Правозащитники, отстаивающие свободу вероисповедания, и специалисты из сферы здравоохранения выразили свою озабоченность распространением COVID-19 в северо-восточной части Сирии.
«Здесь наблюдается тройная угроза свободе вероисповедания и продолжающаяся борьба против ИГИЛ*. Турция жестоко бомбит город Хасеке и перекрывает ему источники водоснабжения. ООН и Human Rights Watch выразили свой протест, но Турция продолжает», — сказала г-жа Лорен Хомер, англиканский юрист, специалист по проблемам свободы вероисповедания, выступая на Международном круглом столе о свободе вероисповедания 21 апреля.
В рамках этого круглого стола г-жа Хомер возглавила рабочую группу по Ближнему Востоку. Она выступала на онлайн-встрече группы, которая обычно встречается на Капитолийском холме. В своём выступлении она выразила большую озабоченность здоровьем и благополучием курдов, сирийских христиан и езидов, проживающих в этой области, и столкнувшихся с распространением коронавируса.
«Кризис, связанный с COVID-19, обостряется. Этот район отрезан от возможной помощи. Правительство Южного Курдистана из Ирака попыталось помочь, но это всего лишь три тестовые лаборатории с количеством тестовых наборов, явно недостаточным для 5 миллионов человек. Правительство США и американские военные помогли со средствами индивидуальной защиты. Сейчас помогает международная гуманитарная организация евангельских христиан «Кошелёк Самаритянина»», — рассказывает г-жа Хомер, которая возглавляет негосударственную некоммерческую организацию «Law and Liberty Trust», работающую по всему миру ради защиты свободы вероисповедания.
Она призвала Соединённые Штаты и Президента Дональда Трампа «оказать давление на Турцию, чтобы её войска перестали препятствовать доставке гуманитарной помощи и обеспечили местным жителям доступ к источникам воды, которая им крайне необходима».
26 февраля Турция поставила под угрозу подачу воды в город Хасеке и его окрестностях, где проживает около полумиллиона человек, включая сирийцев, бежавших из других частей страны из-за конфликта.
Г-жа Хомер сказала, что северо-восточная Сирия и её бойцы, курды и сирийские христиане, остаются ключевыми союзниками в борьбе против ИГИЛ*. Эти бойцы вместе с американскими войсками обеспечили вытеснение ИГИЛ* со значительной территории в Сирии, пока президент Трамп не вывел 2000 американских солдат из области боевых действий, заявив, что экстремисты «побеждены». После серьёзной критики этого шага американские военные, оставшиеся в регионе, обеспечивают охрану нефтяных месторождений.
В результате военного наступления Турции более 300 000 человек стали беженцами, в Сирии убито более 70 мирных жителей, в Турции – более 20. У Amnesty International есть доказательства военных преступлений и других противоправных действий, совершённых турецкими и сирийскими войсками, включая использование боевиков-исламистов.
Греко-мелькитский архиепископ Алеппо Жан-Клеман Жанбар сказал в октябре 2019 года, что военное вмешательство Турции спровоцировало «демографическую катастрофу, выгнав курдов из их домов и с их земель, и это создало серьёзное внутреннее напряжение».
Г-жа Хомер сказала: «Самое главное, что происходит в северо-восточной Сирии, это продолжение борьбы с ИГИЛ*, и ИГИЛ* активизируется. В тюрьмах, где заключено около 10 000 боевиков Исламского Государства*, поднимались мятежи, и в лагерях, где сосредоточено до 80 000 членов их семей – жёны и дети, также имели место бунты и вспышки недовольства. Так что ситуация критическая. Некоторые из этих бунтов напрямую связаны с недостатком воды и страхом перед эпидемией COVID-19».
«Жизненные условия здесь очень трудные, и об улучшении говорить не приходится. Нам нужна помощь от наших союзников, чтобы улучшить условия жизни и здоровья людей, которые поддерживают международную коалицию, чтобы нанести поражение ИГИЛ*», — сказал г-н Бассам Исхак, депутат Сирийского демократического совета в северо-восточной Сирии и выпускник Католического Университета США в Вашингтоне.
«Мы ограничиваем перемещения транспорта, закрываем некоторые магазины и школы, чтобы противостоять распространению коронавируса», — говорит Санхариб Барсум, со-председатель Партии Сириакского Союза (официально зарегистрированная политическая партия в Сирийской Арабской Республике, позиционирует себя как организация, представляющая интересы ассирийского меньшинства в этой стране – прим. пер.). – «Мы также получили некоторое количество индивидуальных средств защиты и наборов для тестирования из Южного Курдистана в Ираке».
Международная гуманитарная организация «Врачи без границ» работает с представителями местной системы здравоохранения и других структур в северо-восточной Сирии, чтобы подготовиться к увеличению числа пациентов, заражённых COVID-19, вслед за первой клинически подтверждённой смертью от этой инфекции.
«Мы чрезвычайно озабочены отсутствием лабораторного тестирования и отслеживания контактов, неспособностью больниц принять пациентов и жёстким дефицитом средств индивидуальной защиты», — сказала Кристал ван Леувен, руководитель группы срочной медицинской помощи Сирии. – «Меры, принимаемые сейчас в северо-восточной Сирии, очень далеки от реально необходимых. Нужно серьёзно увеличить усилия гуманитарных организаций и благотворителей».
Представители «Врачей без границ» утверждают, что девять лет вооружённого конфликта разрушили систему здравоохранения в северо-восточной Сирии. Многие учреждения здравоохранения просто перестали функционировать, а те, которые остаются открыты, ещё до начала пандемии коронавируса не справлялись с удовлетворением медицинских нужд населения. Задержка начала тестирования и закрытия границ уже сделала практически невозможным адекватный ответ на начало эпидемии, добавляют они.
*ИГИЛ – террористическая организация, запрещенная в РФ
Дейл Гавлак
Источник (англ.): Crux
Перевод: Наталья Проскурина
Фото: Khalil Ashawi/Reuters via CNS