее телом…
Почему Бог допускает подобное вмешательство лукавого в человеческую жизнь? Общий ответ на этот вопрос не существует. Зато можно выявить некоторые закономерности, связанные со все возрастающей популярностью экзорцизма и всего, что связано с дьяволом в современном мире.
С одной стороны, речь идет об охватывающем современное общество инфантилизме. Мы мучительно боимся принимать решения и стремимся переложить ответственность на кого-то другого. Этим активно пользуется современная психология, помогая изыскать проблемы в родителях, окружающем мире и общественном строе. Совсем не значит, что психология не помогает людям. Просто стремление найти психолога, способного разрешить все проблемы, сродни стремлению найти экзорциста и переложить всю ответственность на него. При этом как-то забывается, что и в том, и в другом случае речь идет о внутренней работе, а не о магическом ритуале.
Инфантилизм порождает желание подчиняться и принадлежать. Я не говорю о тех, кто действительно нуждается в помощи экзорциста, но только о тех, кто следует моде и ищет своего особого гуру в этой сфере.
Еще один аспект – это поиск острых ощущений. На самом деле, современный человек (я не говорю о странах Ближнего Востока или Африке) уже плохо представляет, что такое страдание. Любая царапина воспринимается, как повод для глубокого психоанализа и поисков помощи. И люди начинают искать острых ощущений, таких как изгнание дьявола на стадионе.
Нельзя не заметить и влияние протестантских деноминаций, многим из которых свойственно искать лукавого во всех жизненных неудачах. Кроме того, харизматические движения вносят свою лепту в создание ажиотажа. Вопрос не в самих движениях, а в превратно толкуемой обывателем их молитвенной и духовной жизни.
В то же время нельзя не отметить, что проблема влияния Сатаны достаточна актуальна. Это связано с небывалым распространением оккультных практик и всевозможных восточных течений, многие из которых несут явно сатанинские черты. Наводнившие рынок гадалки и ведуньи также вносят свой вклад. Впрочем, это – вопрос каждой конкретной истории. Повторюсь, что никто не знает, почему испытание приходит в жизнь одного человека и минует другого.
Интересно, но бывают случаи, когда экстроординарным, т.е. превосходящим простое искушение, атакам дьявола подвергаются люди, живущие в состоянии благодати. Самыми известными примерами в этом смысле будут, уже упоминаемые, св. Жан–Мари Вианней и бл. Мариам Иисуса Распятого.
И здесь мы подходим к самой важной мысли. На самом деле, значимо то, на что направлен наш взор. Вернее, на кого. Если мы, действительно, христиане, наш взгляд будет направлен на Иисуса, а сердце будет стараться открыться на Его любовь. Современная культура предлагаем нам все время «смотреть за левое плечо», т.е. присматриваться к дьяволу, искать следы его воздействия и проявлений. И именно это позволяет ему столь активно действовать в мире. Ответом может быть только обращение ко Христу. В этом – проявление свободной воли человека, не желающего подчиняться злу. И с этого начинается его взросление.
В завершении стоит вспомнить слова одного итальянского экзорциста: «Не бойтесь демона, бойтесь греха».
Анна Гольдина